Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Создание условий педагогом для развития режиссерских игр

Колдашова Стелла Анатольевна
Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В таких играх проявляются индивидуальные особенности ребенка, его личные качества. Для успешного развития сюжетно-ролевых игр детям необходимы коммуникативные навыки в отношениях со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Режиссёрские игры не всегда бывают индивидуальными. Они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действи­ям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы.
 В режиссерской игре ребенок может представлять себя как «режиссер» и «сценарист».  Тогда он сам организует свое игровое пространство. Использует игрушки и их заместители, игровое поле, кукольный дом, ширму и др.; управляет сюжетом по литературному произведению, мультфильму; строит свой сюжет по типу игры - фантазированию.
Когда ребенок выступает как «артист» и «рассказчик», он озвучивает героев, использует разные средства вербальной и невербальной выразительности; комментирует свой сюжет, двигает сюжет вперед.
Чтобы режиссерская игра получилась педагогу необходимо создать педагогические условия: рассказать перед сеансом знакомую сказку детям, разыграть перед детьми образцовую режиссерскую игру, создать необходимые условия в группе (среди игрушек должны быть такие, с которыми можно проиграть хотя бы отдельные эпизоды сказки).
Начиная со второй младшей группы, используя кумулятивные сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок» (на полу, на столе) и волшебные сказки: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» (на игровом поле) педагогам рекомендуется соблюдать последовательность действий для совместной игры с детьми:
  • познакомить  ребенка с игрушками.
  • предложить вспомнить и «сыграть в то, что в этой сказке случилось».
  • обозначить пространство для игры: «Здесь эта сказка будет жить».
  • позвонить в колокольчик: «Сказка начинается…».
  • начать сказку совами: «Жили-были…».
  • предложить ребенку продолжить сказку.
  • отметить конец сказки (колокольчик или сказочная формула: «Вот и сказке конец…».
При проведении режиссерской игры с использованием волшебных сказок после рассматривания игрушек проводится рассматривание игрового поля: здесь эта сказка будет жить. Педагог задает детям вопросы: «Что нарисовано на поле? Найди место, где живет … (каждый персонаж)? Расставь игрушки вместе с домиками»…
Ребенок может и  не придерживается «правильного» сюжета, а разыгрывать сказку по-своему.
Если «дома» героя и «врага» поставить рядом, при проигрывании  ребенок может столкнуться  с трудностями и педагогу необходимо  подключиться к игре и помочь детям.
 Примерное тематическое планирование по режиссерской игре
Вторая младшая группа
Месяц, сказка Создание предметно-пространственной среды Результат освоения способов знаний, умений детьми
Сентябрь
 «КурочкаРяба»
РНС
Фигурки: бабушка, дедушка, курочка, в качестве яичка (напр.фасоль), мышка. Дети запоминают способ разыгрывания режиссерской игры.
Октябрь
«Колобок»
РНС
Фигурки: колобок, бабушка, заяц, волк, медведь, лиса. Умеют удерживать темп и выразительность игры, сохраняя целость сюжета сказки.
Ноябрь
«Лиса, заяц и петух»
 РНС
Фигурки: Лиса, заяц, петух, два домика. Умеют отмечать начало и конец сказки.
Декабрь
«Волк и семеро козлят»
РНС
Игровое поле  На поле изображены: зеленая поляна, желтое поле, темно-зеленый лес. Умеют ориентироваться на игровом поле.
Январь
«Снегурушка и лиса»
РНС
Фигурки: снегурочка, лиса, волк, медведь, деревья. Умеют отмечать начало и конец сказки. Используют интонационную выразительность в речи.
Февраль
«Три медведя»
РНС
Фигурки: три медведя (разного размера),  мебель и посуда (разного размера), девочка. Умеют рассказывать сказку, используя игрушки.
Март
«Теремок»
РНС
Фигурки: теремок, мышка, зайчик, лягушка, петушок, ежик, волк, медведь. Проигрывают все звенья кумулятивной цепи.
Апрель
«Репка»
 РНС
Фигурки: репка, дед, бабка, девочка, собака, кошка, мышка. Проигрывают все звенья кумулятивной цепи.
Май
«Гуси-лебеди»
РНС
. Игровое поле из плотного картона размером 55x70 см. Где изображено сказочное пространство, в котором между миром  (домом) героя и миром антагониста расположено «широкое поле». Игрушки:  лебеди, братец Иванушка, Аленушка, Баба-Яга. Умеют согласовывать игровые действия с происходящим в сказке событием.
 
В средней группе педагог способствует тому, чтобы ребенок сам стал рассказчиком.
 Педагогу рекомендуется при проведении совместной  игры:
  • обсудить, какая сторона игрового поля лучше подходит для игры в данную сказку.
  • ребенок самостоятельно отбирает сказку, сторону игрового поля и
  • совместно отобрать игрушки-персонажи (взрослый следит за тем, чтобы никого не забыть); атрибуты для игры (домики, деревья и др.)
  • совместно  обсудить пространств жизни «героя» и «врага» на игровом поле.
  • ребенок самостоятельно ставит персонажей на игровом поле (взрослый не поправляет).
  • помощь педагога только в тот момент, когда ребенок действительно не может продолжить сюжет (начинает выходить из игры или обращается за помощью):
  • подсказывать ребенку текст (повествовательная + ролевая речь);
  • подавать игрушку, если ребенок забывает сопровождать рассказ действием.
Примерное тематическое планирование по режиссерской игре
Средняя группа
Месяц, сказка Создание предметно-пространственной среды Результат освоения способов знаний, умений детьми
Сентябрь
«Гуси-лебеди»
РНС
1. Игровое поле из плотного картона размером приблизительно 55x70 см. Где изображено сказочное пространство, в котором между миром  (домом) героя и миром антагониста расположено    «широкое поле». 2. Фигурки:  лебеди, братец Иванушка, Аленушка, Баба-Яга.
 
Наблюдение.
Октябрь
 «Смоляной бычок»
РНС

 
Фигурки: смоляной бычок, дедушка, бабушка, девочка, медведь, волк, заяц. Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту.
Не забывают о согласованности игровых действий и слов.
Ноябрь
 «Лисичка со скалочкой»
РНС
Фигурки: лисичка, скалочка, лавочка, курочка, гусочка, собака, мешочек (корзиночка).  Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту. Не забывают о согласованности игровых действий и слов.
Декабрь
 «Братец Лис и братец        Кролик»
Д.Ч.Харрис
Фигурки: Кролик, Лис, мебель и посуда. Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту. Не забывают о согласованности игровых действий и слов.
Январь
«Теремок»
РНС
Фигурки: теремок,  мышка, зайчик, лягушка, петух, ежик, волк, медведь. Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту.  Не забывают о согласованности игровых действий и слов.
Февраль
«Рукавичка»
РНС
Фигурки: рукавичка, дед, собака, мышка, лягущка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь. Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту. Не забывают о согласованности игровых действий и слов.
 
Март
 «Два жадных медвежонка»
БНС
Фигурки: два медвежонка, лиса, сыр.  Умеют связно и интонационно выразительно пересказывать сюжет сказки.
Апрель
«Красная шапочка»
Ш.Перро
Фигурки: бабушка, девочка, волк, охотник с ружьем. Самостоятельно планируют ход своей игры.
Май
Любая

 
Фигурки: по сказке Самостоятельно планируют ход своей игры.
 
В старшей группе педагог помогает ребенку перейти от позиции исполняющего роли в режиссерской игре к позиции кукольника. Педагог ориентирует ребенка на героя сказки и на зрителя.
Главные задачи педагога для создания условий при проведении режиссерской игры (1 этап):
  • образцовое выполнение воспитателем роли кукольника:
  • вывешивает и читает плакат-объявление о приходе в группу кукольника;
  • подбирает необходимый реквизит и в указанное в плакате время приходит в группу;
  • спрашивает, знают ли дети, что делает кукольник, что он умеет;
  • демонстрирует содержимое чемоданчика, ставит на стол ширму;
  • показывает, как открывать занавес и при открытом занавесе подбирает нужную сторону игрового поля.
Расставляет игрушки на соответствующие места поля, планируя вслух ход игры-спектакля:
«Здесь был дом Козы. Она запретила деткам открывать дверь и спела песенку… Здесь был лес, где жил волк…» и т.д.
Просит подойти и посмотреть на сцену с его места.  Дети рассаживаются на места, занавес закрывается. Звонит колокольчик, сцена освещается и открывается. Детям показывается спектакль. После спектакля кукольник спрашивает, что больше всего понравилось, и прощается с детьми.
2 этап (индивидуально – даем каждому ребенку побыть в роли кукольника).
Планируемые задачи при проведении совместной режиссерской игры:
  • Ребенок сам выбирает сказку, сторону игрового поля, игрушки (действительное фантазирование!).
  • Педагог берет на себя роль мамы или воспитателя, которая привела кукол-детей в театр (присоединяются желающие дети).
  • От имени кукол-детей в игровой форме подмечает моменты, когда ребенок не ориентируется на зрителя .
  • P.S. Если ребенок забыл открыть занавес: кукла-ребенок: «Я ничего не вижу!»
  • Воспитатель: «Тихонько, сейчас кукольник откроет занавес» и т.д)
Наиболее частые ошибки: дети забывают открыть занавес, говорят слишком тихо, поворачивают кукол спиной к зрителю, уходят из-за ширмы, чтобы взять забытый атрибут, заменяют ролевые диалоги повествовательной речью, забывают в конце спектакля закрыть занавес.
II этап  Помочь ребенку удержать его новый взгляд (кукольника) на протяжении всего спектакля (ориентация на героя сказки и ориентация на зрителя ). В качестве зрителя – ребенок (дети) группы, который сначала смотрит сказку, а потом меняется с первым ребенком. Ребенок замечает недостатки в спектакле сверстника, начинает учитывать зрительскую точку зрения.
Новый взгляд (уровень) виден по трем показателям: кукольник ищет глазами зрителя; начинает использовать художественную речь; в случае затруднений устраивает антракт.
На этом этапе необходимо выделить в группе постоянное место для ширмы, кукол, реквизита.
Примерное тематическое планирование по режиссерской игре
Старшая группа
Месяц, сказка Создание предметно-пространственной среды Результат освоения способов знаний, умений детьми
Сентябрь
Знакомство с кукольником и разыгрывание сказки
«Волк и семеро козлят»,
«Лисичка со скалочкой»,
«Смоляной бычок»,
«Красная шапочка»
Ш. Перро

 
Образцовое разыгрывание сказки (спектакль).
Для всей группы.
Плакат-объявление о времени прихода в группу кукольника (воспитатель вывешивает заранее); настольная ширма; чемоданчик для кукольника; игрушки: и атрибуты к данной сказке.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Любая сказка, изучаемая детьми ранее.
Например:
«Гуси-Лебеди»,
«Смоляной бычок», «Лисичка со скалочкой», «Теремок»,  «Красная шапочка» и т.д.

 
Разыгрывание сказки по выбору ребенка.  Ширма, стулья, игрушки в качестве зрителя, игрушки и атрибуты для разыгрывания сказки.
Февраль, Март, Апрель, Май
Любая сказка, изучаемая детьми ранее.
Например:
«Гуси-Лебеди»,
«Смоляной бычок», «Лисичка со скалочкой», «Теремок»,  «Красная шапочка» и т.д. или придуманная детьми

 
Разыгрывание сказки по выбору ребенка. Ширма, стулья, игрушки в качестве зрителя, игрушки и атрибуты для разыгрывания сказки.
В подготовительной группе усложняются задачи при проведении режиссерской игры: необходимо научить детей «кукловождению». А также  выражать свои чувства, проявлять воображение, естественно импровизировать. Объясняет основные правила «кукловождения».
 Примерное тематическое планирование по режиссерской игре
Подготовительная группа
Месяц, сказка Создание предметно-пространственной среды Результат освоения способов знаний, умений детьми
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Любая сказка по выбору ребенка (из изучаемых ранее
Ширма (высота ширмы – 125+2(3)см),   колокольчик, куклы БИ-БА-БО (около 20 шт, приблизительно половину «зверей» и половину «людей»). Владеют основными навыками кукловождения.
Декабрь
Январь
Февраль
Любая сказка из изучаемых ранее,  например: РНС «12 месяцев»;
РНС «Царевна-лягушка» и т.д.
 Ширма (высота ширмы – 125+2(3)см),   колокольчик, куклы БИ-БА-БО (около 20 шт, приблизительно половину «зверей» и половину «людей»).
 
1. Отделяют повествовательную речь от актерски- ролевой.
2. Осознанно играют на новом пространстве (на линии ширмы).
Март
Апрель
Май
Любая сказка на выбор: «Кот в сапогах»
Ш. Перро;
«Цветик-семицветик»
В. Катаев и т.д.
Либо придуманная сказка
Ширма (высота ширмы – 125+2(3)см),   колокольчик, куклы БИ-БА-БО (около 20 шт, приблизительно половину «зверей» и половину «людей»).
 

 
1. Умеют работать за ширмой вдвоем. 2. Придумывают новую сказку, либо изменяют ее конец.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»