Практическое занятие
«Применение здоровьесберегающих образовательных технологий при организации работы педагога с детьми дошкольного возраста»
Автор: заместитель заведующей по УВР ГДОУ детского сада №44 компенсирующего вида Хабанова С.В.
Задачи:
- Закрепить представлений воспитателей о здоровом образе жизни.
- Сформировать представление о здоровьесберегающих технологиях.
- Определить рамки возможного использования здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста.
Материал: зеркальце, фишки разных цветов, модели «цветков здоровья», модель «Здоровье», листы бумаги формата Ф4, фломастеры, карандаши.
Часть 1. «Свет мой, зеркальце, скажи» |
Звучит музыка. Воспитатели образуют круг, в центре круга- модель «Здоровье». - Здравствуйте! – говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это самое ценное в нашей жизни. Помните содержание сказки А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? Чтобы узнать что-нибудь о себе, царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» . С помощью вот этого зеркальца (показываю) мы узнаем ответ на вопрос «Что такое здоровье?» (каждый педагог, глядя в зеркальце, дает свою формулировку понятия «здоровья», передавая зеркальце друг другу по кругу). -Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, в поздравлениях мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
|
Часть 2. Упражнение «Я работаю над своим здоровьем» |
- А как Вы заботитесь о своем здоровье? Как Вы думаете, что способствует укреплению здоровья? Какие факторы вредят здоровью? Предлагаю принять участие в упражнении «Я работаю над своим здоровьем». Воспитателям предлагается сделать один шаг в центр центру круга( к пирамиде здоровья) , если ответ будет положительным, если ответ отрицательный – воспитатели остаются на месте. Вопросы: - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику - я ежедневно совершаю прогулки перед сном - я посещаю бассейн, СПА клуб, тренажерный зал - я периодически провожу разгрузочные дни; - у меня отсутствуют вредные привычки; - Итак, кто из Вас оказался рядом с моделью «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли Вы пути, помогаете ли Вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни. А что означает здоровый образ жизни? (ответы воспитателей). Давайте обратимся к модели «Здоровье». МОДЕЛЬ «ЗДОРОВЬЕ» 1. Организация двигательного режима. 2. Рациональное питание. 3. Закаливание. 4. Профилактические мероприятия. 5. Психоэмоциональный комфорт. Предлагаю воспитателям прокомментировать составляющие предложенной модели «Здоровье». |
Часть 3. «Ладошки» |
- Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здоровья дается такое определение понятия здоровья - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.На листе бумаги обведите карандашом или фломастером свою ладошку и на каждом пальчике напишите свойственные Вам хорошие привычки, а в центре ладошки - привычку, от которой хотели бы избавиться. О роли привычек в жизни человека свидетельствуют высказывания многих великих людей: «Привычка – вторая натура» /Цицерон/ «В силе привычки заключается сила воспитания» (Английская пословица в переводе К.Д.Ушинского) |
Часть 3. Дискуссия. |
-Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. С целью сохранения и укрепления здоровья ребенка в последнее время стали широко применяться в детских садах здоровьесберегающие образовательные технологии, как наиболее значимые из всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и воспринималось многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Дайте определение «здоровьесберегающей образовательной технологии» (ответы воспитателей) . - Ваши ответы верны. Здоровьесберегающие образовательные технологии, это системно организованная совокупность приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью воспитанников, а применяемая с целью сохранения и обогащения. Перечислите здоровьесберегающие технологии, которые могут применяться в работе с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста(ответы воспитателей). Каждый ответ воспитателя записывается на лепестке, который присоединяется в сердцевинкам «цветков» (модель). -Какой замечательный у нас получился букет! Главная цель при организации работе с дошкольников – это сохранение и обогащение их здоровья. Решению этой задачи подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Вы обучаете детей культуре здоровья, формируете представления об осознанном отношении к своему здоровью, безопасному поведению. Тем самым Вы формируете валеологическую культуру ребенка. Но перед Вами стоит еще одна важная задача- сформировать у воспитанников потребность самостоятельного и осознанного применения полученных знаний. Об опыте работы с детьми расскажет воспитатель младшей группы (выступление воспитателя с демонстрацией слайд-шоу).
|
Часть 4. «Делай, как я» |
Воспитателям предлагается принять участие в игровом тренинге «Делай, как я» . Из волшебного сундучка воспитатели достают по одной фишке. Обладателю фишки с определенным цветом предлагается взять на себя роль «воспитателя» и продемонстрировать проведение определенной технологии (остальные участники выступают в роли «воспитанников» ): · самомассаж с дарами природы (шишки, камешки и т.д.) -желтая фишка · комплекс дыхательных упражнений -синяя фишка · комплекс гимнастики для глаз (используются пособия)- красная фишка · упражнения с целью профилактики плоскостопия -белая шишка (используются дорожки здоровья с разным наполнением) · упражнения с целью профилактики нарушения осанки -зеленая фишка · релаксационная пауза -голубая фишка · физминутка-розовая фишка · пальчиковая игра -фиолетовая фишка
|
Часть5. «Искупаем себя в аплодисментах» |
- Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Поскольку отношение к выступающим может быть разным, разными бывают раздающиеся аплодисменты. Сегодня Вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами. Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить, как… * снисходительные * деликатные * подбадривающие * бурные - Живало в старину поверье: того, кто чихнет во время праздничного веселья, считали счастливым человеком. Вот я и предлагаю вам всем вместе чихнуть… (Разделить всех участников на три группы: первая кричит слово «Ящик», вторая – «Спички», третья-«Хрящи»). По моему сигналу все три группы кричат эти слова и получается дружное : «Апчхи!» - Будьте здоровы! И как говорят в народе «Будь здоров на сто годов!» А еще в народе говорят, что если чихнешь натощак: -в понедельник – к гостям; -во вторник – к вестям; -в среду – к свиданию с любимым; - в четверг- к другу новому; -в пятницу- к желанному поздравлению ; - в субботу – к разудалому веселью; - в воскресенье – к вкусному угощению; Приглашаю всех подегустировать фиточай. В состав фиточая входят растения и ягоды, собранными Вами этим летом на загородной даче!
|