Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Учебно-методическое пособие «Замок знаний»

 (для освоения и реализации Федеральных государственных требований в образовательной области «Коммуникация»)  

Домбровская Наталья Дмитриевна, учитель – логопед,

Государственного дошкольного образовательного учреждения детский сад №76 компенсирующего вида Калининского района города Санкт-Петербурга

 

                                               «Ребёнок усваивает 10% из того, что слышит,                                

                                            50% из того, что видит, 90% из того, что делает».

                                                                                          Журнал  «Логопед».

                 В соответствии с годовой задачей методического кабинета Управления образования при администрации города Ессентуки специалисты коррекционных групп работали над решением годовой задачи по созданию условий для социализации, успешной адаптации детей с речевыми нарушениями в среде сверстников, взрослых и в школе. Сегодня, освоение детьми с нарушениями речи образовательной области «Коммуникация» в соответствии с ФГТ также очень актуально.

               Доказано, что на развитие ребёнка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающая его среда, в которой он находится большую часть времени пребывания в детском саду, на занятиях и после.

       Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает ребёнку включиться в активную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и педагогами. Окружающая детей обстановка должна быть комфортной и эстетичной, оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.

      Для успешной работы в этой области мне, как  учителю-логопеду нужно было такое пособие, которое помогало бы мне объединять все задания, упражнения, игры, картинный материал в единую систему. И очень хотелось, чтобы эта система обеспечивала не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное творческое участие ребёнка. То есть, необходимо было такое пособие, которое было бы доступно  для дошкольников и обеспечивало бы решение коррекционно-образовательных задач и образовательной области «Коммуникация». Безусловно, самой интересной деятельностью для ребёнка является игра. Надо использовать такие игры, которые помогут обеспечить максимально возможную двигательную активность на логопедическом занятии, избавят ребёнка от пассивного восприятия картинного материала, научат его манипулировать картинками, перемещая её с одного игрового поля на другое, и при этом комментировать, «проговаривать» свои действия, осмысливать их, прочно закреплять навык владения речевым материалом. Кроме того, разработанная система игр и упражнений должна отвечать основным требованиям современных программ обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, способствует развитию самостоятельной творческой и речевой активности детей..

     Для оснащения коррекционно-развивающей среды детского сада сейчас выпускается большое количество специального оборудования, множество игр и специалисты начинают постепенно оказываться от пособий, сделанных своими руками, заменяя  «малоэстетичные самоделки» на фабричные игры и пособия. Несколько  лет назад увидев в газете «Дошкольное образование» модель этого методического  пособия, я решила  воплотить  её в жизнь и создать свой  «Замок знаний» с целью использования его для коррекции речи детей дошкольников. В течении многих лет я его совершенствовала, пополняла и дополняла. Хоть основа его и сделана своими руками, но я в ближайшее время не собираюсь от него отказываться, а в течении нескольких лет продолжала его совершенствовать, пополнять и дополнять фабричными играми.

      «Замок знаний» представляет собой специально-оборудованное, многофункциональное, с разными степенями сложности пространство для  коррекционной работы,  расположенное  на правой стене класса (я работала тогда в гимназии «Интеллект» в городе Ессентуки и кроме логопедического кабинета, групповой комнаты у нас был ещё и класс). «Замок» состоял из блоков-зданий с карманами разной формы, расположен на уровне глаз детей и доступен к использованию педагогами для разнообразных видов коррекционной работы и самими детьми для игры в свободное время. Дидактический и наглядный материал я подбираю с учётом возраста детей, специфики их нарушений, в соответствии с программой и  этапом коррекционной работы. Содержание коррекционного материала соответствует  изучаемому звуку и букве, лексической теме, периоду обучения, его можно регулярно изменять в зависимости от целей коррекции.

 «Замок знаний» включал в себя следующие блоки:

·                    «Царство слова»- первый планшет  в форме  здания, состоящий   из трёх наборных  полотен. Существует множество вариантов его использования. С его помощью можно успешно и плодотворно работать  по развитию языкового анализа и синтеза со всевозможными схемами. 

Очень эффективен  в логопедии метод наглядного моделирования, который   мною удачно используется в данном пособии. На прищепках закреплялись всевозможные схемы (для определения наличия и места звука в слове, для определения количества слогов в слове, для дифференциации слов), и дети, в соответствии с этими схемами и символами, расставляли картинки на наборном полотне. Опора на вспомогательные средства (схемы-модели  с графическими символами, фишки –для подсчёта количества звуков и их характеристики, сигналы для дифференциации звуков по акустическим признакам, дорожки, полоски для слогового анализа и анализа предложения на слова) помогали ребёнку лучше представить такие понятия,  как «звук», «слог», «слово», а манипуляции с картинками позволяли лучше осмыслить коррекционный материал. Наглядное использование схем  для изучения правил,   для характеристики звуков помогало учить ребёнка не заучивать и припоминать, а, размышляя, запоминать.

·        Магнитная доска с «Азбукой букв и символов» (заполняется по мере изучения букв и знаков) с успехом использовалась для наглядного составления слогов, слов. Очень полезен был  этот блок пособия для тех детей, которые из-за моторной неловкости не справляются с работой в кассе букв. С помощью этого пособия  в конце года легко проходит изучение алфавита «семейками» по стихотворению  З.Д. Гольдина «Что такое алфавит?».

·        «Зеркальные дворцы» с яркими выдвижными витражами для проведения артикуляционной гимнастики. Стихотворная форма артикуляционных упражнений отвлекает внимание ребёнка от речевого неумения и побуждает к активному речевому поведению, общению. Полезно сочетать артикуляционные упражнения и работу по автоматизации звуков   с  голосовыми упражнениями (сила, высота, длительность), с работой над ритмом и темпом, с мелкой моторикой. Была  возможность для выполнения артикуляционных упражнений стоя и сочетания этого вида упражнений с развитием общей моторики.

·            «Царство ветерка»- это зона  для работы над дыханием. Детям доступны султанчики, вертушки, мыльные пузыри… 

·                    «Зелёная лужайка» - ковролинограф (полоска ковролина)  для прикрепления  к нему  на липучках наглядного материала по коррекции разных сторон речи. Удачно здесь размещается  наш город  «Буквинск». Буквы с характерными по их акустическим признакам  символами (колокольчик - для звонких согласных, синий  и зелёный квадратики для тех согласных, которые бывают твёрдыми и мягкими) группируются  по мере изучения по определённой системе. Я в отдельные группы выделяла гласные первого ряда, второго, согласные звонкие, глухие, всегда твёрдые, мягкие, парные твёрдые, мягкие. Так же  можно было интересно преподнести детям понятие о смягчении согласных гласными с помощью  пособия «Синий и зелёный зонтики», описанного у Каше Г.А  Всё это помогало мне систематизировать и обобщать детский опыт в области знаний о звуках и буквах.

·            «Замок мастеров»-  блок для развития мелкой моторики с элементами продуктивной деятельности. На  полке собран разнообразный бросовый материал ( пуговицы,  скрепки, счётные палочки, прищепки, бусы, ракушки, камни…) и дидактические пособия (шнуровки, трафареты по лексическим темам, буквенный конструктор)…  В специальной литературе не раз встречалось выражение, что ребёнок усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Все логопеды практики согласятся с этим утверждением. А, как известно, у детей с ОНР запоминание образа буквы вызывает определённые трудности, для успеш-ного изучения букв нужно задействовать наибольшее число анализаторов. С целью преодоления этих трудностей  предлагала детям разнообразные  задания по конструированию букв с образцами заданий по книге  «Занима-тельная азбука». Для усложнения задания можно выкладывать буквы разными пальцами. Всё это способствовало развитию воображения, мышления, тактильной чувствительности, ловкости в обращении с мелкими предметами, терпению, усидчивости, пространственной ориентировке.

·                Стена «Геоконт» представляла собой игровое поле,  разделённое 25 мебельными гвоздиками на сектора для составления из резинок фигур, предметов различной формы, букв. С большим интересом дети в свободное время работали с этой частью пособия.

·                    «Башня успехов»  используется для учёта достижений детей на занятии (в неё вставляются фото детей, успешных на занятии.) 

          В «Замке знаний» находились  ведущие игрушки – «три хозяйки»:  Фея красного замка - Аня, синего – Маша, зелёного – Мила (имена кукол соответствуют цветным символам звуков, применяемых в логопедии и в начальной школе). Куклы приходили к нам на занятия, приносили символы звуков, сюрпризы, задавали вопросы, проверяли нашу работу.  С помощью такого приёма было легко  в игровой форме  знакомить детей с новой темой, преодолевать неуверенность и стеснительность детей, добиваться  партнёрских отношений с детьми.

         Игровые задания, объединенные в едином пособии «Замок знаний»    помогали мне  делать занятия для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивали  познавательную активность, побуждали  к общению. Все это превращало  длительный этап автоматизации и дифференциации звуков  в интересный и увлекательный процесс обучения для ребёнка, и дети с удовольствием ходили на занятия к логопеду. А это естественно повышало  результативность коррекционной работы и приносило  моральное удовлетворение всем участникам коррекционно-образовательного и воспитательного процесса.

      Это пособие помогало мне окружить детей  игрой, чтобы они не заметили, что на самом деле они заняты тяжёлой и серьёзной работой. И если я видела, что после занятия или в свободное время дети возвращались к  «Замку знаний», манипулировали с предметами и картинками, учили друг друга, спорили,  закрепляли, играя,  изученный материал – следовательно, это пособие приносило  пользу детям.

         С  помощью этого учебно-методического пособия мне удавалось  создавать благоприятные условия не только для коррекции отклонений в развитии речи детей, но и для стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Всё это  являлось важным условием социализации детей с нарушениями речи.

     Сегодня, в свете ФГТ, содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает: развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Все эти направления можно успешно реализовать с помощью учебно-методического пособия «Замок знаний».

alt

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»