Развитие интереса у детей 6-7 лет к предметному
миру на примере темы «Одежда» с помощью
русского традиционного костюма
воспитатель Отделения дошкольного образования детей
ГБОУ СОШ № 35 с углубленным изучением английского языка
Василеостровского района Санкт-Петербурга
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
State budgetary educational institution, secondary school
No. 35 with in-depth study of English, Vasileostrovsky district of St. Petersburg
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Аннотация
В статье раскрывается методика формирования познавательного интереса у детей 6-7 лет к предметному миру на примере темы Одежда.
Автор предлагает в рамках детско-родительского проекта составление дидактического альбома «Одежда: тогда и сейчас» для ознакомления детей 6-7 лет с историей одежды на примере русского традиционного костюма Северо-Западного региона России.
В статье также представлены следующие организационно-методические рекомендации для педагогов по решению задач, направленных на развитие формирования познавательного интереса у детей 6-7 лет: совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, русские народные игры с переодеванием детей в народные костюмы, конкурсы совместных работ детей с родителями, ознакомление детей с художественной литературой, рассказывающей о русских народных промыслах, прослушивание аудиогида как способа виртуального посещения Российского этнографического музея и т.д.
Ключевые слова: детско-родительский проект; предметный мир; одежда; русский традиционный костюм; дидактический альбом; репродуктивное воображение.
Annotation
The article reveals a methodology for the formation of cognitive interest in children aged 6-7 years to the objective world on the example of the topic Clothing.
The author proposes, within the framework of a parent-child project, to compile a didactic album "Clothes: then and now" to familiarize children aged 6-7 with the history of clothing using the example of the Russian traditional costume of the North-West region.
The article also presents the following organizational and methodological recommendations for teachers on solving problems aimed at developing the formation of cognitive interest in children 6-7 years old: joint collection of materials, making attributes, Russian folk games with dressing up children in folk costumes, competitions for joint work of children with parents, familiarizing children with fiction telling about Russian folk crafts, listening to an audio guide as a way of virtual visiting the Russian Ethnographic Museum, etc.
Key words: parent-child project; subject world; clothes; Russian traditional costume; didactic album; reproductive imagination.
Введение
В соответствии со шкалами Мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации 2021 года [№ 1] основным из понятий является ознакомление дошкольников с предметным миром на примере темы «Одежда». Эта тема соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования Российской Федерации [№ 2].
В настоящее время перед коллективами дошкольных учреждений стоит много задач, одна из которых – это организация формы взаимодействия между педагогами и родителями. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, нужно постараться вовлечь их в жизнь детского сада. Одной из форм сотрудничества является проектная деятельность.
Проект дает возможность ребёнку экспериментировать, обобщать полученные знания, развивать свои творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с воспитателями и родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Поэтому для реализации задачи формирования познавательного интереса у детей 6-7 лет к предметному миру на примере темы «Одежда» в данном случае был применен «метод проекта».
Именно проектная деятельность в ходе реализации детско-родительского проекта является связующим звеном между процессами обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также помогает заинтересовать и увлечь ребенка в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить их сотрудничать, работать в коллективе, планировать свою работу и доводить процесс до конца.
Обзор литературы
В разработке детско-родительского проекта я опиралась на разработки и исследования автора Василенко Н.В. в ее статье «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательных мотивов учебной деятельности детей дошкольного возраста» [№ 4].
Проектная деятельность состояла из трех этапов: подготовительного, практического и этапа оформления результатов.
На подготовительном этапе мы с детьми собирали материалы для изготовления Альбома: «Одежда тогда и сейчас». Детям была прочитана сказка Ушинского К.Д. «Как рубашка в поле выросла» [№ 7]. Проведено с детьми занятие по познавательному развитию: «Секреты из сундука». На этом занятии дети исследовали образцы ткани (льняной, хлопчатобумажной, шерстяной, шелковой, синтетической) и рассмотрели иллюстрации [№ 3, с. 9] и предметы одежды, головные уборы, платки, сумки выполненные в народном стиле.
Далее дети прослушали аудиогид с сайта Российского этнографического музея: «Девичий костюм. Русские» [№ 6], а также с детьми была проведена дидактическая игра «Угадай, в каком мешочке семена льна?»
В заключении подготовительного этапа мною были созданы алгоритмы художественного оформления иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас» (для родителей и для детей). Затем родители были проинформированы о конкурсе-выставке иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас».
На практическом этапе было проведено занятие по художественному оформлению иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас» (художественно-эстетическое развитие: «Знакомство с народным костюмом на примере традиционного костюма Архангельской губернии конца 19 века»). На данном занятия внимание детей обращено на связь орнаментов, цвета одежды с природой края: материал, цвет, используемые декоративные элементы (узоры, природные (растительные и «животные» мотивы) элементы) [№ 5, с. 16, с. 57].
Далее был проведен конкурс-выставка иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас» и занятие «Найди замену» (художественно-эстетическое развитие: подбор к предметам традиционного костюма подходящей замены в современном варианте и выполнение изображения). В конце занятия «Найди замену» детям было предложено творческое задание (по желанию) – вместе с родителями составить иллюстрации предметов современной одежды, из тех, которые дети нарисовали на занятии, а также, дополнить иллюстрации теми, что они сделали дома. Затем была размещена справочная информация для родителей о занятии «Найди замену».
Далее мы с детьми создали Альбом «Одежда: тогда и сейчас» из иллюстраций, созданных детьми с родителями и на занятиях. В качестве итогового мероприятия практического этапа с детьми был проведен музыкально-игровой досуг. Дети надели народные костюмы, водили хоровод, играли в русскую народную игру «Ручеек».
Завершающий этап детско-родительский проекта стал этап оформления результатов, на котором были награждены участники конкурса - выставки иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас».
После проекта была проведена диагностика. Результаты диагностики следующие:
Критерий 1. Интерес детей к Альбому «Одежда: тогда и сейчас», к предметам традиционного костюма и современной одежды (в % от общего числа детей группы):
1. Эмоциональное положительное отношение в процессе работы по теме - 90 % (15 из 18).
2. Желание продолжать деятельность за пределами отведенного времени - 66% (12 из 18).
3. Вопросы по теме - 33% (6 и 18).
4. Задействование творческого продукта в свободной деятельности - 44 % (8 из 18).
Критерий 2. Включение родителей в проектную деятельность в % от общего числа детей группы):
1. Участие в выставке - 77 % (14 из 18).
2. Интерес к беседам (принимают участие, задают вопросы) - 38% (7 из 18).
Продукт детско-родительского проекта - дидактический альбом «Одежда: тогда и сейчас» стал полезен для детей 6-7 лет тем, что дал возможность познакомится с предметным миром на примере темы «Одежда» с помощью русского традиционного костюма.
Выводы:
Описываемый в данной статье детско-родительский проект создал условия для:
1. развитие формирования познавательного интереса у детей 6-7 лет к предметному миру на примере темы одежда с помощью русского традиционного костюма Северо-Западного региона.
2. развития речи детей, расширения активного словарного запаса словами: рубаха, сарафан, душегрея, коротёна, лапти, кокошник, косоворотка, порты.
3. активизации творческого воображения детей путем создания иллюстраций для дидактического альбома «Одежда: тогда и сейчас»;
4. развития мелкой моторики рук детей, памяти, мышления;
5. привлечения внимания родителей к совместной творческой деятельности с детьми по изготовлению альбома «Одежда: тогда и сейчас».
Дальнейшее применение продукта проекта:
В будущем развитие продукта проекта планируется осуществить по следующим пунктам:
1. записать видео с краткими описательными рассказами о предметах традиционной одежды и современных эквивалентов.
2. реализовать идеи, возникшие в ходе проекта: дополнить дидактический альбом: тогда и сейчас» иллюстрациями, с предметами народного костюма других губерний Северо-Западного региона России (Вологодской, Псковской).
3. разработать дидактическую игру «Одень куклу в традиционный костюм Архангельской губернии конца 19 века» для развития качества зрительного восприятия и внимания у детей 6-7 лет.
Список литературы
1. Мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации 2021 года - https://do2021.niko.institute/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Российской Федерации - https://docs.cntd.ru/document/499057887
3. Андреева А. Ю. Русский народный костюм : путешествие с севера на юг / А.Ю. Андреева. - СПб. : Паритет, 2005. - 134 с., [8] л. цв. ил. : ил. ; 30 см.
4. Василенко Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательных мотивов учебной деятельности детей дошкольного возраста
- https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnyh-motivov-uchebnoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo/viewer
5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - Москва : Наука, 1978. - 207 с., 3 л. ил. : ил. ; 22х20 см.. - Списки лит. в примеч. в конце глав.
6. Аудиогид с сайта Российского этнографического музея: «Девичий костюм. Русские» - https://izi.travel/ru/7aef-russkie/ru#e632-kostyum-donskoy-kazachki-russkie/ru
7. Ушинский К. Д. Как рубашка в поле выросла / К. Ушинский ; [Худож. Т. Шеварева]. - М. : Малыш, 1986. - [14] с. : цв. ил. ; 28 см.. - (Библиотека детского сада . Средняя группа).