Социализация детей дошкольного возраста в культурной деятельности
воспитатель ГБДОУ детский сад № 20
Центрального района Санкт-Петербурга
Возраст 3-6 лет является важнейшим периодом в формировании личности. На основе социально-культурной деятельности формируется нравственная культура личности и конкретной социальной группы
Социализация личности – охватывает и является предметом изучения представителей разных научных областей: философии, социологии, культурологии, психологии и педагогики.
Среди ученых, которые существенно повлияли на исследование проблемы социализации, следует назвать: Г. Гиддинса, Э. Дюркгейма, Э. Эриксона, Ч. Пули, Г. Лебона, Дж. Мида, М. Моса, З. Фрейда и др. [2;5;11] Общей социализационной проблематике посвятили свои работы Г. Андреева, Б. Вульфов, О. Глузман, М. Евтух, В. Зеньковский, М. Лукашевич, Г. Овчарова, В. Полищук, С. Русова , В. Сухомлинский , В. Семенов и др. [9;12]
В разработку современных и отечественных концепций личности большой вклад внесли Н. Голованова , Н. Лавриненко [3]; социально-психологические аспекты социализации с учетом возрастных особенностей раскрытых в работах В. Абраменковой, И. Бэха, Д. Эльконина [13]; социально-педагогические принципы проблемы с учетом новой социокультурной ситуации характеризуются в исследованиях Т. Алексеенко, В. Болгариной, М.Евтуха, Л. Коваль, В. Кузя, А. Капской и др.[2;5]
В связи с разнообразием подходов к проблеме социализации единого определения понятия «социализации» на сегодняшний день не существует.
Голованова Н.Ф. выделяет пять подходов к теоретической характеристике данного понятия.
1. Социологический подход. Социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального исследования, охватывающий и стихийные
воздействия среды, и организованные — воспитание, образование.
2. Факторно-институциональный подход. Социализация определяется как совокупность, множественность, рассогласованность и некоторая автономность, а не жесткая иерархическая система действия факторов, институтов и агентов социализации.
3. Интеракционистский подход. Социализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.
4. Интериоризационный подход. Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.
5. Интраиндивидуальный подход. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель индивидуализации [3].
М.А. Мкртчян отмечает, что понятие «социализация» акцентирует задачу освоения тех способов и средств, которые позволяют субъекту самоопределяться и эффективно действовать в определенных социальных ситуациях [4].
Важнейшим фактором социализации, является социокультурное пространство в котором живет и развивается дошкольник. В системе взаимоотношения ребенка с социокультурной средой можно выделить следующие позиции, когда ребенок является:
- объектом влияния среды, в котором он родился, и обстоятельств, в которых он растет и развивается;
- объектом целеустремленного и стихийного, систематического и эпизодического, долговременного и одномоментного влияния;
- субъектом разных видов деятельности: коммуникативной, игровой, учебной, трудовой и т. п.;
- личностью, которая олицетворяет многомерное отношение к миру, другим людям, самой себе;
- индивидуальностью, которая отличается лишь ей свойственными особенностями, своеобразной совокупностью свойств, качеств и их проявлений.
Возрастные особенности дошкольника обуславливают ведущий вид деятельности - игру. В структуре социально-культурной деятельности театрализованная игра представляет собой один из эффективных видов деятельности для развития дошкольника. Театрализованная игра оказывает благотворное влияние на психическое развитие дошкольника через формирование и усложнение различных видов художественного творчества, оказание влияние на развитие речи, обогащение эмоционального мира ребенка, приобщение его к духовному богатству
Постановка ребенка в позицию субъекта воспитания ― одно из ведущих заданий гуманистической педагогики. В то же время психологическое понимание социализации может трактоваться как более общее ― как трансляция культуры от поколения к поколению. В этом понимании воспитание является компонентом процесса социализации рядом с другими влияниями среды. В педагогике также воспитание трактуется как самое общее понятие и как более конкретное. Условное разделение процессов воспитания и учебы удостоверяет, что воспитание опирается на реальные отношения, процессы, явления окружающей действительности, тогда как учеба связана с более специальными вещами.
В воспитании преобладают ценностные, мотивационные, эмоциональные компоненты, в учебе ― логические. То есть самовоспитание является важным средством социализации. Учитывая гуманистическую парадигму в процессе воспитания важно обеспечить личности позицию субъекта социализации. Следовательно, социализация может характеризоваться как процесс усвоения и использования ребенком в поведении и деятельности системы ценностей, в котором она включена. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации различаются методы в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают своё влияние.[8]
Трудности социализации в этот период связаны с несовпадением высокого уровня притязании и низкого социального статуса, который задан возрастом; несовпадением старого стиля родительства (для родителей подростки всегда дети) и новых потенциальных возможностей, заданных психофизиологическим взрослением; противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников [9].
Осмысление теоретических основ, дало возможность определить векторы социализирующих педагогических условий:
- применение художественных произведений и работа с ними в учебном процессе должны способствовать формированию в сознании детей позитивных социальных стереотипов, предлагать им готовые модели социального поведения, развивать интерес к общественной жизни, уточнять представление о законах социума;
- приобретение опыта социальных отношений в совместной игровой и производительной деятельности дает возможность каждому примерять разные социальные роли, овладеть разными групповыми формами взаимодействия детей в деятельности, научиться согласовывать собственные и коллективные интересы, потребности, цели;
- обеспечение становления ребенка как социальной личности невозможно без овладения способами саморазвития, доступными для детей этого возраста, развития рефлексивного мышления, ориентации, на познание самого себя.
Социализация является фактором стабилизации общества и имеет свои функции. Можно выделить две основные функции социализации. Первая: всестороннее, протяжённое во времени вхождение человека в объективный мир - отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация даёт возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими. Незнание общепринятых норм, их несоблюдение создают для личности ситуацию непредсказуемости. Вторая функция социализации - являться фактором нормального воспроизводства общества. Общественное воспроизводство заключается в том, что происходит не только процесс простого воспроизводства социальной структуры, но и обновления всей системы общественных отношений. [7]
Подытоживая изложенное, подчеркнем, что взаимодействие ребенка с социальной средой служит источником развития и социализации личности ― в этом ее безусловная сила. В то же время, среда играет роль фактора социально-личностного развития ребенка лишь в случае активного взаимодействия со средой ребенка как субъекта, благодаря чему ребенок имеет возможность обнаружить инициативность, активность и соответственно реагировать на влияние среды, приобретает социальный опыт. Внешние влияния, в том числе и педагогические, приобретают для ребенка личностный смысл, если они детерминированы не только значимостью для социального окружения, но и для социального опыта личности. „Благоприятной” для социально-личностного развития ребенка в среде, является социокультурное пространство, в котором ребенок привлекается к активному взаимодействию с достижениями культуры.
Список литературы
- Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2006. 189— 236 с.
- Василькова Ю.В., Васильева Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций; Учебное пособие для студентов педвузов и колледжей. - М.: Издательский центр "Академия" 1999 г
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведени. –– СПб.: Речь, 2004.
- Дидактика коллективного способа обучения: сборник статей / Мкртчян М.А., Карпович Д.И., Лебединцев В.Б., Литвинская И.Г.; сост. Н.М. Горленко и др. – Красноярск, 2009
- Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон.- М.,1993.- 352с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Майер, А.А. Полипарадигмальный статус социализации детства [Текст] / А.А. Майер // Человек и образование. - 2008. - № 4 (17). - С. 19-24
- Милославова И.А. Роль социальной адаптации / И.А. Милославова. - Л.,2004.- 284с.
- Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина. – М., 2000. – 85с.
- Рогальская И. П. Социализация личности в дошкольном детстве: специфика, сущность. Монография. ― К.: Миллениум, 2008. ― 400 с.
- Хвостов В. М., Социология, ч. 1 – Введение. Исторический очерк учений об обществе, Μ., 1917.
- .Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация в обществе [Текст] / Л.Л. Шпак.- Красноярск, 1999. – 232с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007.