Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Статья

Приемы и методы речевого развития детей дошкольного возраста

Зиновьева Любовь Николаевна,
воспитатель 
ГБДОУ детский сад общеразвивающего вида
Приморского района Санкт-Петербурга
В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место.
Актуальность проблемы (развития речи детей дошкольного возраста) определяется уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка дошкольника. Основу отечественной концепции развития речи дошкольника составляет положение Ф. А. Сохина о формировании у детей 3 – 5 лет элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве.
Язык и речь рассматривались в психологии, философии педагогике как узел, в который сходятся различные линии психологического развития: воображение, память, мышление, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности,  язык служит  основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению. А также он является условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания  детей.
Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи. Все эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которое представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Словарная работа включает систематическое ознакомление детей  с многозначными словами, семантическими отношениями между ними, а также точности при употреблении синонимов и антонимов.
Для обогащения, употребления и расширения словаря детей необходимо использовать самое ближайшее окружение ребенка: то с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Необходимо вводить словарь не только  названия предметов, но и названия их деталей, частей, формы, величины, материала, из которого они сделаны. Используйте не только названия цветов, но и их оттенки. Когда малыш рассматривает предмет, подумайте, какой именно вопрос ему лучше задать: «Кто это, что это?»  - дети называют предмет. «Какой?» -  заставляет называть различные признаки предмета.  «Из чего сделан?» - ребенок называет предмет и ставит слово в родительном падеже.  «Что делает?» - называет действие. «Для чего нужен этот предмет?» - этот вопрос вызывает распространенный ответ, даже строит сложное предложение.
 Важно, разумеется, не просто знакомить ребенка с окружающим миром, но и иметь в виду и чисто речевые задачи.  После рассматривания предмета, его названия, описания, необходимо закрепить слова в различных словесных играх. Эти игры расширяют в сознании детей смысловое содержание слова и помогают им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания. В игре «Какое что бывает?» На вопрос что бывает высоким, ребенок отвечает: дерево, человек, столб. Затем дети сравнивают: что выше – дерево или человек?  Дети учатся сравнивать, обобщать, начинают  понимать значение абстрактного, отвлеченного  слова «высота, ширина». Провести игру «Что бывает красным, желтым, зеленым, круглым?»  
В младшем и среднем  дошкольном возрасте на основе накопления представлений о единичных предметах дети научились объединять предметы по их назначению и признакам, усвоили родовые и видовые понятия (чашка, ложка – посуда; волк, лиса, заяц -  животные). В старшем дошкольном возрасте родовые понятия необходимо дифференцировать: животные – дикие и домашние; посуда – чайная, кухонная, столовая. Продолжать обучать  детей  определять  и называть предметы, их качества, свойства, материал,  из которого они сделаны. Задавать вопросы: «Из какого материала сделаны предметы? Как одним словом сказать, какие это предметы?» (стеклянные, деревянные, пластмассовые, металлические, резиновые). Продолжайте укреплять умение оценивать предметы и явления по сходству и различию.  (Чем предметы не похожи?) ( Чем похожи предметы?)  Очень важна особенно языковая работа над словом – к ней относится, прежде всего, раскрытие многозначности слова, выработка у ребенка умения подбирать синонимы (слова с тем же значением) и антонимы (слова с противоположным значением).
Необходимо проводить разные упражнения, предусматривающие обогащение словаря ребенка:
- словесная игра «Наоборот»: (С существительными, глаголами, прилагательными);
- подбор определений и эпитетов: «Какие бывают кошки, собаки?»  (Лохматые, гладкие, умные, веселые, озорные, маленькие и так далее);
- узнавание предмета по эпитетам: «Зеленая она, кудрявая, стройная, белоствольная». (Береза);
- подбор действий к предмету: «Что делает ветер?»;
- подбор синонимов: «Большой, огромный, громадный»;
-  подбор предметов к действию: «На небе сверкает, землю согревает». (Солнце);
- подбор обстоятельств: «Как можно выполнять задание?» (Лениво, спустя рукава);
- нахождение пропущенных слов;
- составные части целого;
Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребенка, но и сделать его более активным. Для того чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократное повторение.
Для обогащения словаря, для понимания значения образных слов неоценимо чтение художественно литературы. Прочитайте малышу сказку, рассказ, стихотворение – обратите его внимание на отдельные слова и выражения, повторите их,  задержите на них внимание ребенка. Тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях. Однако  и те слова, которые ребенок услышал в сказке, стихотворении, рассказе, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда дети будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи.
В становлении грамматического строя речи важной является задача формирования языковых общений, что делает возможность развития широкой ориентировки в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитание чувства языка и внимательного отношениям к грамматическим явлениям языка.  Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли самые распространенные в этом возрасте. В родительном падеже множественного числа вместо нулевых окончаний и окончаний «ей» дети нередко употребляют окончание «- ов, - ев» (сапог, карандашей).
            Как добиваться грамматической правильности речи?  Особенно полезны упражнения, в которых не  механически повторяет за взрослым правильную форму слова, а сам осознает ее правильность, необходимость или, наоборот, неправильность той формы, которую он употреблял.  Путем упражнений дети усваивают, что нужно  говорить во множественном числе: лисята, медвежата, жеребята.
            Такие упражнения хорошо проводить играя. Используются имена существительные, которые в родительном и винительном падежах множественного числа имеют все типы окончаний (- ов, - ев, - ей,  нулевое окончание).
Например: «Еж – ежонок, ежи – много ежей, ежата – много ежат». «Пять вишен, три сливы, две груши. Не стало вишен, слив, груш». «Апельсин – апельсинов, огурец – огурцов, помидор – помидоров».
Необходимо упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными среднего рода, для сравнения предложит имена мужского и женского рода:
- ведро зеленое - ведра зеленые, много зеленых ведер;
-  белая лента – белые ленты – много белых лент;
- красный помидор – красные помидоры – много красных помидор.
            Большое внимание надо уделять упражнениям в правильном  употреблении глаголов, в которых дети чаще всего делают ошибки (одеть, надеть, положить, класть, хотеть).  Поэтому только специальные упражнения помогут детям запомнить правильные формы:
- рассматривание картинок, которые изображают противоположное значение названных глаголов: «Мама одевает ребенка» - «Мама раздевает ребенка» «Катя надевает пальто» - «Катя снимает пальто»;
- дети во время  игры одевают, и снимают одежду с  куклу;
- дети собираются на прогулку, взрослый напоминает им «Наденьте шапку»; придя с  прогулки, ребенок слышит: «Сними те шапки». Таким образом, эти формы перед ними как бы изолированные.
Когда мы показываем детям картинки, мы «сталкиваем» разные формы и даем детям и ребенку возможность их сопоставить и осознать. Эта форма работы более приемлема.
Одной из самых важных задач обучения детей дошкольников родному языку – развитие связной речи. Характерные особенности такой речи не только развернутость  и связность, но и произвольность. Ребенок строит высказывание самостоятельно, ему не помогают реплики собеседника. Он должен сам  выбирать словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает, должен намечать последовательность отдельных частей, звеньев содержания – описания предмета, явления, событий.
В развитии связной монологической речи на первый план выступает формирование у детей представление о структуре разных типов высказывания (описаний, повествований, рассуждений) и способах связи между предложениями и частями текста. Эти особенности монологического высказывания требуют специального речевого воспитания, специального обучения ребенка. Прежде всего,  речь должна быть содержательной, опираться на  достаточные знания и ясные представления о предмете содержание должно быть построено в логической последовательности, существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их  беспорядочно, следует избегать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой,  уметь закончить высказывание. Необходимо обратить внимание на то, владеет ли ребенок разными средствами для выражения одной и той же мысли, не повторяются ли в одном отрезке речи одни и те же слова и обороты?
Все эти качества устной связной речи развиваются, когда дети учатся пересказывать художественные произведения, овладевают различными видами рассказывания (по картине, творческие рассказы, рассказы из личного опыта), знакомятся с  художественной литературой. Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемое  богатство родного языка, способствуют тому, что дети начинают пользоваться этим богатством, а многие оказываются склонными и к собственному творчеству.. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова. Здесь закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его выразительности, точности, меткости, образности.
Знакомя детей с художественными произведениями, постарайтесь поставить и решить разнообразные задачи, связанные с развитием речи. Вопросы, задаваемые детям после чтения, зависят от его жанра, тематики и тех задач, которые взрослый ставит перед ребенком. Вопросы могут задаваться в самой разнообразной форме:
- о чем говориться в рассказе?;
- что нового и интересного  ты узнал из стихотворения?;
- что ты можешь рассказать о герое сказки?;
- какое главное событие этого рассказа?;
- как бы ты поступил в этом случае?;
- что произошло с его героями?;
- какие слова  и выражения из этой сказки тебе дольше всего понравились?;
- как автор описывает этот предмет?
Для того чтобы восприятие литературных произведений было более глубоким, а речь более образной яркой, необходимо давать детям различные задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение, на подбор рифмы к заданному слову.
Одно из простейших и вместе с тем основных средств художественной выразительности – сравнение. Познакомим ребенка с литературным произведением, в котором встречаются сравнения, ему задают вопрос: «С чем это сравнивается?» На первых порах ребенок с трудом находит сравнение в услышанном тексте, и с трудом придумывает сам сравнение. Но в дальнейшем делает это легко.  ( Снег- как покрывало, одеяло, покрыл скатертью, блестит как звездочки, серебро, хрустит как сухарики). Эти упражнения помогают находить сравнения в стихах, рассказах, сказках. Затем дети начинают их использовать в своих собственных сочинениях.
Задания на придумывание эпитетов дети выполняют очень охотно. В стихотворении «Зима» И. З. Сурикова снег был назван пушистым. Дети подбирают эпитеты: пушистый как котенок, цыпленок, ковер. Снег блестящий, хрустящий, серебристый, искрящий, легкий.  Можно подобрать эпитеты к словам:  лес, ветер, солнце.
            Для развития речи, ее обогащения, для углубленного понимания художественного произведения  необходима работа над синонимами, словами, близкими  по смыслу, но выражающими разные оттенки смысла, значения: (идти, шагать, брести, плестись).  (Денек был холодным, морозным, студеным, метельный). Таким образом, ребенок начинает не только подбирать синонимы к заданному слову, но еще  и задумывается над тем, где уместно употреблять это слово.
Работа над антонимами, словами с противоположным значением,  помогает ребенку усвоить средства художественной выразительности речи, а также глубоко и точно понять значения многозначного слова.
 Для работы над антонимами большие возможности  дают пословицы и поговорки. «Мал телом, да велик делом», «Мягко стелет, да жестко спать», «Здоров на еду, да хил на работу».  С использованием этих форм фольклора можно начинать давать задания на подбор антонимов. Затем дети сами будут находить противоположные слова.
После этого можно давать детям задание придумать к антонимам подходящие слова, то есть составить словосочетание  «Светлый – темный, темный лес – светлый лес». Знакомство с антонимами и подбор их помогают детям понять эмоциональную контрастность слов.
Используют еще такой прием как изменение слова. Он помогает детям уловить тонкости смысловых нюансов. (Ручей – прозрачный, гремучий, огромный, а ручеек – маленький, звонкий, крошечный).
Подбор рифмы к заданному слову означает дать ребенку почувствовать звуковое богатство разных слов, их ритм, музыкальность, созвучие.
В дальнейшее эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению своих сказок, рассказов, стихов, а их словесное творчество будет помогать углубленному восприятию литературных произведений.
Важной составной частью речи является развитие образной речи. Воспитание к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность  к словесному творчеству. Умение рассказывать, сочинять, творить помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость, застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Обучая ребенка  в процессе совместной творческой деятельности самостоятельному изложению своих мыслей, взрослый помогает ребенку найти точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звукового произношения. Он  совершенствует все стороны речи ребенка: лексическую, грамматическую, фонематическую.
Наряду  с видами речевой деятельности: описательные рассказы с  использованием игрушек, предметов, картинок, придумывание рассказов из личного опыта, рассказывание на предложенные темы, сюжеты, так же используется как часть вида сочинительства и переделывание сказок, придумывание конца сказок.
Необходимо использовать разные формы работы со сказкой:
-  рассказывание и чтение сказок;
- пересказ отдельных эпизодов сказки;
- слушать отвечать на вопросы педагога по сказке;
- хоровое проговаривание отдельных предложений из сказки;
- доканчивать фразу  из сказки;
- драматизация по сказке;
- театральная деятельность (показ сказки на фланелеграфе, магнитной доске, настольный театр);
- придумывание названия сказки, конца, сказки.
Народная или авторская сказка позволяет решать кроме речевых задач еще и коммуникативные задачи:
- приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору;
- формирование нравственных основ;
- умение сопереживать героям и персонажам сказки;
- умение передавать эмоциональное состояние персонажей.
- создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.
Мир ребенка,  как и взрослый мир, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение, благодаря множеству игр и упражнений. Но дети, кроме игр, стремятся к общению как между собой, так и с окружающими взрослыми. Поэтому взрослые должны создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового речевого общения.
Педагог должен использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации:
- ситуации – иллюстрации;
- ситуации – упражнения;
- ситуации – проблемы;
- педагогические ситуации оценки (сценки из жизни детей).
С помощью игрового материала и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения. Активизирует навыки эффективного общения. В это время ребенок не только слушает и наблюдает, но и активно сам действует, связывает простые действия в сюжет, регулирует взаимоотношения со сверстниками.
В ситуациях проблемах – привлекается внимание к своему эмоциональному состоянию и к состоянию других персонажей. Ребенок учится осознавать  чувства и переживания, принимает их.  Дети в это время находятся в активной действующей позиции. В  старшем дошкольном возрасте ребенок уже анализирует  и обосновывает принятое решение  и может оценить принятое решение.
Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались.
Главное, чтобы взрослый в игровой обучающей ситуации выступал как партнер по общению. Взрослый должен говорить с ребенком на интересующие именно ребенку темы, при необходимости уходить от неприятных ситуаций.
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи. Большое значение при этом имеет правильный подбор конкретного языкового материала.
 Литература
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей детского сада. - . М.: Мозаика – Синтез, 2004.развитие
Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 2003.Ельцова О. Горбачевская Н. Н., Терехова А. Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008.
Нищева Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. Конспекты занятий с использование серии «Книжки на вырост».- СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
Практикум по профессиональной коммуникации педагогов рекомендации, игры, тренинги. Автор – составитель О. . Ельцова – Волгоград. Учитель. 2010.
Микляева Н.В.  Инновация в детском саду: пособие для воспитателей. – М.: Айрис – Пресс. 2008.
 
                        

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»