Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Детское экспериментирование, как способ познания окружающего мира

Кошевая Ульяна Леонидовна
 
Умейте открыть перед ребёнком
 в окружающем мире что-то одно,
 но открыть так, чтобы кусочек заиграл
 всеми цветами радуги.
В.А. Сухомлинский
 
Экспериментирование– это эффективный и доступный вид деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Экспериментирование в детском саду – это один из главных и любимых видов деятельности дошкольника. Очевидно, что благодаря именно экспериментированию ребенок превращается в исследователя, проявляет интерес к освоению нового и удивительного. В детском саду уделяется много времени и внимания детскому экспериментированию. В каждой группе организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность согласно возрасту и интересам детей. В группах созданы условия для всестороннего развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: картотека, бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п. Несложные опыты и эксперименты можно предложить родителям организовать и дома. Для этого совсем не требуется много усилий, достаточно желание, фантазии и знания. Но следует помнить, что необходимо соблюдать некоторые правила:
 1.Установить главную цель эксперимента;
2.Подобрать необходимые для эксперимента материалы;
3.Обсудить процесс с ребенком;
4.Подвести итоги эксперимента;
 5.Объяснить ребенку почему? Доступными для ребёнка словами.
6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования очень важно ребенку ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Важно. Помните! При проведении эксперимента совместно с ребенком главное – безопасность ваша и вашего ребёнка. Любое удобное вам место в квартире может стать местом для эксперимента.
Рекомендуется использовать следующие способы фиксации результатов исследования:
1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем, наброска, рисунка;
2. Составление мини - рассказов;
3. Изготовление аппликаций в виде коллажа.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.  Несколько вариантов экспериментов в домашних условиях.
  1. Ванная комната. Во время мытья ребёнок может быть проведен эксперимент с водой и ребенок узнает много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
  2. Кухня – это место, где зачастую ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно провести следующий эксперимент.  Поставьте на стол 2-3 одинаковых ёмкостей, небольшую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 - 2 см. Пусть ребенок самостоятельно положит губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду с губок в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа.
  3.  Ребёнок рисует. У него кончилась краска, например, красный или зеленый. Предложите ему попробовать сделать эту краску самостоятельно. Понаблюдайте, как ребенок будет действовать, что будет делать. Постарайтесь в начале не вмешиваться и не подсказывать. Сможет ли ребенок самостоятельно догадаться, что для зеленого необходимо смешать синюю и желтую краску? Если вы видите, что у него ничего не получается, подскажите, что надо смешать две краски. Только путём проб, ошибок и экспериментов ребёнок найдёт верное решение.
  4. Виноградинка.  Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
  5. Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь. Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.
  6. Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Заключение
 В результате систематической экспериментальной деятельности с различными объектами ребенок научится переходить к самостоятельной постановке проблемы, к поиску метода и разработке вариантов решения. Дети научатся сами проявляют инициативу и творчество в решении сложных, интересных и проблемных задач. Мир вокруг каждого ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в закономерную сложную систему, элементы которой изменчивы и непосредственно зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить каждого ребёнка находить в знакомых и обычных предметах неизвестные свойства, а в незнакомых и новых предметах, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное ребенку свойства. И лучше, полезней всё это осваивать – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок самостоятельно знакомится с окружающим его миром, легче, охотнее и быстрее учится новому. И, что конечно особенно важно для ребенка, играя, он учится учиться. Очень важно своевременно поощрять и воспитывать в ребенке привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов и достижений в жизни и учебе.
 
Литература
1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004,
6. Материалы Интернет-сайтов.
7. Л.Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
8. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
9. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
10. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»