Обучение дошкольников решению арифметических задач
Мартьянова Екатерина Борисовна
Задача – это маленький рассказ, где есть числа и вопрос. При решении задач ребёнок должен выбрать арифметическое действие – сложение или вычитание. Выбор осуществляется на основе понимания количественных изменений, о которых говорится в задаче. Однако дети зачастую не способны уверенно произнести, к примеру, стало ли бананов больше, если к трём бананам положили ещё три, или их стало меньше. Сам процесс сравнения было - стало, обдумывания характера изменений затруднителен для детей. В связи с этим сначала воспитатель должен оказать помощь детям в сознательном выборе арифметического действия, то есть решения.
Для того, чтобы приучить всех детей группы работать, воспитателю необходимо проводить упражнения, которые способны помочь оценить количественные изменения. В качестве примера можно привести следующее: воспитатель вешает наборное полотно, на котором четыре бумажных птички, затем не спеша добавляет ещё одну птичку и задаёт вопрос детям: «Что я сделал? (Ответ: добавили одну птичку). В целом птичек стало меньше ли больше? (Ответ: птичек стало больше)». После этого воспитатель показывает наборное полотно с пятью машинками, просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну машинку. Затем дети должны ответить на вопрос о том как изменилось число машинок и что сделал воспитатель.
Далее применяется следующее упражнение: Воспитатель берёт в руки игрушечное ведро, «пускает» в него, к примеру, три «рыбки, потом берёт в руки ещё две «рыбки» и спрашивает детей: «Как измениться число «рыбок» в ведре, если их тоже пустить в ведро?: «Рыбок» в ведре будет больше или меньше? Егор решил, что «рыбок» станет больше. Прав ли Егор? Ангелина думает, что «рыбок»стало меньше. Правильно ли подумала Ангелина?»
Помимо рыбок могут использоваться и грибы, и ягоды, а вместо ведра – сумка или корзинка. Упражнение будет действенным в том случае, когда дети будут давать ответы, не смотря на предметы, то есть без опоры на непосредственное восприятие. Детям необходимо, основываясь на действии, догадаться, к каким количественным изменениям оно приведёт.
Так же допускается усложнение задания, которое заключается в том, чтобы ребёнок не просто ответил на вопрос: стало меньше или больше, а дал более точный ответ: на сколько стало меньше (какое количество предметов убрали) или на сколько стало больше (какое количество предметов прибавилось).
В детском саду дети решают задачи, которые им озвучивает воспитатель, так как читать задачи они ещё не могут. Основываясь на рассказе воспитателя, дети должны представить событие, о котором говорится в задаче, а так же предоставить правильную оценку количественным изменениям, к которым оно приводит и подобрать соответствующее арифметическое действие.
В процессе обучения решению задач воспитатель знакомит детей с понятием «задача» и структурой задачи. Дети должны знать, что задача состоит из условия и вопроса.
В тот момент, когда все дети запомнили условие задачи. Например «Сначала в конверте лежало три открытки, затем в конверт положили ещё одну открытку», воспитатель берёт в руки большой конверт (дети берут обычные) и заглядывает в него (каждый ребёнок – в свой конверт).
Воспитатель: «У нас в конверте лежало три открытки». Дети повторяют (они видят три открытки). Воспитатель выкладывает на наборном полотне, а дети на столе цифру 3. Воспитатель: «Потом в конверт положили ещё одну открытку». Одновременно со словами он берёт новую открытку , показывает детям, для того чтобы они взяли открытку. Все кладут ещё по одной открытки в конверты. Воспитатель: «Мы положили ещё одну открытку в конверт», достаёт цифру 1 и ставит рядом с цифрой 3, оставляя промежуток для арифметического знака. Дети делают те же действия.
Воспитатель повторяет детям условие задачи: «Давайте вспомним условие задачи. В конверте лежало три открытки, затем в конверт поместили ещё одну открытку». После чего воспитатель предлагает детям прослушать вопрос задачи: «Сколько открыток стало в конверте? Повторите вопрос задачи». Дети повторяют.
Воспитатель: «Сначала в конверте лежало три открытки, затем в конверт поместили ещё одну открытку. Открыток стало больше или меньше?» Дети должны ответить, что больше. Воспитать предлагает сказать какой знак необходимо вставить между числами 3 и 1 – «плюс» или «минус».
Воспитатель делает вывод самостоятельно либо кто-то из детей: «Открыток стало больше, поэтому необходимо поставить знак «плюс»». Воспитатель просит детей прочитать, что в итоге получилось и озвучить ответ. Дети находят в цифровых кассах знак равенства и цифру 4: 3+1=4. Воспитатель уточняет: «Таким образом, сколько стало открыток в конверте?». Условие задачи и вопрос детям напоминается ещё раз. Воспитатель просит ответить на вопрос задачи, повторить ответ.
Подводя итоги, отметим, что именно так, не спеша, медленно, с большим количеством повторений, необходимо решать задачи в старшей группе детского сада.
Список литературы:
1. В. В. Эк «Обучение математики»./Москва, Просвещение.
Для того, чтобы приучить всех детей группы работать, воспитателю необходимо проводить упражнения, которые способны помочь оценить количественные изменения. В качестве примера можно привести следующее: воспитатель вешает наборное полотно, на котором четыре бумажных птички, затем не спеша добавляет ещё одну птичку и задаёт вопрос детям: «Что я сделал? (Ответ: добавили одну птичку). В целом птичек стало меньше ли больше? (Ответ: птичек стало больше)». После этого воспитатель показывает наборное полотно с пятью машинками, просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну машинку. Затем дети должны ответить на вопрос о том как изменилось число машинок и что сделал воспитатель.
Далее применяется следующее упражнение: Воспитатель берёт в руки игрушечное ведро, «пускает» в него, к примеру, три «рыбки, потом берёт в руки ещё две «рыбки» и спрашивает детей: «Как измениться число «рыбок» в ведре, если их тоже пустить в ведро?: «Рыбок» в ведре будет больше или меньше? Егор решил, что «рыбок» станет больше. Прав ли Егор? Ангелина думает, что «рыбок»стало меньше. Правильно ли подумала Ангелина?»
Помимо рыбок могут использоваться и грибы, и ягоды, а вместо ведра – сумка или корзинка. Упражнение будет действенным в том случае, когда дети будут давать ответы, не смотря на предметы, то есть без опоры на непосредственное восприятие. Детям необходимо, основываясь на действии, догадаться, к каким количественным изменениям оно приведёт.
Так же допускается усложнение задания, которое заключается в том, чтобы ребёнок не просто ответил на вопрос: стало меньше или больше, а дал более точный ответ: на сколько стало меньше (какое количество предметов убрали) или на сколько стало больше (какое количество предметов прибавилось).
В детском саду дети решают задачи, которые им озвучивает воспитатель, так как читать задачи они ещё не могут. Основываясь на рассказе воспитателя, дети должны представить событие, о котором говорится в задаче, а так же предоставить правильную оценку количественным изменениям, к которым оно приводит и подобрать соответствующее арифметическое действие.
В процессе обучения решению задач воспитатель знакомит детей с понятием «задача» и структурой задачи. Дети должны знать, что задача состоит из условия и вопроса.
В тот момент, когда все дети запомнили условие задачи. Например «Сначала в конверте лежало три открытки, затем в конверт положили ещё одну открытку», воспитатель берёт в руки большой конверт (дети берут обычные) и заглядывает в него (каждый ребёнок – в свой конверт).
Воспитатель: «У нас в конверте лежало три открытки». Дети повторяют (они видят три открытки). Воспитатель выкладывает на наборном полотне, а дети на столе цифру 3. Воспитатель: «Потом в конверт положили ещё одну открытку». Одновременно со словами он берёт новую открытку , показывает детям, для того чтобы они взяли открытку. Все кладут ещё по одной открытки в конверты. Воспитатель: «Мы положили ещё одну открытку в конверт», достаёт цифру 1 и ставит рядом с цифрой 3, оставляя промежуток для арифметического знака. Дети делают те же действия.
Воспитатель повторяет детям условие задачи: «Давайте вспомним условие задачи. В конверте лежало три открытки, затем в конверт поместили ещё одну открытку». После чего воспитатель предлагает детям прослушать вопрос задачи: «Сколько открыток стало в конверте? Повторите вопрос задачи». Дети повторяют.
Воспитатель: «Сначала в конверте лежало три открытки, затем в конверт поместили ещё одну открытку. Открыток стало больше или меньше?» Дети должны ответить, что больше. Воспитать предлагает сказать какой знак необходимо вставить между числами 3 и 1 – «плюс» или «минус».
Воспитатель делает вывод самостоятельно либо кто-то из детей: «Открыток стало больше, поэтому необходимо поставить знак «плюс»». Воспитатель просит детей прочитать, что в итоге получилось и озвучить ответ. Дети находят в цифровых кассах знак равенства и цифру 4: 3+1=4. Воспитатель уточняет: «Таким образом, сколько стало открыток в конверте?». Условие задачи и вопрос детям напоминается ещё раз. Воспитатель просит ответить на вопрос задачи, повторить ответ.
Подводя итоги, отметим, что именно так, не спеша, медленно, с большим количеством повторений, необходимо решать задачи в старшей группе детского сада.
Список литературы:
1. В. В. Эк «Обучение математики»./Москва, Просвещение.