Сравнительный анализ ФГОС и Профстандарта
Швец Наталья Владимировна
Модернизация системы образования в России кардинально поменяла «портрет» современного педагога. Непрерывно меняющаяся действительность обуславливает потребность в специалистах, не только хорошо знающих свое дело, но и ориентированных на предприимчивость и творчество, обладающих развитым профессиональным самосознанием, а также организационно-управленческими навыками. Профессиональный стандарт определяется как характеристика квалификации, необходимой работнику для определённого вида профессиональной деятельности. Под квалификацией работника, в свою очередь, понимается уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы. Очевидно, что в наше время наиболее перспективным для оценки уровня профессионализма специалистов является компетентностный подход, ориентированный на целостное и многогранное описание требований к работнику. При разработке квалификационных характеристик такой подход акцентирует внимание не только на наличии у педагога определённых знаний, но и на возможности их использования, готовности применения в конкретных ситуациях для решения актуальных педагогических задач. Неслучайно основной содержательной единицей профессионального стандарта выступает описание профессиональной (базовой) компетенции педагога, отнесённой к тому или иному уровню его квалификации. Уровни квалификации определяют требования к умениям и знаниям в зависимости от полномочий и ответственности работника.
Отличия:
1. В ПС прописаны обобщенные трудовые функции и соответствующий им уровень квалификации.
2. В отличие от ФГОС, в ПС каждая трудовая функция прописана с позиций трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний, что определяет необходимость оценки профессиональной компетентности, включая профессиональную деятельность педагога.
3. Особое внимание в Профессиональном стандарте педагога уделено психолого - педагогическому сопровождению процесса обучения, знаниям социально - психологических особенностей личности ребёнка, закономерностей развития, законов периодизации и кризисов развития, основ психодиагностики и т.д., а также владению методами психодиагностики – чего мы не наблюдаем в ФГОС.
4. Областью регулирования (Что регулируется?) Профессиональные стандарты – требования к квалификации, компетенциям. Образовательные стандарты – определяет структуру и устройство образовательного процесса.
5. Субъектами регулирования (Кто разрабатывает?) Профессиональные стандарты – сообщество профессионалов в данном виде деятельности. Образовательные стандарты – Минобрнауки, Учебно-методические объединения. Важно: результаты образования должны быть ориентированы на требования профессиональных стандартов.
6. Внутренним устройством – в профессиональных стандартах зафиксированы функции, работы, продукты, технологии, определяются какими знаниями, умениями и компетенциями профессионал должен обладать, также в ПС определено сколько уровней квалификаций существует. Образовательные стандарты – фиксируют какие именно должны быть компетенции сформированы у выпускника, какими образовательными средствами будет формироваться та или иная компетенция, доля свободной и вариативной части.
7. На основе этих стандартов возникают разные институты - на основе Профессиональных стандартов – сертификация квалификаций. На основе Образовательных стандартов – кредитно-зачетная система, аккредитация образовательных программ.
8. Умения в профессиональном стандарте расписаны более подробно по сравнению с ФГОС, поэтому при составлении тем и содержания рабочей программы, планов уроков учебной практики и лабораторно - практических работ необходимо использовать требования профессионального стандарта.
Сходства:
1. И в ПС и в ФГОС перед педагогами поставлены задачи, которые необходимо реализовывать в процессе обучения.
2. Трудовые действия, необходимые умения и знания, прописанные в ПС, во многом совпадают с основными задачами реализации содержания образовательного процесса в рамках ФГОС.
3. И в ФГОС и в ПС прослеживаются перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, развитие общей культуры, ознакомление с общечеловеческими ценностями.Оба документа являются нормативными документами.Таким образом, профессиональная компетентность педагога в условиях внедрения профессионального стандарта — это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).