Значение развития воображения у дошкольников
Петрова Алёна Александровна,
воспитатель ГБДОУ № 24
Кировского района Санкт-Петербурга
Психологи, педагоги дошкольных образовательных учреждений уделяют большое внимание развитию воображения у детей. Воображение – психический процесс создания нового в форме образа или идеи.воспитатель ГБДОУ № 24
Кировского района Санкт-Петербурга
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом он не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Как и другие психические процессы, воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека.
Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может «жить» в разном времени, что не может позволить себе никакое другое существо в мире. Воображение выполняет ряд специфических функций:
· представление действительности в образах и использование их для решения задач. Эта функция связана с мышлением и органически в него включена;
· регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность;
· участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий.
Различают несколько видов воображения:
1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.
3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
В младшем возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых событий в стихах, сказках, рассказах взрослого. Детям нужен толчок: интересная сказка, мультфильм, тронувшая за душу ситуация, о которой рассказал взрослый, какая-то игрушка, поразившая ребенка. Ребенок при этом смешивает реальность и фантазию. Недаром маленькие дети, послушав сказку про, например, бабу ягу, легко могут представить ведьму в реальном мире и боятся ее по-настоящему. Эти ребята уже могут играть с «замещаемыми» предметами, однако главной для него остается игрушка. Поэтому в работе с младшими дошкольниками для развития воображения можно предложить ребенку картинку, на которой изображен какой-либо сюжет, и уже потом предложить придумать сказку. Для начала можно взрослому сказать пару предложений, от которых оттолкнется ребенок.
4-5 лет – это возраст, в котором фантазия становится необходимым элементом ролевых игр. Важно в этот период создать условия для «перевоплощений»: поддерживать активность ребёнка, изобретать или покупать костюмы, предметы для игр, участвовать самим. Это могут быть игры в повара, продавца, инопланетных пришельцев, учащегося школы и т.д. Подобного рода занятия – это прекрасный способ развития воображения, приобщения малыша к имеющимся общественным отношениям, подготовка к выполнению в будущем различных социальных ролей. В конечном итоге – это предварительный этап активной творческой деятельности. Также данный возраст – период для бурного роста словесной формы проявления воображения. Видя картинку, дошкольник придумает историю о том, что происходит на ней сейчас.
6-7 лет – возраст, в котором воображение носит активный прикладной характер. Ребёнок в этом возрасте уже может самостоятельно занять себя: нарисовать, разукрасить, создать коллаж, вырезать, изготовить простые поделки. В воображении возникает замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее ее дополнение деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты воображения от мыслительной деятельности. Основа активного воображения старшего дошкольника - сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Когда идет ролевая игра, старшие дошкольники могут увлечься процессом даже на несколько часов, причем они продумывают сюжет, могут планировать действия, четко держаться предложенной роли. Рождаясь в игре, активное воображение переносится на другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство.
Развитие активного воображение хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. В этюдах взрослый активизирует воображение детей, побуждает их к общению, речевому сопровождению своих действий. Например дети то елку украшают, то шьют кукле платье или превращаются в веселых щенков. Игры-путешествия закрепляют знания детей о разных существах, временах года, явлениях неживой природы, развивают интерес к сказкам, мультфильмам. Психогимнастика активизирует в основном невербальное воображение. Игры-импровизации способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкального слуха, пантомимики ,закрепляют об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.
Дефицит воображения, как правило, испытывают дети с нарушением речи, ведь речь и мышление, воображение связаны между собой. При речевой патологии ребенок мыслит примитивно, он не способен создать новый образ, не может придумывать, сочинять, а также выполнять задания взрослого, где нужно применить фантазию. Эти дети обычно с трудом запоминают термины, усваивают полученные знания, не понимают символов.
Также дефицит воображения может быть у детей, которые имеют низкую самооценку. Они боятся что-то сделать не так, абсолютно лишены самостоятельности, что подавляет воображение.
В данном случае педагогам нужно шаг за шагом творческую преодолевать заторможенность ребенка, предлагая развивать способности через игру, основой которой будет знакомая ребенку ситуация. Хорошим выходом из положения будет театр. Также нужно сделать акцент на познавательной деятельности, чтобы расширить кругозор ребенка. Большую роль сыграет упор на эмоциях. Что впечатлило – то оставит след в душе, появится желание узнавать об этом больше.