Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Модель «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка
раннего возраста посредством театрально-игровой деятельности»

От развивающих программ к развивающему подходу

Нестерова Светлана Ивановна

Любят тебя без особых причин –
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растешь,
 За то, что на маму и папу похож
Актуальность
  1.  Раннее развитие малыша – это определенный уровень общения с ребенком, уровень взаимопонимания, сотрудничества. Это радость показать ему окружающий мир и открыть перед ним новые возможности
  2. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, тем, что происходит с ребенком здесь и сейчас.
  3. Центральная технология стандарта это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, позитивная социализация и индивидуализация личности.
  4. Проблема развития ребёнка дошкольного возраста, закладываются в адаптации, приспособлении ребенка к условиям детского сада, к принятию новой социальной роли.
Организация психолого-педагогического сопровождения предполагает
  • создание психолого-педагогических условий для развития ребенка (Е. И. Казакова)
  • «поддержку его психического здоровья» (Н. Г. Осухова, М. Р. Битякова)
  • комплексный подход, в системе взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» (Л. М. Шипицына, И. В. Дубровина).
  • Основная задача сопровождения – оказание поддержки детям, в которой они нуждаются, когда сталкиваются со своими личными проблемами и внешним миром.
  • Субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующей
Любое развитие требует индивидуального подхода. Если ребенка в любом возрасте учить чему-либо не вовремя, или под принуждением, то достижение результат маловероятно или он достигается гораздо позже (М. Монтессори).
Ребенок сам является творцом своей личности, в нем заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослых – только помочь ребенку действовать самостоятельно, создавая условия и окружающую среду. «Главное для нас и в нашей работе, расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних». В. Алямовская.
Эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности – это профессиональные качества специалистов, работающих с детьми раннего возраста. Данные качества необходимы как педагогам, так и психологам.
Главная задача психолого-педагогического процесса сопровождения - обогащение развития ребенка, учет индивидуальных особенностей, знание основных психологических закономерностей развития ребенка первых трех лет жизни (неравномерность, гетерохронность, скачкообразность в развитии основных функций, лабильность нервной системы); сензитивность данного возрастного периода для развития определенных психических функций и личностных качества, зоны ближайшего развития
Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, музыкальные и театрализованные игры, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила.  А воспитателю занятия помогут завоевать симпатии детей и их доверие. В ситуации игры ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремиться научиться тому, чего еще не умеет.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе является создание условий для нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) на основе развития игрового взаимодействия детей и взрослых; обеспечение грамотного психологического сопровождения естественного развития.
Цель: поиск новых форм, методов и технологий театрально-игровой деятельности, как фактора развития детей раннего возраста; психологическая поддержка, содействие эмоциональному благополучию ребенка в детском саду
Задачи:
  • Приобщение детей к театральной культуре. Знакомство с различными театральными куклами, освоение элементарных действий с ними
  • Формирование у детей раннего возраста простейших образно-выразительных умений (умение имитировать характерные движения сказочных животных).
  • Формирование коммуникативных навыков детей, способствовать успешной адаптации в коллективе, воспитывать чувства симпатии к сверстникам; эмоциональное развитие
  • Развитие познавательной активности детей, развитие индивидуальных и творческих способностей детей
  • Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие, атмосферу радости и удовольствия
Театрально-игровая деятельность – как форма организации жизнедеятельности ребенка раннего возраста. Следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по мнению Л.И. Божович, «пробуждаются» в этом возрасте и направляют развитие личности ребенка:
Потребность в новых впечатлениях проявляется в любознательности, стимулирует развитие речи, мышления, воображения.
Потребность в самоутверждении стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого.
Однако, только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами, совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.
Особенности театрально-игровой деятельности:
Адаптивна
Мобильна
Уникальна
Интересна
Реализует потребность в свободе, самостоятельности и самовыражении
Функции театрально-игровой деятельности
  • Средство обучения
  • Средство воспитания
  • Средство общения с ребенком
  • Средство формирования позитивной «Я концепции» 
  • Средство развития
  • Средство изучения ребенка и коррекции
Педагогические условия:
  • Время ни на игру в режиме дня
  • Организация активной развивающей игровой среды
  • Обогащение жизненного опыта яркими впечатлениями (ребенок сам является творцом «своего мира»)
  • Взаимодействие с родителями
  • Играющий педагог
Виды кукольных театров многообразны, они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательною-образовательной работе детского сада и сделают жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.
Программа состоит из трех основных блоков: Осень (сентябрь-ноябрь), Зима (декабрь-февраль), Весна (март-май).
Каждый блок включает в себя 24 занятия продолжительностью 10-15 минут, которые проводятся 2 раза в неделю, в утреннее время. В конце каждого блока занятия включено проведение досугов и праздников, включающих участие родителей. Также проводятся основные народные и календарные праздники.
Принципы и подходы
  1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
  2. Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности.
  3.  Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
Принципы построения совместной деятельности педагога с детьми
(авторская разработка Липиной В.В.)
•          Знакомство ребенка с игрушкой, героями кукольного театра, обогащение игрового опыта ребенка, знакомство детей с приёмами кукловождения. Педагог – актер
•          Совместная игра с ребенком. Педагог-партнер. Косвенная помощь педагога через игровой персонаж, создание игровой ситуации, приобщение детей к сюжетным играм необходимого для обыгрывания сюжета
•          Самостоятельная театрально-игровая деятельность. Умение принимать роль в игре и следовать ей. Педагог наблюдатель. Диагностика и коррекция поведения
•          Творческий подход, инициативность. Творческая игра, придумывание новых образов. Развитие эмоционально-волевой сферы. Педагог - восхищенный зритель.   
Структура игрового общения
Приветствие, игровое упражнение на развитие общения и соц. взаимодействия
Наше солнышко проснулось, солнце деткам улыбнулось, будем солнышко в колыбельке качать, будем солнышко поднимать.
В колыбельке золотой, спало солнце за рекой,
Поутру оно проснулось, нашим деткам улыбнулось.
Стали детки все играть, бегать, прыгать и скакать.
 А мы до солнышка потянемся,
Маленькими не останемся, высоко, высоко потянемся.
Потягушечки-растягушечки (руки вверх и в стороны)
А поперек толстунюшечки (руки скрестить и развести)
А наши ручки хватушки, хватушки (хватательные движения руками)
А наши ножки ходунюшки, ходунюшки (топаем ногами)
А наши ушки послушки, послушки (гладим себя по ушкам)
А наши глазки моргунюшки, моргунюшки (моргаем глазками)
А наши щечки надувашки, а зубки стучалки (стучим зубками)
А наши  губки – целовашки (складываем губки для поцелуя),
А в роток говорок, а в головку разумок (гладим себя по голове)
А наш носик задышал, всем он здравствуйте сказал.
Мы проснулись и друг другу улыбнулись.
Наши пальчики тоже проснулись, вместе к солнышку потянулись.
Пальчиковая гимнастика (игра на снятие эмоционального напряжения, установление доброжелательных взаимоотношений (А. Буренина))
Дай ладошечку, моя крошечка, я поглажу тебя да по ладошечке,
На  ладошечку, моя крошечка, ты погладь, ты погладь мою ладошечку.
Наши ножки тоже хотят поиграть, наши ножки будут с нами танцевать.
Пальчиковая гимнастика по теме занятия
Музыкально-ритмическая игра (выбор за педагогом, репертуар А. Бурениной, Е. Железновой)
А теперь мы посидим, друг на друга поглядим, будем в гости приглашать, будем сказку вместе ждать
Показ сказки, инсценировка стихотворения, потешки
Театральная игра, творческие игры и упражнения
Игра на развитие познавательных процессов, дидактическая игра
Двигательная, народная или хороводная игра, на коммуникативное взаимодействие
Ритуал прощания
Пришло время расставаться, надо солнышко отпускать, в небо погулять, к вам вернется скоро оно опять.
До свиданья дружок, я приду в другой разок.
Оценка результативности
  1. Развивающий эффект в обеспечении психологической комфортности и эмоционального спокойствия ребенка, снижение тревожности.
  2. Проявление познавательной активности, развитие самостоятельности, овладения разнообразными способами действий, самостоятельной игровой деятельности и общения.
  3. Проявление высокого или среднего уровня личностно-социальных проявлений, характеризующийся изменением значений всех показателей личностно-социального развития.
  4. Проведенные совместных занятия, досуги с детьми, позволяют установить теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствуют закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.
Список литературы:
  • Афонькина Ю. А, Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней/Волгоград, Учитель, 2012
  • Караманенко Т. Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет. Садов.-3-е изд., перер. М.: Просвещение, 1982
  • Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие:2-е изд., доп. –М.: ТЦ Сфера, 2014
  • Кислинская Т. А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет.- М.: Генезис, 2009
  • Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа психолого-педагогического сопровождения, комплексные занятия./Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2013
  • Ларечина Е. В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» (для детей 2-3 года).- СПб.: Речь, М. : Сфера, 2011
  • Ларечина Е. В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко» (для детей 1-2 года).- СПб.: Речь, М. : Сфера, 2011
  • Ларечина Е. В. Игры на коленях и игровые массажи для малышей 1-3 лет (набор карточек), 2011
  • Литвинова М. Ф. Играют непоседы: игры и упражнения для детей от 1,5 до 3 лет.: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013
  • Монина Г. Б. Ларечина Е. В. Игры для детей от трех до семи лет. СПб.: Речь; М.: Сфера,2008
  • Монина Г. Б. Е. Лютова-Робертс Игры приветствия для хорошего настроения, 2011
  • Монина Г. Б. Ларечина Е. В. Игры для детей от года до трех лет. СПб.: Речь; М.: Сфера,2008
  • Набор развивающих карточек. С. Г. Дмитриева, 2012
  • Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./сост. Т. В. Галанова.-Ярославль: «Академия развития», 1998
  • Родина М. И. Буренина А. И. Кукляндия: учебно-методическое пособие по театральной деятельности. – СПб., Издат-во «Музыкальная палитра», 2008
  • Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2008
  • Сауко Т. Н. Бурнина А. И.  Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лт.- СПб, 2001
  • Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «Детство- Пресс», 2000
  • Шехова О. Г. Сказки, игры и колыбельные для развития малышей.-СПб:Речь:М.:Сфера, 2011

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»