Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада
(из опыта работы)
Юсовских Елена Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 87
Приморского района Санкт-Петербурга
Игра – это средство всестороннего воспитания дошкольника. Именно благодаря игре, у детей формируются такие качества, как находчивость, дисциплинированность, наблюдательность, чувство юмора. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. В игре происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Учитывая, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста, в детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. воспитатель ГБДОУ детский сад № 87
Приморского района Санкт-Петербурга
Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации.
Моя развивающая среда построена так, чтобы все игры, игрушки, пособия, игровой материал были доступны для детей. Группа разделена на зоны: зона сюжетно-ролевой игры (здесь находятся разнообразное количество костюмов на вешалках, прозрачные контейнеры с атрибутами для сюжетно-ролевых игр, детская и кукольная мебель, наборы посуды, коляски.). В уголке отражены такие игры как: «Больница», «Семья», «Магазин», «Салон красоты». Такие игры как: «Моряки», «Шоферы», «Строители» находятся в зоне «Мастерская». Здесь малыши могут свободно брать нужные им детали для игры: конструкторы, схемы построек, бросовый материал (банки, природный материал и т.д.).
В зоне «Театрализация» большой выбор театров: настольный, театр на фланелеграфе, шапки-маски, би-ба-бо, пальчиковый. Здесь представлены такие сказки как: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят». Для удобства в работе у меня собрана картотека театрализованных игр, игры-стихи.
Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребенка, но и в познании малышом мира. Обучения его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, величине, цвете и пространстве. Для этого я использую дидактические игры, которые направлены больше на изучение, чем развлечение. В моей развивающей среде представлены различные виды кубиков, развивающие игрушки (пирамидки, шнуровки, пазлы, вкладыши). Здесь, так же, большое количество настольно-печатных игр, например: «Где чей домик?», «Цветные паровозики», «Большие и маленькие». Это игры на знакомство детей с цветом, формой, величиной. Игры на развитие экологических представлений: «Чья мама?», «Кто где живет?», «Овощи, фрукты». Игры по ОБЖ: « Мама, папа, я», « Что такое хорошо, что такое плохо», «На лесной тропинке». Игры по обучению детей ПДД: «ПДД для малышей», « Лото осторожностей», «С Дино я гулять пойду и в беду не попаду».
Дети играют как в группе, так и на улице. Движение – это жизнь. Любой ребенок не может усидеть на месте, он любит бегать, прыгать, прятаться. Поэтому в нашу работу и включены подвижные игры. Роль подвижной игры в развитии ребенка заключается в том, чтобы помочь ему развить быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть. Подвижные игры развивают творческие способности детей, способствуют развитию положительных эмоций, развивают речь детей. Мои дети очень любят играть в такие игры как: «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц». В группе создана картотека игр, которые я использую в своей работе («Перелет птиц», «Ловишки с мячом», «Волк во рву» и многие другие.).
Предметно-пространственная среда в группе все время меняется. Это происходит благодаря изучению новых тем, сезонности, праздникам. Выносится новый материал, новые игры, пособия и игрушки.
Не забываем мы и о русских народных играх. Воспитание с помощью русских народных игр реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействие педагога и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Для этой цели в группе имеется картотека русских народных игр. Это игры с мячами и палками, в «городки», в «столбики», «на улице и дома», «вдвоем и целым хороводом». Не забыты и игры в слова: различные шарады, каламбуры, загадки с подвохом, разыгрываемые игры на досуге.
Использование таких игр в воспитании дошкольников расширяет его историко-культурный кругозор и повышает культурный уровень национального самосознания.
Таким образом, предметно-пространственная среда в моей группе создана так, чтобы малыши, играя, познавали мир во всех его тонкостях.
Список используемой литературы:
1. И.А.Качанова, Л.А.Лялина «Традиционные игры в детском саду» Сфера, 2017г.