Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Ритмопластика как инновационная методика
проведениязанятий по физической культуре
с детьми дошкольного возраста
Середа Ольга Анатольевна
 Содержание
Введение........................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РИТМОПЛАСТИКИ КАК ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................ 10
1.1. Дошкольное физкультурное образование на современном этапе…….10
1.2. Основные понятия  ритмопластики....................................................... 11
1.3. Ритмопластика в социокультурном пространстве проведения по физической подготовленности детей дошкольного возраста.......................................... 16
1.4. Влияние средств ритмопластики на психическое и физическое состояние детей дошкольного возраста.................................................................................. 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.................. 25
2.1. Методы исследования............................................................................ 25
2.2. Организация исследования.................................................................... 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ...... 31
3.1. Содержание экспериментальной методики........................................... 31
3.2.Результаты анкетирования...................................................................... 35
3.3. Результаты эксперимента....................................................................... 40
Заключение.................................................................................................... 46
Список литературы....................................................................................... 47
Приложение................................................................................................... 53 

                                          Введение

Актуальность исследования. Многочисленные исследования, проводимые последние десятилетия, свидетельствуют о устойчивом падении уровня здоровья и увеличение смертности населения Российской Федерации.
         Особую тревогу вызывает физическое и психическое состояние подрастающего поколения.
         Данные официальной статистики, проводимой в период с конца 1990-х и начало 2000-х годов, свидетельствуют о том, что около 90% школьников имеют различные отклонения в состоянии здоровья, из них более половины - со стороны опорно-двигательного аппарата (Потапчук А.А., Дидур М.Д., 2001; Баранов А.А., Щеплягина Л.А. и др., 2007, 2008 и др.).
         Важным компонентом состояния здоровья является уровень развития основных физических качеств, который у 20-40% детей младшего школьного возраста характеризуется как низкий (Виленская Т.Е., 2007).
В то же время, как утверждают многие исследователи, традиционные подходы к проведению занятий по физической культуре существенно снижают интерес подрастающего поколения к физкультурным занятиям.
Поэтому задача педагога уже в дошкольном учреждении состоит не только в развитии физических качеств и двигательных навыков, но и в формировании интереса к физической культуре, в стремлении выработать у дошкольника потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом в его дальнейшей жизни.
Значительным развивающим потенциалом в работе с дошкольниками обладают занятия ритмикой, связанные с моторно-мышечными, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями, что является базой для разностороннего личностного развития ребенка. Однако педагоги ритмики зачастую ограничиваются задачами развития танцевально-двигательных способностей детей и редко используют этот ресурс для развития ритмопластики как способности к естественному, выразительному движению при передаче эмоционально-образного содержания музыки и проявления внутреннего мира во взаимодействии с окружающими.
В дошкольной педагогике понятие «ритмопластика» не имеет на сегодняшний день однозначного толкования. Исследования, связанные с ритмопластическим развитием детей (А. И. Буренина, Е. А. Голова, В. Т. Кудрявцев, Г. В. Пахомов, А. М. Петрова, Н. Г. Саркисова), акцентируют в этом процессе активизацию творческой и познавательной активности ребенка, его эмоциональной отзывчивости, реализацию потребности в движении и музыкально-игровом взаимодействии с окружающими. В то же время обобщенное понимание ритмопластики как музыкальной способности, интегрирующей моторно-двигательные, эмоционально-образные, креативные, коммуникативные проявления ребенка, находится на недостаточном уровне теоретического осмысления.
Понятие «ритмопластика» было введено в начале XX века Э. Ж. Далькрозом, который основывался на художественных феноменах своего времени («выразительная гимнастика» Ф. Дельсарта, пластический танец А. Дункан и ее последовательниц Э. И. Рабенек, Л. А. Алексеевой), что позволило ему трактовать человеческое тело как инструмент эмоционального самовыражения. В педагогической системе Э. Ж. Далькроза сформировалось понимание ритмопластики как способности выражать эмоционально-образное содержание музыки через двигательное моделирование музыкального ритма и музыкальной формы в целом.
В начале XX века эта идея получила распространение в отечественных школах ритмики для детей С. Волконского, И. Е. Кулагиной, С. Рудневой, ассоциации ритмистов при Московском отделе народного образования Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскиной, Н. А. Метлова, М. А. Румер, в зарубежных системах музыкально-ритмического воспитания: эвритмии Р. Штейнера, элементарного музицирования К. Орф, относительной сольмизации 3. Кодаи. Современные педагоги дополнили систему музыкально-ритмического воспитания авторскими методиками ритмики для дошкольников (Т. В. Бырченко, Н. А. Ветлугина, Е. В. Конорова. И. В. Лифиц, Г. С. Ригина, Г. С. Франио), художественного движения (Н. Г. Тагильцева, О. В. Межецкая), ритмического самовыражения (А. Ф. Яфальян).
Понимание ритмопластического развития как процесса, связанного с разносторонним личностным развитием ребенка, до сих пор не получило методологического обоснования и методического обеспечения.
В последнее десятилетие в педагогике укрепляются позиции социокультурного подхода, акцентирующего значение художественного переживания и художественно-практической деятельности в становлении человека как субъекта культуры (М. С. Бережная, Е. П. Кабкова, Л. П. Печко, Л. Г. Савенкова, Л. И. Уколова). В контексте социокультурного подхода ритмопластика выступает как способность личности к взаимодействию с социальным окружением через принятые в нем эталоны значения движений. Особую актуальность социокультурный аспект ритмопластического развития личности приобретает в современных условиях сокращения двигательной активности человека, замещения живого движения виртуальным моделированием с помощью компьютерных технологий. Всплеск интереса к данной проблеме в педагогической практике породил большое количество новых терминов, характеризующих ее различные аспекты: «двигательная пластика», «телесно-эстетическая культура» (Т. В. Бакшева, 2011), «телесно-двигательная пластичность» (Л. Н. Сляднева, 2013), «артпластика» (С. В. Дмитриев, 2007), «пластикодрама» (В. Н. Никитин, 2003), «сомаэстетика» (Р. Шустерман, 2012) и др.
Разработка социокультурного аспекта развития ритмопластики у детей неизбежно приводит к определению роли родителей в этом процессе. Исследователи социокультурного подхода в образовании: Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, В. П. Зинченко, А. П. Тряпицына выделяют среди его характеристик отношение к педагогу и родителям как «посредникам между ребенком и культурой, способным оказать поддержку в его самоопределении в мире культурных ценностей».
Современные исследователи уделяют большое внимание изучению возможностей личностного развития ребенка дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-практической деятельности (Е. И. Конрада, Л. В. Матвеева, Л. Г. Павлова, А. Н. Острогорский, В. Я. Стоюнин и др.) Возможности развития ритмопластики у дошкольников в совместной с родителями деятельности под руководством педагога недостаточно изучены и реализованы в практике дополнительного образования.
Следовательно, обнаруживаются противоречия между:
  • социальной потребностью в модернизации дошкольного образования, связанной с направленностью художественно-эстетической деятельности на развитие личностных качеств ребенка, и недостаточным решением этой проблемы в системе дополнительного образования;
  • потребностью развития ритмопластики у детей как способности, интегрирующей различные личностные качества, и недостаточным уровнем теоретического осмысления данной проблемы;
  • возможностью развития ритмопластики у детей в совместной деятельности с родителями под руководством педагога в группах раннего эстетического развития и отсутствием методических разработок по организации и педагогическому сопровождению этого процесса.
Из противоречий вытекает проблема исследования: каковы теоретические и методические основания развития ритмопластики у детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
Выявленные противоречия привели к формулировке темы исследования: «Ритмопластика как инновационная методика проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста».
Объект исследования физическая культура детей дошкольного возраста.
Предмет исследования ритмопластика как средство повышения физического и психического развития детей.
Цель исследования теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе методику использования ритмопластики на занятиях физической культуры в условиях дополнительного образования.
Для раскрытия данной темы поставлены следующие задачи:
1.На основе анализа психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой литературы раскрыть содержание понятия «ритмопластика», выявить его характеристики применительно к детям дошкольного возраста.
2. Обосновать целесообразность социокультурного подхода занятиями ритмопластикой у дошкольников.
3. Разработать методику проведения занятий по ритмопластике у детей от 5 до 7 лет и опытно-поисковым путем проверить ее результативность.
Теоретико-методологической основой исследования явились культурологические и искусствоведческие исследования развития ритмопластики как компонента общей культуры личности (Т. В. Бакшеева, И. Э. Быховская, М. Н. Жиленко, М. Н. Сляднева, В. М. Пасютинская); положения музыкальной психологии о роли слухомоторных и двигательных ощущений в восприятии образно-смыслового содержания музыки (Б. М. Асафьев, Л. А. Готсдинер, Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский, Е. А. Ручьевская, Б. М. Теплов), положения художественной педагогики о развивающем значении музыкального движения (А. И. Буренина, В. И. Петрушин, Т. Э. Тютюнникова, М. И. Чистякова, Б. П. Юсов); теории педагогического взаимодействия (Л. В. Байбородова, Е. В. Коротаева, Г. Г. Кравцов); положения социокультурного подхода о роли родителей в культурном становлении ребенка (М. С. Бережная, Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, В. П. Зинченко), идеи значимости художественного воспитания ребенка в семье для его личностного развития (Е. И. Замошина, Л. М. Кашапова, Л. В. Матвеева, А. Е. Мосин); отечественная концепция (Н. Г. Александрова, Т. В. Бырченко, Т. А. Вендрова, И. Э. Кулагина, С. Руднева, Э. Фиш, Г. С. Франио) и зарубежные методики (Э. Ж. Далькроз, 3. Кодаи, К. Орф) музыкально-ритмического воспитания детей.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические изучение и анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической литературы по исследуемой проблеме; экспериментальные опытно-поисковая работа, методы математической обработки результатов исследования; эмпирические — включенное наблюдение, творческие задания, анализ музыкально-ритмической деятельности детей.
Научная новизна:
1. Раскрыто значение развития ритмопластики как интегративной музыкальной способности, обеспечивающей ребенку естественность, координированность, выразительность движений при передаче эмоционально-образного содержания музыки и проявления своего внутреннего мира в музыкально-двигательном самовыражении и взаимодействии с окружающими.
2. Разработана модель занятий ритмопластикой у детей в условиях детского сада, структура которою представлена взаимосвязанными компонентами: ценностно-целевым (определяющим ориентацию на социокультурные ценности в достижении образовательной цели: отношение к ребенку как ценности, объединяющей семью и учреждение дополнительного образования, и как к субъекту, самоопределяющемуся в мире культуры при поддержке педагогов и родителей), теоретико-методологическим (выдвигающим в качестве базисного социокультурный подход, что обеспечивает на занятиях совместную с родителями деятельность детей под руководством педагога на принципах учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, природосообразности, культуроеообразности, ценностной ориентации, педагогической поддержки детей со стороны значимых взрослых), организационно-деятелъностный (включающим этапы развития ритмопластики у детей и соотносящиеся с ними методы, формы, дидактические и творческие задания) и результативно-оценочным (представляющим диагностический инструментарий и анализ полученных результатов)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РИТМОПЛАСТИКИ КАК ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 
  1. Дошкольное физкультурное образование на современном этапе
      В последние годы физическая культура в дошкольном учреждении претерпевает значительные изменения. По мнению С.О. Филипповой (2002), они вызваны несколькими причинами:
- Модификация новых оздоровительных технологий, которые используют в физической культуре школьников и взрослых, для работы с дошкольниками;
- Были приняты "Положения о дошкольном учреждении ", благодаря которым работники системы образования могут выбирать программу воспитания и обучения дошкольников, применяя при этом разнообразные формы и методы учебно – воспитательной работы;
- Оснащение физкультурных залов инвентарем нового поколения: модулями, степами, батутами, фитболами, и тому подобное;
- Увеличение числа научных исследований в области физической культуры дошкольников, которые рассматривают различные варианты повышения эффективности физического совершенствования детей дошкольного учреждения;
- Введение должности инструктора по физической культуре, что привело к появлению в дошкольном учреждении специалистов, имеющих профессиональное физкультурное образование;
- Открытие в высших физкультурных учебных заведений специализации "руководитель физического воспитания дошкольного учреждения "
- Увеличение количество детей дошкольного возраста с хроническими заболеваниями, создание оздоровительных садов и введение в программу дошкольного учреждения занятий по лечебной физической культуре.
Таким образом, современное состояние физкультурного образования детей дошкольного возраста можно определить, как изменяющееся в соответствии с требованиями времени. При этом наиболее актуально в настоящее время поиск эффективных педагогических, оздоровительных инноваций, которые могли бы не только способствовать его модернизации, но имели во главе приоритет оздоровления, выполняя при этом еще и важные образовательные и социокультурные функции (Аркадьева Н.М., 2004).
Такой инновацией на современном этапе является ритмопластика.
1.2 Основные понятия ритмопластики
     Ритмическая гимнастика – традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению. Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме. (Н.В. Казакевич, 2006).
      Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить, как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится прежде всего на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества (Н.В. Казакевич, 2006).
         В целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья, в гармоничном физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные частные задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка.
Выполнение их в ритмической гимнастике имеет свои особенности:
— любое упражнение в отдельности достаточно простое и поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся;
— многократные повторения движений, их сочетания в связках, сериях и в целом потоке, определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата;
— большинство упражнений красивы по форме и стилю исполнения, движения в них свободны, что создает благоприятные условия для воспитания выразительности и развития пластичности;
— ритмичное музыкальное сопровождение, а также красивая и точная демонстрация движений преподавателем создают положительный эмоциональный фон, соответствующий настроению и вкусу занимающегося;                                                                                                     
— отдельные упражнения объединяются в комплексы, которые позволяют включить в работу большое количество мышечных групп, а также обеспечить гармоничность воздействия;
  • отсутствие жестких требований к техническому обеспечению, возможность индивидуального выбора удобной и красивой экипировки и смены ее в соответствии с изменениями моды, общая веселая обстановка делают ритмическую гимнастику популярной и массовой. (Н.В. Казакевич, 2006).
    Теоретическое осмысление проблемы привело нас к характеристике понятия «ритмопластика» как инновационной методики проведения занятий по физической культуре, включающей в себя музыкальные сопровождения, имитационные, образные и танцевальные движения подобранные адекватно дошкольному возрасту.
В искусствоведческих исследованиях термин «ритмопластика» объединяет содержание различных средств художественной выразительности, относящихся и к временным, и к пространственным видам искусства на основе возникающих при их восприятии эмоционально-телесных ощущений. Ритм как «упорядоченность процессов смены эмоциональных напряжений и разрешений» коренится в телесных ощущениях человека. Музыкальное чувство ритма — это способность «проживать» звучащие смыслы музыки (В. В. Медушевский) через «двигательно-пластический опыт жизни» (Б. М. Асафьев), подстройку эмоционально-телесных и слухомоторных ощущений (Л. А. Готсдинер, Е. А. Ручьевская, Б. М. Теплов). В пространственных искусствах эмоционально-телесные ощущения также лежат в основе восприятия и эмоционального переживания ритмичности и выразительности пластических форм («скрытая телесность», по выражению Ю. Н. Холопова). В хореографическом и театральном искусствах, обладающих и временными, и пространственными характеристиками, термин «ритмопластика» связан с характеристикой актерского мастерства исполнителя, его способности к воплощению через пластику тела выразительности ракурса, силуэта, ритма и линий движения.
В философии культуры ритмопластика (или пластичность) определяется как способность человека к проявлению внутреннего смысла через особый символический язык тела: «внешнее воплощение внутренней работы духа», «наличное бытие телесности», (Г. Ф. Гегель). Телесно-двигательные проявления, принятые в обществе, изучаются в качестве социокультурных феноменов, «артефактов, производных от соционормативных структур» (И. М. Быховская). Их освоение человеком и обретение «выразительной телесности» способствует социализации и гармонизации личности, является формой реализации ее культуры (Е. Н. Струнина).
Нормы, эталоны пластического поведения, их историческая эволюция наиболее ярко отражены в искусстве танца. Смена пластического эталона в искусстве начала XX века сопровождалась появлением нового направления в хореографии, за которым закрепилось обозначение «ритмопластический танец». Теоретическое обоснование новое направление получило в исследованиях Ф. Дельсарта, Э.Ж. Далькроза. Эстетические характеристики ритмопластический танец обрел в творчестве А. Дункан и ее последователей как интерпретация музыки исполнителем в свободной манере, не связанной с какой-либо определенной традицией (законами классического танца, определенной танцевальной стилистикой), обусловленной лишь индивидуальностью исполнителя. Ритмопластический танец как новое направление в хореографическом и театральном искусстве обогатил выразительность движений исполнителя такими компонентами, как естественность движений (связанная с интуитивным выбором способов эмоционального самовыражения, соответствующим природной сущности конкретного человека), их мягкость, плавность (отсутствие напряжения, зажимов), ловкость, координированность (умение дифференцировать и одновременно выполнять разнонаправленные движения), ориентация в пространстве, согласованность движений участников художественной деятельности.
Связь музыки и движений человеческого тела подчеркивалась разными исследователями восприятия музыки, которое является не только слуховым, но всегда слухо-двигательным процессом (Э. Мейман, К. Сишор, М. Болтон, К. Коффка, Б. Теплов, К. Тарасова, А. Готсдинер и др.). Подчеркивается особая роль движений как непосредственной реакции на музыку в процессе формирования активного музыкального восприятия.
 Главным обоснованием является моторная природа восприятия музыкального ритма в частности. При этом существует и обратное взаимодействие – движение является источником музыки и важнейшим средством моделирования музыкального языка. Идея выражения содержания и структуры музыкального произведения через пластику тела была реализована в начале ХХ века в педагогической системе Э.Ж. Далькроза, который был педагогом музыкантом и развивал в своих учениках глубокое чувствование, проникновение в музыку, постижение ее закономерностей через движение. Способ постижения музыки через пластическое движение виделся Э.Ж. Далькрозу основой музыкального образования, что он декларировал в своих высказываниях: «всякий ритм есть движение, без ритма пластического не может быть воспринят ритм музыкальный» [10, с. 41].
Движение как неотъемлемая часть полноценного восприятия музыки детьми составляет основу методики Вероники Коэн 1997, и ее последовательницы Т.Е. Вендровой. В предложенном ими методе пластического интонирования с помощью простых и естественных движений рук, головы и корпуса происходит не просто фиксация отдельных элементов музыкальной формы, а осуществляется целостный анализ интонационной драматургии музыкального произведения. Пластическое интонирование, в отличие от хореографии, где движение и музыка могут дополнять, а иногда и конфликтовать друг с другом (что в некоторых случаях становится очень мощным выразительным средством), является двигательным воплощением интонационного содержания музыки во всех нюансах.
Поэтому данный метод, по мнению его авторов, требует от педагога высокой культуры музыкального восприятия и выразительного движения: «Создавая пластический эквивалент музыкального образа, учитель берет на себя серьезную ответственность: он не только раскрывает перед детьми новое слышание музыки, но фактически «навязывает» им именно такое слышание, поэтому его жест должен быть максимально точен эмоционально и структурно, чтобы не «войти в конфликт», не погрешить против музыки» [59, с. 61].
Таким образом, педагогические идеи Ж.Э. Далькроза об отношении к ритмопластическому развитию как основе развития способностей у ребенка к восприятию и анализу закономерностей музыки положила начало широкому внедрению в теорию и практику музыкального воспитания практического способа освоения музыкальных закономерностей методом телесного моделирования музыкальной формы.
Особое значение такой способ познания музыки имеет для ребенка на первоначальном этапе, когда его интеллектуальные возможности недостаточны для понимания связи абстрактных структур музыки с ее выразительным смыслом, а вербальных возможностей недостаточно, чтобы эти связи сформулировать и передать словами. Разнообразные эмоционально-двигательные впечатления ребенка на первоначальном этапе обучения – обязательный элемент современных музыкальных педагогических технологий периода детства.
Внемузыкальные ассоциации, основанные на синестезии, взаимосвязи различных соматических (слуховых, зрительных, двигательных) реакций позволяют ребенку «материализовать» музыкальное звучание через движение. Переживание звучащих образов на элементарно-ассоциативном, физиологическом уровне, т.е. посредством движения под музыку, необходимы ребенку в развитии не только музыкальных способностей, но и двигательных. Ритмопластика широко применяется в практике современных дошкольных образовательных учреждений в качестве «донотного» периода музыкального воспитания детей, необходимого для первоначального накопления опыта двигательно-смыслового восприятия музыки.
1.3 Ритмопластика в социокультурном пространстве проведения по физической подготовленности детей дошкольного возраста
     В образовательных стандартах нового поколения сформулированы задачи привлечения ресурсов художественной деятельности в целях развития личностных качеств ребенка, его социального развития в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества. В последнее десятилетие в педагогике искусства укрепляются позиции социокультурного подхода, акцентирующего значение художественного переживания и художественно-практической деятельности в становлении человека как субъекта культуры.
Мир искусства в образной форме концентрирует в себе духовно-ценностный опыт, накопленный человеческой цивилизацией. Поэтому искусство выступает сердцевиной социокультурной среды, в которой развивается личность. Художественная жизнь как «художественная среда обитания» (по выражению М.С. Бережной) выступает в качестве первостепенного компонента в структуре социокультурной среды, включающей в себя культурно-историческое наследие, социально-психологическую, духовно-нравственную, экологическую, политическую, профессиональную, жизненную составляющие [32, с.5]. Значимость социокультурного аспекта в художественном образовании подчеркивает исследователь Л.Г. Савенкова: «Окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира и художественных форм, она исторически открыта, тесно связана с жизненной основой бытия искусства (в природном, социальном и психологическом смысле)… Игнорировать это, значит, развивать проблему художественного образования и воспитания однобоко, узко» [28, с.25]. Разработчики социокультурного подхода в художественном образовании указывают на необходимость активного проявления ребенка в художественной среде, в которой он живет: «в создании своего микромира, своей среды звуков, цвета, запахов, реальных и воображаемых образов» [28, с. 27]. Значимость «деятельности переживания как созидающей личность ребенка в ее ценностной направленности» подчеркивает С.Т. Погорелов, анализируя проблему организации социокультурной среды в художественно-образовательном процессе. По его мнению, «ребенком могут переживаться лишь те ценности, с которыми он непосредственно соприкоснулся, которые входят в его личностный опыт». При этом, «в ценностных переживаниях личностный опыт переструктурируется, преображается, выступает как витагенный, то есть порождающий обновленную перспективу духовно-нравственной жизни» [14, с. 14]. По определению Н.Г. Куприной, социокультурный подход в художественном образовании позволяет «оптимизировать педагогический потенциал искусства, связанный с совокупностью образных воплощений социокультурных ценностей и со специфическим способом их трансформации в личностные ценности через их переживание и предметное воплощение в художественно-практической деятельности личности» [14, с. 16]. В контексте социокультурного подхода ритмопластика выступает как способность личности к взаимодействию с социальным окружением через принятые в нем эталоны – значения движений. Ритмопластика движений – это особый символический язык, через который проявляется внутренний мир личности, устанавливаются ее контакты с социальным окружением через принятые в нем эталоны пластического поведения. Развитие ребенка связано с освоением на невербальном уровне норм поведения, способов позитивного взаимодействия с социальным окружением, смыслов культуры. Социокультурный компонент, значимый в структуре понятия «ритмопластика», так же активно осмысливается и разрабатывается сегодня в педагогике детства. Ритмопластическое развитие включает в свои задачи освоение ребенком «языка тела», что является предпосылкой к дальнейшему формированию культуры движений. Началом этого процесса, по мнению педагогов и исследователей данного направления, является освоение ребенком пространственно временных характеристик движения, развитие координационных способностей. Выстраивание движения – первый шаг к освоению окружающего мира и определения в нем себя. Ребенок познает пространство через активное перемещение в нем, переживая и буквально измеряя его своим телом. В психолого-педагогической литературе отмечается, что для ребенка важно не просто удовлетворение желания двигаться, а познание себя и окружающего мира через движение. Взаимодействуя с предметами, ребенок проживает расстояния между ними, их величину и форму, тяжесть и плотность и одновременно познает параметры собственного тела, ощущает их единство и постоянство. Опытным путем ребенок открывает для себя, что его тело является универсальным модулем, по отношению к которому оцениваются параметры внешнего пространства. Благодаря этому у него формируется образ собственного тела – необходимая константа в системе пространственных координат. Пространство связано с человеком, воздействует на него, диктует определенные условия существования. Преодолевая и осваивая пространство, человек в то же время формирует его. Умение выстроить движение в пространстве, учитывая особенности окружающей среды, помогает человеку приспосабливаться к окружающему миру. Поиск места для себя важный элемент пространственного поведения человека в самых разных ситуациях в любом возрасте. Эта проблема возникает всюду, где бы человек ни появился: в общественном транспорте, в кафе, в гостях, школе, детском саду и т.д. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, умение правильно найти себе место вырабатывается у человека постепенно. Постепенно вырабатывается комплекс умений: способность разом охватить пространство событий, отметить все важные для выбора места моменты, скорость принятия решения, выбор траектории движения к намеченной цели. Любое движение имеет протяженность во времени, а значит, характеризуется определенным ритмом. Ритм выполняет функции синхронизации, гармонизации процессов, помогает осмыслению происходящего в настоящее время, соотнесению его с прошлым опытом и проецированию в будущее.
В характеристике художественных образов, материалом для которых служит телесная выразительность (театр, танец, скульптура), искусствоведы используют такие термины как «пластическая культура», «пластический эталон». Содержание данных терминов прочно связано с социальными смыслами и отношениями, а сами явления имеют знаковую, символическую природу, обобщая социальные нормы взаимодействий людей, принятые в определенные исторические периоды. «По движениям может быть составлена история «человека общественного», человека в его взаимоотношениях с внешним миром и, в конечном счете, – с самим собой» [230, с.29]. Со времен Г.Ф. Гегеля пластика человеческого тела определяется как особый символический язык, внешнее проявление внутреннего смысла: «наличное бытие телесности», «внешнее воплощение внутренней работы духа» [18]. «Пластика – определенное по рисунку и ритму движение человеческого тела, отражающее его духовный и внутренний мир» – по определению Н.А. Бернштейна [33, с. 15].
Телесно-двигательные проявления, пластические эталоны, принятые в обществе, изучаются в качестве социокультурных феноменов, «артефактов, производных от соционормативных структур», стилевых характеристик культуры: «идеальные положения тела…также отвечают стилю какого-то времени, как и одежда, танцы, музыка, стихосложение, живопись и архитектура» [49, с. 46]. Пластический эталон это своеобразный идеал пластического облика человека, содержащий жесты, мимику, особенности походки, осанки и т. д.
 Пластический эталон находит свое отражение, как в пластике неподвижных форм (скульптуре, живописи, архитектуре), так и пластике человеческого тела (на бытовом уровне, в танце, театре). Искусство фиксирует и закрепляет в художественных образах пластические эталоны как нормы пластического поведения и этикета, их историческую эволюцию. Наиболее ярко историческая смена пластических эталонов прослеживается в искусстве танца. Танец на протяжении веков выполнял коммуникативную функцию в обществе, закрепляя через движение определенные типы социального поведения. На доминирование коммуникативной функции в традиционной танцевальной культуре указывают большинство исследователей фольклора. В элитарном обществе обучению танцам также придавалось большое значение: телесное воспитание включалось в качестве обязательного компонента образования, наряду с интеллектуальным развитием.
1.4 Влияние средств ритмопластики на психическое и физическое состояние детей дошкольного возраста
     Разработка социокультурного аспекта развития  детей неизбежно приводит к пониманию роли родителей в этом процессе. Исследователи социокультурного подхода в образовании Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, В.П. Зинченко, А.П. Тряпицына (2001) выделяют среди его характеристик отношение к педагогу и родителям как «посредникам между ребенком и культурой, способным оказать поддержку в его самоопределении в мире

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»