Рецепт счастливого детства
Олехнович Марина Викторовна,
воспитатель, психолог ГБДОУ
детский сад 121 Санкт-Петербурга
Задумывались ли, вы, когда-нибудь о том, как живётся нашим, детям, в этом непростом и сложном для них мире, мире взрослых??? Что, тревожит, печалит, радует, удивляет, маленького человечка; какую гамму чувств, он, испытывает при общении с близкими им людьми – своими родными: мамой, папой, дедушкой, бабушкой и другими родственниками??? В нашем современном мире, в мире развития новых технологий, так мало остаётся времени для простого человеческого общения. А это важно: общаясь, ребёнок – развивает речь и коммуникативные навыки, общение способствует социализации ребёнка в обществе, более лёгкой адаптации к новым жизненным условиям (например: детскому саду, школе), общение между всеми членами семьи очень важно для укрепления внутрисемейных связей. А это действительно очень серьёзная и довольно болезненная проблема для подрастающего поколения. Проблема отношений между взрослыми и детьми. Каким вырастет, ребёнок, какие нравственные ориентиры выберет для себя, станет ли он полноценной личностью для общества, а главное: будет ли он счастливым человеком - полностью зависит от нас, от взрослых, ведь это, взрослые, закладывают тот фундамент, ту основу – которая будет формировать будущее, ребёнка. Будет ли, малыш, счастливым, как сложится его будущее, каким оно будет??? Этот вопрос не может не волновать, любящих родителей, да и тех взрослых, которые окружают малыша. Всё, что, мы, взрослые, закладываем в наших детях – обязательно отражается потом, уже во взрослой жизни. Давайте по рассуждаем об этом.воспитатель, психолог ГБДОУ
детский сад 121 Санкт-Петербурга
Что такое счастье??? Вопрос неоднозначный, тут не может быть правильных или неправильных ответов. Для каждого человека понятие абсолютного счастья – своё. Для кого – то счастье это: новый день, улыбка любимого человека, просто дождь и радуга после дождя, просто прогулка… Для кого – то счастье более объёмное, так сказать материальное… Но это для нас, для взрослых. А что же такое счастье для маленького ребёнка???
Некоторые взрослые считают, что: дорогая брендовая одежда, игрушки и кружки – развивашки – вот оно, самое то, что так необходимо их ,ребёнку. Как часто, родители, негодуют, когда их подросшее, дитя, не оправдывает их чаяний и надежд, их ожиданий. Как часто детские уши слышат поток слов: «Мы для тебя, столько сделали, а ты…» и т.п. А собственно, что такого сделали, родители: ведь накормить – напоить, одеть – обуть – эта прямая их обязанность. Нельзя не согласиться, что это тоже важная составляющая, но не самого счастья, а детского комфорта. Но тут есть опасность, что привыкнув к комфорту, ребёнок, будет требовать больших благ для себя, его аппетиты будут только расти и есть риск вырастить из ребёнка потребителя и эгоиста, думающего только о себе.
Некоторые взрослые, считают, что гаджет для маленького ребёнка, просто необходим, что именно с ним, ребёнок, чувствует себя счастливым и довольным жизнью. Да, гаджеты – часть нашей жизни и от них есть определённая польза: гаджеты существенно облегчают нашу жизнь, для, детей, они могут быть полезны развивающими играми и упражнениями. Но так ли счастлив ребёнок, получая в руки планшет или сотовый телефон??? Увы, это ложное предположение, да, конечно, ребёнок, испытывает значительный заряд положительных эмоций, но эти эмоции недолговечны. Позже, гораздо позже у, ребёнка, начинаются проблемы: он становится раздражительным, быстрее, чем сверстники утомляется, может появиться агрессия, нарушится сон, возникнуть проблемы в когнитивной сфере: внимании, памяти, мышлении; возникают проблемы со зрением. И постепенно желание держать в руках гаджет вытесняет все другие желания, вытесняет само детство. Так есть ли на самом деле рецепт счастливого детства???
Давайте поразмышляем, а счастлив ли, ребёнок: при обилии: модной одежды; дорогих, но весьма бесполезных игрушек; сверх нагрузки в виде кружков и секций; навороченных гаджетов последней модели; посещения дорогих модных курортов??? Определённо нет, такое обилие впечатлений утомляет и истощает, ребёнка. Получая всё и сразу, ребёнок: пресыщается впечатлениями, меняются ценности, ему становится не за чем мечтать, всё становится обыденным – скучным и неинтересным, ребёнок не учится бережливости, сложно прививаются такие важные качества, как: трудолюбие, аккуратность, забота, сострадание, сопереживание. Да и собственно: зачем беречь то, что так легко достаётся. Зачем беречь вещи, если купят новую, сломанную игрушку – не за чем ремонтировать, проще выбросить – ведь всегда будет замена. На мой взгляд, современному ребёнку, просто не хватает самых простых, а главное самых важных вещей. В век развития новых технологий, ребёнку, очень остро не хватает общения с близкими ему людьми – родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками. Казалось бы, чего не хватает ребёнку, когда у него есть всё, что только можно пожелать – задаются вопросом, взрослые, а ребёнок, вырастая утрачивает незримую связь со своими близкими. Современные реалии таковы, что: мамы, папы, дедушки, бабушки вынуждены много работать, но ведь и раньше взрослые много работали и не просто много, а очень много. Что же происходит в этом мире, где зачастую нет дела до, маленького человечка, и все куда – то вечно спешат ??? Пока не поздно, нужно снизить темп, просто обнять своё, дитя, просто выслушать… А ведь, наши дети, имея все материальные блага, часто чувствуют себя не нужными, глубоко несчастными… Почему же так происходит??? Потому, что не было в его жизни главного – тесного общения с близкими людьми, эмоционального отклика с их стороны, не было простых детских шалостей и радостей: как же здорово было бы пробежаться по лужам после дождя или рассматривать жука в траве, или построить шалаш из веток, отправиться в самый настоящий поход за приключениями всей семьёй; а перед сном прижаться к родному человеку и послушать увлекательную историю или сказку… Это ли не детское счастье??? Но взамен новых впечатлений и опыта, малыш, слышит: «Отойди, не трогай, испачкаешься…» и ещё массу подобных реплик и постепенно притупляется детское любопытство, появляется страх: страх разочаровать взрослого, страх ошибиться… и недоверие ко всему новому, недоверие к этому такому сложному для, ребёнка, миру. Так мы получаем зажатого, неуверенного, закомплексованного в себе человека. Когда, ребёнок, в детстве не получает эмоциональной поддержки от близких людей, когда общение сводится к откупу: одеждой, игрушками, гаджетами и пр., нельзя ожидать от него в будущем родственных чувств, потому, что он, просто не знает как: выстраивать отношения, как заботиться, сопереживать, сострадать. Потому, что не было должного примера перед глазами, не было опыта. Потому, что счастливое детство прошло мимо. Вырасти счастливым человеком, ребёнок, может только в счастливой семье, в окружении любящих его людей; впитывая, как губка всё то хорошее и радостное, что его окружает. Видя тёплые отношения между родственниками, малыш, пребывает в зоне комфорта, он не испытывает тревоги и стресса, он учится правильно выстраивать отношения со сверстниками, у него возникает доверие к нам, взрослым и приобретается бесценный жизненный опыт. А это просто необходимо для полноценного развития и построения счастливого будущего. Детство, бывает только раз в жизни, к сожалению, оно, очень быстро проходит. Наши дети, очень незаметно для нас взрослых подрастают…, ещё казалось бы вчера, они, были малышами и вот уже стали взрослыми. Очень важно не пропустить момент, когда, ребёнку, необходимо живое общение. Ни один гаджет, даже самый крутой, последней модели – не может заменить: счастливых детских воспоминаний, ярких моментов, замечательных семейных праздников, походов на природу, увлекательных и познавательных поездок и других столь необходимых, ребёнку, впечатлений. Ни одна дорогая вещь, вкусная еда – никогда не смогут дать, ребёнку – теплоту и ласку материнских рук, чувство защищённости и надёжности от отца; невозможно всем этим заменить любовь бабушки и деда. Ребёнок, впитывает, как губка, всё то, что его окружает. Будет ли счастлив, ребёнок, которого постоянно: ругают, отчитывают, осуждают, одёргивают??? Либо просто игнорируют, не замечают, откупаясь дорогими подарками, исполняя любую прихоть??? Определённо нет, ребёнок, пребывая в такой обстановке будет глубоко закомплексованным, несчастным, озлобленным на весь белый свет, человеком. Так что же делать нам, взрослым, что бы детство у, ребёнка, было счастливым??? Ответ прост: для ребёнка нужно нечто большее, чем создание комфортных условий, ребёнка, нужно просто любить и не за что – то, а просто так; просто обнимать, просто найти время - что бы выслушать; просто так посидеть рядом в тишине взявшись за руки…, да просто вспомнить себя, ребёнком.