Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изотерапия как метод психологической коррекции развития ребенка

Сотникова Ульяна Александровна
Изотерапия – это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень  популярно и доступно многим. Ребенок  может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте. 
Детям, как и взрослым, часто бывает трудно, некомфортно в окружающем мире. Развитие гармоничной личности ребёнка неотъемлемо от развития способов  самопознания и самовыражения. Язык изобразительных средств часто бывает ближе ребёнку  для понимания ситуаций и охватывающих его чувств. Таким образом, изотерапия, как составная часть арт-терапии, активно входит в педагогику. Именно здесь ребенок может гармонизировать пространство вокруг себя, понять проблемы собственной личности, справиться с поведенческими проблемами, страхами, неуверенностью в себе.
Изотерапия – это метод, помогающий человеку высвободить наружу имеющийся творческий потенциал, найти запасные способы решения проблем, освободить внутреннюю энергию, следовательно, этот метод может активно использоваться для психологической коррекции развития ребенка.
Методы изотерапии можно разделить  на активные и пассивные. Если в пассивных методах используются уже  готовые произведения изобразительного искусства, то в активных методах ребёнку предлагается создать изображение, выбор художественных средств должен быть широк и разнообразен. Использованы  могут быть любые средства художественной выразительности: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки  – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток, а также пластилин, бумага разных цветов и фактур, бросовый материал. 
Цели изотерапии:
1. Выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом.
2. Настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции. Часто невербально легче выразить то, что больше всего нас беспокоит и волнует.
3. Развитие самоконтроля и рефлексии.
4. Возможность осознания ребёнком конфликтных  ситуаций и своего места в конфликтах
5. Налаживание отношений между детьми. Сопряженная  художественная деятельность помогает в развитии эмпатии.
6. Получение материала для педагогической и психологической диагностики.
 
7. Изотерапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у ребенка получается работа, он будет удовлетворен, это вызовет положительные эмоции.
 
Изотерапия включает в себя различные методы. Например: рисование сюжетных и предметных картинок, рисование пальцами, рисование ладонями (марание), волшебные пятна, монотипия, рисование по мокрому листу, рисование различными материалами, техника каракулей и другие. Наиболее распространённые упражнения изотерапии- это каракули, рисование пальцами, рисование музыки, рисование природными материалами. Такие упражнения помогают адаптироваться в новом коллективе, снять внутренние зажимы, излишнюю нервозность.
Для занятий изотерапией рекомендованы небольшие группы, состоящие из 5-6 человек. Конечно же, педагог при помощи вводного вступления, вводной сказки создаёт особую доброжелательную атмосферу, помогая детям раскрепоститься. Далее детям предлагаются релаксационные упражнения, желательно с музыкальным сопровождением.  Ни в коем случае педагог не критикует качество творения  дошкольников, принимая все продукты детского творчества.
Творческие занятия - самые любимые у дошкольников. Они довольно продуктивны.  Малыши с удовольствием рисуют, лепят, наклеивают. Общение во время изотерапии между ребёнком и взрослым происходит свободно и легко, доброжелательно, причём ребёнок здесь - в центре внимания, что и требуется очень многим детям в наше время. Основное в занятиях изотерапии для детей- это создание рисунка, картины и  непосредственная беседа о ней, решение психологических проблем ведётся исподволь, ненавязчиво, что, несомненно, важно. Всё это объясняет большой интерес с изотерапии как к современному эффективному методу психокоррекции в работе с дошкольниками.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»