Мастер-класс
Использование педагогами ИКТ в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДОУ
Ицкевич Оксана Александровна
Цель:
- Повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ
Задачи:
• Эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно- коммуникационных технологий:
• Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
• Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
• Создание эффективной системы управления информационно методическим обеспечением образования.
Подготовительная работа:
Изучение нормативных документов:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
• «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. 1155
• "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" "СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26
• «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03
• Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16
• Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.
Форма проведения: мастер-класс
Ход:
- Здравствуйте, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на нашем мастер - классе «Могу, хочу, умею» (возможности использования ИКТ - технологий в целях повышения качества реализации образовательной программы ДОУ).
Мы с вами живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование в целом, а в ДОУ в частности – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира. Что же такое ИКТ? Хотя аббревиатурой ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные значения, в зависимости от ситуации. В контексте образования это понятие обычно подразумевает информационные образовательные технологии это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей. Информационно- коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Наш мастер-класс будет проходить в несколько этапов:
План:
1. Мотивационно - организационный этап
2. Теоретико-практический этап.
3. Творческий этап.
4. Заключительный этап.
Правила участия в мастер-классе:
- соблюдение регламента,
- аргументированность участниками каждого принятого решения,
- решения должны быть согласованы всей группой,
- соблюдение правил дискуссии
Оценивать нашу работу будут:
1. Добрецова Л.В. – заведующий ГБДОУ д/с №72
2. Прохорова И.А. – учитель-логопед, высшая кв.к.
3. Савченко Д.И. – учитель-логопед высшая кв.к.
1 этап – Мотивационно - организационный этап
Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.
Задание для первой команды:
- Объясните высказывание академика В. М. Глушкова «Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать»
Задание для второй команды:
- Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого.
Мы с вами готовы начать.
В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Педагог должен уметь:
1. Создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д)
2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе
3. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете
4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций.
Таким образом, подведя вышесказанному итог - можно сказать. "Даже если я не могу и не хочу использовать ИКТ в образовательном процессе - то всё равно НАДО! "
2 этап – Теоретико-практический
1. Задания для команд – ИКТ и области применения
1 команда - ИКТ подразумевает использование:____________
2 команда - Области применения ИКТ педагогами ДОУ:_________
2. Виды занятий с ИКТ
• Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Задание командам:
- Достоинства применения компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей
• Занятие с компьютерной поддержкой.
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей дошкольного возраста.
Задание командам:
- Какие требования предъявляют специалисты к развивающим программам для детей?
• Диагностическое занятие.
Задание командам:
- Какие проблемы возникают при проведении диагностических занятий?
3. Задания для команд:
Задание командам:
– Какие преимущества имеет внедрение информационных технологий перед традиционными средствами обучения?
При работе к ИКТ- технологиями, важно соблюдать нормы СаНПин, а также необходимо проводить гимнастику для глаз. Поэтому, мы сейчас ее с вами и проведем.
Проведение гимнастики для глаз
4. Практический показ применения ИКТ в работе с детьми.
Сейчас мы с вами рассмотрим возможности программы Power Point и их использование в практической работе воспитателями ДОУ.
А) Практическая работа «Как заставить объект в программе Power Point двигаться в нужном направлении»
Б) Презентация
-Ребята, кто знает, что такое море! (ответы детей)
-Вы знаете, одному человеку тоже задали такой вопрос. Хотите узнать, как он ответил? Он прислал нам свой ответ в видеописьме.
После просмотра презентации «Что такое море?» снова задается вопрос:
-Подумайте и ответьте еще раз – Что такое море?
В) Развитие фонематического слуха.
Видео «Узнай по голосу»
Несколько педагогов в роли детей сидят спиной к экрану. Они на слух по голосу животного определяют, какое животное изображено на экране.
Г) Физ. минутки
ИЗО «Зайчики». Средняя группа.
На экране появляется видео с песней «Зайчики» и под музыку педагоги вместе с ними выполняют упражнения.
~~3 этап - Творческий
Задание командам:
- С помощью Microsoft PowerPoint и полученного дополнительного материала создать слайд презентации, определить возможности ее использования в своей работе, объяснить преимущества.
Просмотр и обсуждение полученного продукта.
4 этап - Заключительный.
Подведение итогов, обсуждение за круглым столом.