Создание условий педагогом для развития режиссерских игр
Колдашова Стелла Анатольевна
Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В таких играх проявляются индивидуальные особенности ребенка, его личные качества. Для успешного развития сюжетно-ролевых игр детям необходимы коммуникативные навыки в отношениях со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Режиссёрские игры не всегда бывают индивидуальными. Они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы.
В режиссерской игре ребенок может представлять себя как «режиссер» и «сценарист». Тогда он сам организует свое игровое пространство. Использует игрушки и их заместители, игровое поле, кукольный дом, ширму и др.; управляет сюжетом по литературному произведению, мультфильму; строит свой сюжет по типу игры - фантазированию.
Когда ребенок выступает как «артист» и «рассказчик», он озвучивает героев, использует разные средства вербальной и невербальной выразительности; комментирует свой сюжет, двигает сюжет вперед.
Чтобы режиссерская игра получилась педагогу необходимо создать педагогические условия: рассказать перед сеансом знакомую сказку детям, разыграть перед детьми образцовую режиссерскую игру, создать необходимые условия в группе (среди игрушек должны быть такие, с которыми можно проиграть хотя бы отдельные эпизоды сказки).
Начиная со второй младшей группы, используя кумулятивные сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок» (на полу, на столе) и волшебные сказки: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» (на игровом поле) педагогам рекомендуется соблюдать последовательность действий для совместной игры с детьми:
В режиссерской игре ребенок может представлять себя как «режиссер» и «сценарист». Тогда он сам организует свое игровое пространство. Использует игрушки и их заместители, игровое поле, кукольный дом, ширму и др.; управляет сюжетом по литературному произведению, мультфильму; строит свой сюжет по типу игры - фантазированию.
Когда ребенок выступает как «артист» и «рассказчик», он озвучивает героев, использует разные средства вербальной и невербальной выразительности; комментирует свой сюжет, двигает сюжет вперед.
Чтобы режиссерская игра получилась педагогу необходимо создать педагогические условия: рассказать перед сеансом знакомую сказку детям, разыграть перед детьми образцовую режиссерскую игру, создать необходимые условия в группе (среди игрушек должны быть такие, с которыми можно проиграть хотя бы отдельные эпизоды сказки).
Начиная со второй младшей группы, используя кумулятивные сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок» (на полу, на столе) и волшебные сказки: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» (на игровом поле) педагогам рекомендуется соблюдать последовательность действий для совместной игры с детьми:
- познакомить ребенка с игрушками.
- предложить вспомнить и «сыграть в то, что в этой сказке случилось».
- обозначить пространство для игры: «Здесь эта сказка будет жить».
- позвонить в колокольчик: «Сказка начинается…».
- начать сказку совами: «Жили-были…».
- предложить ребенку продолжить сказку.
- отметить конец сказки (колокольчик или сказочная формула: «Вот и сказке конец…».
При проведении режиссерской игры с использованием волшебных сказок после рассматривания игрушек проводится рассматривание игрового поля: здесь эта сказка будет жить. Педагог задает детям вопросы: «Что нарисовано на поле? Найди место, где живет … (каждый персонаж)? Расставь игрушки вместе с домиками»…
Ребенок может и не придерживается «правильного» сюжета, а разыгрывать сказку по-своему.
Если «дома» героя и «врага» поставить рядом, при проигрывании ребенок может столкнуться с трудностями и педагогу необходимо подключиться к игре и помочь детям.
Ребенок может и не придерживается «правильного» сюжета, а разыгрывать сказку по-своему.
Если «дома» героя и «врага» поставить рядом, при проигрывании ребенок может столкнуться с трудностями и педагогу необходимо подключиться к игре и помочь детям.
Примерное тематическое планирование по режиссерской игре
Вторая младшая группа
Вторая младшая группа
Месяц, сказка | Создание предметно-пространственной среды | Результат освоения способов знаний, умений детьми |
Сентябрь «КурочкаРяба» РНС |
Фигурки: бабушка, дедушка, курочка, в качестве яичка (напр.фасоль), мышка. | Дети запоминают способ разыгрывания режиссерской игры. |
Октябрь «Колобок» РНС |
Фигурки: колобок, бабушка, заяц, волк, медведь, лиса. | Умеют удерживать темп и выразительность игры, сохраняя целость сюжета сказки. |
Ноябрь «Лиса, заяц и петух» РНС |
Фигурки: Лиса, заяц, петух, два домика. | Умеют отмечать начало и конец сказки. |
Декабрь «Волк и семеро козлят» РНС |
Игровое поле На поле изображены: зеленая поляна, желтое поле, темно-зеленый лес. | Умеют ориентироваться на игровом поле. |
Январь «Снегурушка и лиса» РНС |
Фигурки: снегурочка, лиса, волк, медведь, деревья. | Умеют отмечать начало и конец сказки. Используют интонационную выразительность в речи. |
Февраль «Три медведя» РНС |
Фигурки: три медведя (разного размера), мебель и посуда (разного размера), девочка. | Умеют рассказывать сказку, используя игрушки. |
Март «Теремок» РНС |
Фигурки: теремок, мышка, зайчик, лягушка, петушок, ежик, волк, медведь. | Проигрывают все звенья кумулятивной цепи. |
Апрель «Репка» РНС |
Фигурки: репка, дед, бабка, девочка, собака, кошка, мышка. | Проигрывают все звенья кумулятивной цепи. |
Май «Гуси-лебеди» РНС |
. Игровое поле из плотного картона размером 55x70 см. Где изображено сказочное пространство, в котором между миром (домом) героя и миром антагониста расположено «широкое поле». Игрушки: лебеди, братец Иванушка, Аленушка, Баба-Яга. | Умеют согласовывать игровые действия с происходящим в сказке событием. |
В средней группе педагог способствует тому, чтобы ребенок сам стал рассказчиком.
Педагогу рекомендуется при проведении совместной игры:
Педагогу рекомендуется при проведении совместной игры:
- обсудить, какая сторона игрового поля лучше подходит для игры в данную сказку.
- ребенок самостоятельно отбирает сказку, сторону игрового поля и
- совместно отобрать игрушки-персонажи (взрослый следит за тем, чтобы никого не забыть); атрибуты для игры (домики, деревья и др.)
- совместно обсудить пространств жизни «героя» и «врага» на игровом поле.
- ребенок самостоятельно ставит персонажей на игровом поле (взрослый не поправляет).
- помощь педагога только в тот момент, когда ребенок действительно не может продолжить сюжет (начинает выходить из игры или обращается за помощью):
- подсказывать ребенку текст (повествовательная + ролевая речь);
- подавать игрушку, если ребенок забывает сопровождать рассказ действием.
Примерное тематическое планирование по режиссерской игре
Средняя группа
Средняя группа
Месяц, сказка | Создание предметно-пространственной среды | Результат освоения способов знаний, умений детьми |
Сентябрь «Гуси-лебеди» РНС |
1. Игровое поле из плотного картона размером приблизительно 55x70 см. Где изображено сказочное пространство, в котором между миром (домом) героя и миром антагониста расположено «широкое поле». 2. Фигурки: лебеди, братец Иванушка, Аленушка, Баба-Яга. |
Наблюдение. |
Октябрь «Смоляной бычок» РНС |
Фигурки: смоляной бычок, дедушка, бабушка, девочка, медведь, волк, заяц. | Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту. Не забывают о согласованности игровых действий и слов. |
Ноябрь «Лисичка со скалочкой» РНС |
Фигурки: лисичка, скалочка, лавочка, курочка, гусочка, собака, мешочек (корзиночка). | Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту. Не забывают о согласованности игровых действий и слов. |
Декабрь «Братец Лис и братец Кролик» Д.Ч.Харрис |
Фигурки: Кролик, Лис, мебель и посуда. | Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту. Не забывают о согласованности игровых действий и слов. |
Январь «Теремок» РНС |
Фигурки: теремок, мышка, зайчик, лягушка, петух, ежик, волк, медведь. | Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту. Не забывают о согласованности игровых действий и слов. |
Февраль «Рукавичка» РНС |
Фигурки: рукавичка, дед, собака, мышка, лягущка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь. | Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту. Не забывают о согласованности игровых действий и слов. |
Март «Два жадных медвежонка» БНС |
Фигурки: два медвежонка, лиса, сыр. | Умеют связно и интонационно выразительно пересказывать сюжет сказки. |
Апрель «Красная шапочка» Ш.Перро |
Фигурки: бабушка, девочка, волк, охотник с ружьем. | Самостоятельно планируют ход своей игры. |
Май Любая |
Фигурки: по сказке | Самостоятельно планируют ход своей игры. |
В старшей группе педагог помогает ребенку перейти от позиции исполняющего роли в режиссерской игре к позиции кукольника. Педагог ориентирует ребенка на героя сказки и на зрителя.
Главные задачи педагога для создания условий при проведении режиссерской игры (1 этап):
Главные задачи педагога для создания условий при проведении режиссерской игры (1 этап):
- образцовое выполнение воспитателем роли кукольника:
- вывешивает и читает плакат-объявление о приходе в группу кукольника;
- подбирает необходимый реквизит и в указанное в плакате время приходит в группу;
- спрашивает, знают ли дети, что делает кукольник, что он умеет;
- демонстрирует содержимое чемоданчика, ставит на стол ширму;
- показывает, как открывать занавес и при открытом занавесе подбирает нужную сторону игрового поля.
Расставляет игрушки на соответствующие места поля, планируя вслух ход игры-спектакля:
«Здесь был дом Козы. Она запретила деткам открывать дверь и спела песенку… Здесь был лес, где жил волк…» и т.д.
Просит подойти и посмотреть на сцену с его места. Дети рассаживаются на места, занавес закрывается. Звонит колокольчик, сцена освещается и открывается. Детям показывается спектакль. После спектакля кукольник спрашивает, что больше всего понравилось, и прощается с детьми.
2 этап (индивидуально – даем каждому ребенку побыть в роли кукольника).
Планируемые задачи при проведении совместной режиссерской игры:
«Здесь был дом Козы. Она запретила деткам открывать дверь и спела песенку… Здесь был лес, где жил волк…» и т.д.
Просит подойти и посмотреть на сцену с его места. Дети рассаживаются на места, занавес закрывается. Звонит колокольчик, сцена освещается и открывается. Детям показывается спектакль. После спектакля кукольник спрашивает, что больше всего понравилось, и прощается с детьми.
2 этап (индивидуально – даем каждому ребенку побыть в роли кукольника).
Планируемые задачи при проведении совместной режиссерской игры:
- Ребенок сам выбирает сказку, сторону игрового поля, игрушки (действительное фантазирование!).
- Педагог берет на себя роль мамы или воспитателя, которая привела кукол-детей в театр (присоединяются желающие дети).
- От имени кукол-детей в игровой форме подмечает моменты, когда ребенок не ориентируется на зрителя .
- P.S. Если ребенок забыл открыть занавес: кукла-ребенок: «Я ничего не вижу!»
- Воспитатель: «Тихонько, сейчас кукольник откроет занавес» и т.д)
Наиболее частые ошибки: дети забывают открыть занавес, говорят слишком тихо, поворачивают кукол спиной к зрителю, уходят из-за ширмы, чтобы взять забытый атрибут, заменяют ролевые диалоги повествовательной речью, забывают в конце спектакля закрыть занавес.
II этап Помочь ребенку удержать его новый взгляд (кукольника) на протяжении всего спектакля (ориентация на героя сказки и ориентация на зрителя ). В качестве зрителя – ребенок (дети) группы, который сначала смотрит сказку, а потом меняется с первым ребенком. Ребенок замечает недостатки в спектакле сверстника, начинает учитывать зрительскую точку зрения.
Новый взгляд (уровень) виден по трем показателям: кукольник ищет глазами зрителя; начинает использовать художественную речь; в случае затруднений устраивает антракт.
На этом этапе необходимо выделить в группе постоянное место для ширмы, кукол, реквизита.
II этап Помочь ребенку удержать его новый взгляд (кукольника) на протяжении всего спектакля (ориентация на героя сказки и ориентация на зрителя ). В качестве зрителя – ребенок (дети) группы, который сначала смотрит сказку, а потом меняется с первым ребенком. Ребенок замечает недостатки в спектакле сверстника, начинает учитывать зрительскую точку зрения.
Новый взгляд (уровень) виден по трем показателям: кукольник ищет глазами зрителя; начинает использовать художественную речь; в случае затруднений устраивает антракт.
На этом этапе необходимо выделить в группе постоянное место для ширмы, кукол, реквизита.
Примерное тематическое планирование по режиссерской игре
Старшая группа
Месяц, сказка | Создание предметно-пространственной среды | Результат освоения способов знаний, умений детьми |
Сентябрь Знакомство с кукольником и разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Смоляной бычок», «Красная шапочка» Ш. Перро |
Образцовое разыгрывание сказки (спектакль). Для всей группы. |
Плакат-объявление о времени прихода в группу кукольника (воспитатель вывешивает заранее); настольная ширма; чемоданчик для кукольника; игрушки: и атрибуты к данной сказке. |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Любая сказка, изучаемая детьми ранее. Например: «Гуси-Лебеди», «Смоляной бычок», «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Красная шапочка» и т.д. |
Разыгрывание сказки по выбору ребенка. | Ширма, стулья, игрушки в качестве зрителя, игрушки и атрибуты для разыгрывания сказки. |
Февраль, Март, Апрель, Май Любая сказка, изучаемая детьми ранее. Например: «Гуси-Лебеди», «Смоляной бычок», «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Красная шапочка» и т.д. или придуманная детьми |
Разыгрывание сказки по выбору ребенка. | Ширма, стулья, игрушки в качестве зрителя, игрушки и атрибуты для разыгрывания сказки. |
В подготовительной группе усложняются задачи при проведении режиссерской игры: необходимо научить детей «кукловождению». А также выражать свои чувства, проявлять воображение, естественно импровизировать. Объясняет основные правила «кукловождения».
Примерное тематическое планирование по режиссерской игре
Подготовительная группа
Подготовительная группа
Месяц, сказка | Создание предметно-пространственной среды | Результат освоения способов знаний, умений детьми |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Любая сказка по выбору ребенка (из изучаемых ранее |
Ширма (высота ширмы – 125+2(3)см), колокольчик, куклы БИ-БА-БО (около 20 шт, приблизительно половину «зверей» и половину «людей»). | Владеют основными навыками кукловождения. |
Декабрь Январь Февраль Любая сказка из изучаемых ранее, например: РНС «12 месяцев»; РНС «Царевна-лягушка» и т.д. |
Ширма (высота ширмы – 125+2(3)см), колокольчик, куклы БИ-БА-БО (около 20 шт, приблизительно половину «зверей» и половину «людей»). |
1. Отделяют повествовательную речь от актерски- ролевой. 2. Осознанно играют на новом пространстве (на линии ширмы). |
Март Апрель Май Любая сказка на выбор: «Кот в сапогах» Ш. Перро; «Цветик-семицветик» В. Катаев и т.д. Либо придуманная сказка |
Ширма (высота ширмы – 125+2(3)см), колокольчик, куклы БИ-БА-БО (около 20 шт, приблизительно половину «зверей» и половину «людей»). |
1. Умеют работать за ширмой вдвоем. 2. Придумывают новую сказку, либо изменяют ее конец. |