Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Фурманец Ирина Владимировна
       Проявление агрессии  - одна из частых проблем в группах детей дошкольного возраста. Известные психологи В.И.Овчаренко, Т.Г. Румянцева, А.Е. Личко, А.Ю. Монахова отмечают, что те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников.   Многие дети с лёгкостью усваивают нормы и правила поведения. Однако у определенной категории детей, агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие [2]. Агрессивный ребенок приносит массу проблем как самому себе, так  и окружающим. Агрессивность в детском возрасте, нарушает процесс благоприятной социализации, поэтому профилактика и своевременная коррекция агрессивности в  дошкольном возрасте является актуальной проблемой, требующей особого внимания.
    В быту термин агрессия имеет широкое распространение для обозначения открытой неприязни, враждебности [3]. В специальной литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:
 Классическое определение было предложено А. Бассом, который охарактеризовал агрессию как «реакцию, наносящую вред другому организму». 
Э. Фромм определяет агрессию – как причинение ущерба не только живому, но и неживому объекту [2].
       В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, агрессия определяется как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности [2].
    В первые годы жизни агрессия проявляется почти в исключительных приступах упрямства, часто не поддающимся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. С возрастом возрастает независимость в поведении ребёнка, формируется опыт взаимодействия со сверстниками, неизбежно возникают конфликты, в которых ребёнок проявляет агрессию.
    Агрессивные действия дошкольников имеют свои специфические особенности. Можно выделить следующие особенности проявления агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте [1]:
1) дети остро и напряженно переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств;
 2) для агрессивного ребёнка другой ребенок – противник, конкурент, препятствие, которое нужно устранить;
3) реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений);
4) использование агрессии как средства привлечения к себе внимания сверстников, либо как средства достижения какой-либо конкретной цели, либо без определенной цели;
5) дети часто подозрительны и настороженны;
6) дети не могут адекватно оценить проявления своей агрессивности;
7) невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их;
8) внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка;
9) разнообразие форм проявления агрессии.
   Существует множество  возможных причин  возникновения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста: недостаток любви со стороны значимых взрослых; стремление ребёнка к автономии, самостоятельности; трудности в общении со сверстниками; неумение добиваться относительно высоких результатов в различных сферах; заболевания мозга; воспалительные процессы в организме, болезнь; переутомление и усталость, характерологические особенности дошкольника,          например, гипервозбудимость,  раздражение,  эгоцентризм,  упрямство и др. Все эти факторы могут служить выходом накопленного напряжения.
    В качестве причины агрессивности может выступать и провоцирование ребёнка на её проявление [1]. Например, в ситуации угрозы, когда ребёнок не знает, как  поступить  иначе, он реагирует соответственно агрессивно, в силу своего небольшого поведенческого опыта.
      Агрессивный ребенок особенно нуждается в помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.      
  Задача взрослых – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, доброжелательного отношения к сверстнику.
   Эти задачи  можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм взаимодействия с детьми, присущих дошкольным учреждениям. Традиционные формы воздействия, такие как убеждения, объяснения, ссылки на положительные примеры, призыв не обижать других, скорее всего будут малоэффективны. Не принесет успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, эстафеты и состязания направляют внимание ребенка лишь на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счете независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, методика эта ведет к разобщенности и отчужденности. Необходимо сформировать у ребенка чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное – помочь ребенку увидеть в другом ребёнке не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.
       Профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок. При этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность,  умение владеть собой, защищать слабых. Работа с агрессивным ребенком будет более эффективной тогда, когда к ней привлечены не только педагоги, но и родители.
      На занятиях состоит использовать игры повышающие позитивный  настрой и сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, осознание собственных потребностей, снижение уровня личной тревоги, развитие позитивной самооценки, обучение детей адекватному выражению своего гнева. Это игры с использованием образов, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на инсценировке, также    музыкотерапия (с использованием специальной релаксационной музыки) и арттерапия.
     Профилактика по снижению уровня агрессивности в виде игровых упражнений с детьми проводится, как в индивидуальном порядке, так и в группе. Групповые занятия проходят в форме мини-тренинга, в котором участвуют 8-10 человек. Работу целесообразно проводить в четырех направлениях[4]:
  • обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
  • отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
  • формирование таких качеств как эмпатия, доверие к людям и т.д.
Ниже приведена структура занятия при работе с группой.
Занятия состоят из нескольких частей:
Часть 1. Вводная. Цель – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры – приветствие, игры с именами.
Часть 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В структуру занятия входят игры, и упражнения направленные на коррекцию агрессивного поведения детей. Итоговая цель - преодоление агрессии; осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Основные процедуры:
  • игры на формирование навыка контроля и управления собственны гневом, обучение детей некоторым приемам саморегуляции, освоение релаксационных техник;  
  • игры на развитие навыков общения;     
  • игры на снижение тревожности и повышение самооценки.
Часть 3. Завершающая. Цель – создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка или коллажа. Каждое занятие обязательно должно включать в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижения уровня возбуждения); мимическую гимнастику (снятие общего напряжения); двигательные упражнения.
      В каждом занятии, помимо новой информации, желательно делать повторы. Таким образом эта информация лучше запоминается. Во время занятий детям желательно сидеть в кругу. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Для того, чтобы результат работы был устойчивым,  необходимо, что бы профилактическая работа носила системный, комплексный характер.
  Успешность игрового воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию свободно выражаемых им в игре чувств. При правильно организованной игровой деятельности, профилактика агрессивного поведения происходит незаметно для детей.  Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности.
 
Список литературы
1.  Акмолдоева А.Ж., Коррекция агрессивных проявлений. ИГУ им. К. Тыныстанова. - Каракол.
2. Арсёнова М.А., Барченкова Н. И., Суворова Н. Н.,  К проблеме профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», -  Череповец, 2012
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., толковый словарь русского языка. 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наукИнститут русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. 
4. Филиппова О.Б., Коррекция агрессивного поведения у детей. Методическое пособие /МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской профилактики”, Томск , 2012.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»