Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Создание образовательной среды группы,
способствующей развитию инициативности
детей дошкольного возраста
Рукоданова Татьяна Викторовна
воспитатель ГБДОУ детский сад№52
Кировского района Санкт-Петербурга

 
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский

 Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством
- Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
 
Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать:
- Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
- Возможность двигательной активности детей.
- Возможность для уединения.
 
Педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды.
• Содержательно- насыщенной
• Полифункциональной
• Трансформируемой
• Доступной
• Безопасной
• Вариативной
 
Насыщенность ППР среды предполагает:
-     Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
- Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
 
Полифункциональность материалов предполагает
- Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
- От образовательной ситуации
- От меняющихся интересов детей
- От возможностей детей
Вариативность среды предполагает:
- Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.)
- Периодическую сменяемость игрового материала
- Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
- Появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
 
Доступность среды предполагает:
- Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
- Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
- Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды:
- Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия
 
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе
Младший возраст Средний возраст Старший и подготовительный возраст
-Накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности. -Формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. -Формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы
-Участие в преобразовании предметно-пространственной среды.
Центры развития
Образовательные области в соответствии с ФГОС
Физическое
Развитие
 
 
-Центр физического развития
- Центр сохранения здоровья
Познавательное развитие
 
 
-Центр математики
-Центр конструктивной деятельности
-Центр науки, экологии и экспериментирования
Речевое развитие
 
 
-Центр книги
-Центр речевого развития или уголок речи, грамотности
Социально –коммуникативное
Развитие
-Центр игры
-Центр социально –эмоционального развития
-Центр ПДД
-Центр пожарной безопасности
-Центр труда, уголок дежурств
Художественно –эстетическое развитие
-Центр изобразительной деятельности
-Центр музыкально-театрализо-ванной деятельности
 
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности ребенка, должна вовлекать его в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
3.Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение содержания дошкольного образования.
Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ.
Содержание дошкольного образования определяется:
- Федеральными государственными образовательными стандартами;
- Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;
- Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения;
Таким образом, образовательная среда - это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.
Развивающая среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости, креативности, где в конечном итоге формируется полноценная личность с высокой самооценкой и самообслуживанием. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого.
Группа дошкольного учреждения для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. В детском саду они играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Давно доказано насколько компетентно организована предметно-игровая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального развития и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Важнейшая задача современной педагогики – это внимание к личности каждого дошкольника, поддержание его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья.
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечить зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
При построении предметно-игровой среды надо учитывать разные факторы:
- Возраст и пол детей
- их потребности, интересы
- требования программы обучения и воспитания
- методические разработки
- нормы СанПиН и многое другое
Современные дети существенно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались 10-20 лет назад. У них иные психологические, они по-другому воспринимают окружающий мир, который также значительно изменяется.
       Первый этап.
Изучение индивидуальных интересов, потребностей детей, их предпочтений в предметно-игровой среде.
Были проведены:
- беседы
- наблюдения
- экспериментальные ситуации
- игры с детьми
Главная задача исследования заключалась в поиске ответа на вопрос, какой же хотят видеть предметно-игровую среду сами воспитанники.
Большинство детей хотят что-то изменить в обстановке группы:
- поменять или разнообразить игрушки
- обновить интерьер (изменить цвета стен, добавить декоративные элементы)
- поменять мебель
Дети назвали любимые места в группе (это ковер, диван, игровые уголки, уголки уединения)
Любимые игры (это и настольно-печатные, конструктивные, сюжетно-ролевые, подвижные).
Например, дети любят играть в «Дочки-матери», «Салон-парикмахерская», «Ветеринарная больница», «Мы строители», игры в машинки, в военных и др.
После проведения бесед было предложено совместно с воспитателем смоделировать среду группы, используя геометрические фигуры, детский конструктор.
Данная методика позволила выявить удобные и интересные, по мнению детей варианты расположения мебели, игрушек и других предметов в пространствах.
В игровых ситуациях, дети активно высказывались, предлагали самые разные предложения:
По мнению детей, группа должна быть современной, технологичной. В ней должны быть компьютеры, телевизор, телефон. Детям хочется иметь игрушки радиоуправляемые, игровые автоматы.
Красивой (всегда украшается картинами, детскими рисунками, выставками, поделками:
- Самая красивая елка
- Персональная выставка рисунка
- Выставка работ по народному творчеству
  Комфортной (мягкая мебель, подушки)
 Дети также отмечали, что группа должна быть пригодной для познавательной деятельности (должны быть интересные книги, большая карта мира, глобус).
 Для сюжетно-ролевых игр, должны быть следующие игрушки: пылесос, миксер, микроволновая печь, куклы, коляски, домик для кукол, наборы доктор и парикмахер.
Заниматься разными видами творчества (играть на пианино, на гитаре).
Последнее, что они отмечали, что столы должны стоять по кругу, чтобы сидеть всем вместе большой компанией.
Анализ показывает, что для девочек важно эстетическая составляющая группы, ее комфортабельность, приспособленность для сюжетных игр, а для мальчиков – современность, технологичность, приспособленность для физической активности.
Вообще дети считают, что обстановка должна быть похожа на домашнюю, с техникой, красивой мебелью и игрушками.
Учет индивидуальных интересов и предпочтений детей позволил построить активную, максимально-комфортную для детей предметно-игровую среду. Это помогло избежать ряда трудностей в воспитании, связанных с эмоциональными расстройствами, психологическим неблагополучием, возникающим в условиях нецелесообразно созданного пространства группы, обеспечило дальнейшее развитие игровой деятельности, сплотило коллектив детей, а педагогу помогло выявить уровень развития индивидуальных игровых предпочтений. Ведь в процессе игры инициатива детей направляется на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива.
        Второй этап организационный.
Была предложена творческая работа, проект на тему: «Мы дизайнеры».
Цель проекта: создание дома для куклы Полина из подручного материала.
Задачи проекта:
-Дать представление о разных квартирах, видах мебели, интерьера в         зависимости от назначения комнаты (гостиная, кухня, спальня, детская, туалетная комната и т.д.);
- Побуждать детей к поиску различных средств достижения цели;
- Развивать творческие и дизайнерские способности и художественный вкус;
- Создать условия для режиссерской игры «Я-дизайнер».
Проблемная ситуация: кукле Полине негде жить, мебель в группе слишком большая для нее.
Использование материал для изготовления комнаты и мебели (большие и маленькие коробки, обои, ткани для штор и ковров, открытки для картин и т.д.)
Организация образовательной среды для деятельности детей в центрах активности в процессе реализации проекта.
       Центр игры.
Дидактические игры: «Моя квартира», «Один-много», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний».
Настольные игры: «Домино», «Разрезные картинки», «Лото».
Сюжетно-ролевые игры: «Мой дом», «Магазин мебели», «Новоселье», «Семья», «Ателье».
Подвижные игры: «Чья команда быстрее соберет мебель», «Столяры».
       Центр книги/грамоты.
Беседы: «Дом в котором я живу», «Из чего делают мебель», «Из чего квартира состоит».
Рассматривание журналов: «Интерьер вашего дома», «Дизайн».
Просмотр презентаций: «Как делают мебель», «Интерьер вашего дома».
Составление рассказов по иллюстрациям, разгадывание загадок.
Писать слова по теме, вывески для магазинов и других зданий
       Центр искусства
Рисовать комнаты
Создать коллаж «моя комната»
Конструирование мебели из кубиков и коробок, из различного бросового материала
Составления плана комнаты
Выкладывание мебели из геометрических фигур
Изготовление штор, ковриков, атрибутов для обустройства комнат
Соорудить из коробки дом с мебелью и интерьером для куклы Полина
       Центр наука
Рассмотреть альбом «Архитектор»
Подготовить старые иллюстрации из журналов для коллажей
Подобрать материалы, из которых можно строить мебель и комнаты
       Центр математики
Сосчитать предметы, сделанные из коробок, на рисунках, на коллажах
Написать номер на доме
Найти самые высокие предметы, самые низкие, длинные и короткие
Работать с карточками
Измерить условной меркой длину комнат
       Центр строительства
Создать модель дома для куклы
       Третий этап.
Оформление результата проекта в виде презентации.
Организация выставки: «Дом для Полины».
          Подводя итоги творческой работы, хочется еще раз подчеркнуть, что необходимо использовать сложившейся за многие годы опыт работы по оснащению предметно-развивающейся среды в группе. Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности способствуют интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей.   Главное направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы.
       Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду. Желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»