Развитие познавательных процессов у детей раннего возраста
Громова Наталья Федоровна
Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе, требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Сложившаяся в стране специфическая демографическая ситуация, тревожащими характеристиками которой являются не только снижение рождаемости, но и уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии врожденного и/или перинатального генеза определяет актуальность максимально раннего выявления и диагностики особых нужд, и особых образовательных потребностей маленького ребенка, и их своевременной коррекции.Ранний возраст – это период с 0 до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Результаты отечественных и зарубежных научных исследований показывают, что раннее комплексное развитие всех познавательных процессов, выявление и коррекция отклонений в развитии позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, с корригировать уже имеющиеся трудности и в результате – значительно снизить степень социальной недостаточности детей-инвалидов и детей с ОВЗ, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.
Ведущим показателем физического и умственного здоровья детей в раннем возрасте является психомоторное развитие. В настоящее время педагоги и психологи отмечают, что среди детей раннего возраста резко увеличилось количество детей, имеющих задержку или различные отклонения в психомоторном развитии и речевом.
Развитие ребенка происходит в тесном контакте с окружающими взрослыми. В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для скорейшего выявления отклонений и планирования индивидуальных мер их профилактики или коррекции. Благодаря быстрым темпам развития в этот период детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения могут привести к выраженным сдвигам в более старшем возрасте.
Всесторонняя, комплексная оценка различных специалистов (психолога, дефектолога, логопеда) и изучение трудностей ребенка помогает выявить и квалифицировать нарушения, установить возможные причины нарушений;
Изучение истории развития ребёнка, его онтогенетических особенностей: основных факторов, повлиявших на развитие и определяющих прогноз развития на будущее.
Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности развивающих мероприятий.
После проведения занятий с педагогом-психологом дети должны:
- Иметь положительные изменения в развитии когнитивных процессов
- понимать обращенную речь в соответствии с возрастными нормами
- иметь положительные изменения в развитии психомоторных качеств (координации движений, мелкой моторики и чувства ритма) и позитивное эмоциональное состояние детей;
- приобрести более устойчивое внимание, расширенный объем памяти;
- Развитие познавательной, творческой и двигательной активности ребёнка, приобретение ребёнком навыков взаимодействия с другими детьми;
- Обучиться операциям анализа, классификации, обобщения, сравнения, выделения;
-сформировать у детей представление об окружающем мире;
- развитие познавательных психических процессов (память, мышление, воображение, речь);
Образовательное пространство, должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым оборудованием, инвентарем: дидактический и игровой материал, карточки и картинки по лексическим темам, наборы взаимосвязанных картинок на развитие связной речи, модели – игрушки по всем лексическим темам, дидактические и настольные игры для развития когнитивных процессов. Дидактические материалы для развития речевых, интеллектуальных и моторных функций, предметный материал по сенсорному развитию, оборудование для продуктивной деятельности (краски, карандаши, ножницы, бумага, пластилин и т.д.). Информационное обеспечение: - аудио, - видео, - фото, - интернет источники.
Основная цель развивающих занятий для детей до 3-х лет: развитие познавательных процессов, и двигательной активности у детей раннего возраста с ОВЗ и группы риска.
Основные направления работы:
- Формирование навыка ориентирования в окружающем мире
- Обучение пониманию речи в процессе действий с предметами, конструированию. Развитие мелкой моторики рук. (дом, цветы и.т.д)
- Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок. Цель: учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением. Расширить активный словарь. Пособия: предметные картинки: кукла, машинка, мяч, собака.
- Развитие сенсорного восприятия. (Предмет и его изображение)
- Понятие о величине.
- Понятие о цвете.
- Формирование понятия о количестве предметов.
Системный подход в работе с детьми до 3 лет, помощь психологов и педагогов, наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда активно развиваются познавательные, социальные и эмоциональные способности. Когда мозговые структуры, как бы они ни были повреждены, способны к максимальной компенсации имеющегося дефекта. Именно ранний детский опыт оказывает мощное влияние на развитие познавательных процессов.
Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития.
Сочетание развивающей работы, проводимой психологом с детьми, и консультативной работы, проводимой с родителями (законными представителями), способствует более быстрой компенсации негативных моментов развития ребенка. Вовлечение родителей в процесс коррекционной работы помогает им принять ответственность за здоровье (как физическое, так и психическое) своего малыша, а также научиться взаимодействовать с ним, учитывая его особенности.
Совместные усилия специалистов и родителей будут обеспечивать малышу условия для наиболее успешной социализации, эмоциональный комфорт, содержательную игровую развивающую деятельность то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к дальнейшей жизни и детскому саду.