Реализация творческих способностей детей дошкольного
возраста через музыкально-театрализованную деятельность
Бабина Светлана Васильевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ № 23
Петроградского района Санкт-Петербурга
В таком важном и сложном деле, как воспитание детей, наиболее эффективной деятельностью является театрализация. В ней обобщены все виды художественной и музыкальной деятельности в доступной для ребенка форме – игре. Систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к значительным улучшениям в развитии музыкальных творческих способностей у детей.музыкальный руководитель ГБДОУ № 23
Петроградского района Санкт-Петербурга
Каждый ребенок с рождения обладает волшебным даром – творческим воображением. Не каждому взрослому удается разбудить в ребенке этот дар. Найти подход можно к каждому ребенку. Умение разглядеть индивидуальность, раскрыть его одаренность и показать всем. Это можно осуществить на занятиях через игровое взаимодействие с детьми с помощью различных методов: разнообразные предметы, игрушки, пособия и др. Идя от простого к сложному, можно добиться хороших результатов: развить умение общаться, выразить себя в речи и движениях, входить в образ и т. д. Начиная с маленьких упражнений, сценок, игр, постепенно складывается спектакль, в котором задействованы все дети. Дети c удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности.
Итак, театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. С психологической точки зрения это всецело развивает людей эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. А с педагогической стороны, цель не в самом показе спектакля, а именно в воспитании детей, развитии нравственных, волевых, творческих качеств личности.
Музыкально-театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов:
- основы кукловождения;
- актерское мастерство;
- игровое творчество;
- элементарное музицирование;
- песенное и танцевальное творчество детей;
- проведение праздников и развлечений.
Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:
- инсценирование песен;
- развлечения;
- фольклорные праздники;
- сказки, мюзиклы, театрализованные представления.
Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность помогает ребенку развиваться всесторонне.
На двух позициях мы остановимся и рассмотрим в более широком аспекте: кукольный театр и игровое творчество.
Первое приобщение дошкольников к театру, происходит через знакомство с кукольным театром. Кукольный театр – это увлекательный и доступный вид деятельности дошкольников, где ребенок может проявить свои творческие способности самовыражения и самопознания.
М. Е Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире тайн тайна куклы – самая загадочная». В воспитании ребенка, при помощи куклы, в ее действиях, можно увидеть свое отражение. Театральная кукла является способом прикрытия, ширмой у детей, которые имеют проблемы в речевом общении, страдают неуверенностью в себе и т. д. В игре, ребенок, как бы прячется за нее, и таким образом, чувствует себя защищенным.
Рассмотрим наиболее характерные куклы и атрибуты, необходимые для занятий театрализованной деятельностью.
1. «Варежковая кукла»
Варежковые куклы надевают на кисть руки, как зимняя варежка. Действия такой куклы развивает кисти и пальцы, также способствует гибкости и подвижности рук, развитию плавности, выразительности и четкости речи. Способствуют фантазии, импровизации, получают заряд энергии от выступлений. К таким видам кукол можно отнести: «Рыбки», «Говорунчики».
2. «Кукла-прыгунок»
Прыгунки – это легкие мягкие игрушки, к голове, которых прикреплена шляпная резинка. Свойство прыгунков – прыгучесть. Они прыгают, то высоко, то низко, то быстро, то медленно. К ним относятся образы зверушек: Лисичка, Мишка, Зайка т . п. Манипуляции такими куклами способствуют развитию координации движений.
3. «Платковая кукла»
Платковая кукла сделана из платков. Технология создания проста: изготовить голову, к ней прикрепить платок, а к краям платка пришить резинки. Платки можно разнообразить по сюжетам. Например, посадские платки очень разнообразны, ярки. Их можно использовать для таких кукол, как «Матрешка», «Цыганка», а также для таких персонажей, как «Снегурочка», «Дед – Мороз», «Весна», «Осень», «Лето» и др. Очень красиво смотрятся куклы-бабочки. Основа-легкие газовые платки, которые в центре собраны на мягкую резинку. Резинка надевается на кисти рук и края платка опускаются на тыльную сторону. При движении рук, края платков будут взлетать, имитируя крылья бабочек. Такие куклы способствуют развитию гибкости кистей рук, укреплению мышц пальцев и локтевых суставов, формированию хорошей осанки.
4. «Штоковая кукла» - подразделяется на малую и большую. Их водят с помощью одного или двух штоков (палочек). Такие персонажи, как: птички, рыбки, мышки, петрушки – на одном штоке. Червячки и Гусеницы управляются двумя штоками – один водит голову, другой – хвост. Малые штоковые куклы используются детьми младшего возраста. Они полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей, а также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. Дети старшего возраста могут управлять куклами и на двух штоках.
5. «Кукла для пальчикового театра»
Это миниатюрные куклы, которые надевают на указательный пальчик. Игра с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, помогает в развитии координации движений. Например: упр-ия «Ай-яй-яй», «Иди сюда», «Приехала бабушка» и др.
6. Перчаточная кукла – сделана в виде перчаток. Указательный и средний пальцы – это ноги куклы, на изгибе кисти находится голова. Этими куклами можно изображать различные движения: прыжки на одной ноге и на обеих, бег, вращения в разные стороны. К таким куклам можно отнести куклу «Петрушки» (би-ба-бо).
7. Большая напольная (ростовая) кукла – это куклы, которыми может управлять один или двое детей. К таким куклам можно отнести такие ростовые, как: цветы, животные, люди.
8. Кукла-марионетка и полумарионетка – эти куклы управляются с помощью нитей. Одни концы нитей закреплены на голове, руках, ногах, туловище куклы, а другие на ваге. Вага – это инструмент управления куклой, он заставляет кукол двигаться.
9. Настольный театр – это театр игрушки, в котором действие происходит с участием игрушек-кукол, декораций. Это могут быть различные животные, люди. Например, сказка «Теремок», «Колобок»
Пособия и атрибуты, используемые в подготовительных упражнениях (на развитие координации, ловкости и точности движений руки, а также для раскрытия творческого потенциала детей)
а) висунки, веселые башмачки, буратинки, карусельки
б) музыкальная капель, бусы
Также, для развития творческих способностей и закрепления необходимых навыков проводятся различные упражнения, этюды, игры, сказки-импровизации, игры-сказки. Приведем примеры:
I.Этюды на создание музыкально-игрового образа
1. Я в образе
Подбираются несколько музыкальных фрагментов разного характера: грустного, веселого, настороженного, лирического и др.
Можно использовать вариативность. Один из вариантов: выход ребенка на сцену. За кулисами приготовлены атрибуты: платок, очки, бороду и т. д. Звучит музыка, ребенок сначала внимательно слушает, затем, определяет характер произведения и в связи с этим выбирает нужный атрибут. За этим следует пластическая импровизация, передающая характер музыки. По окончании этюда, ребенок кланяется и уходит за кулисы.
2. Погуляем – потанцуем
Упражнение также можно варьировать. Рассмотрим 1й вариант.
На расставленных стульчиках лежат платочки и цветы. Дети спокойно гуляют между стульчиками. Педагог поднимает руку с платочком, дети подходят к стульчикам, где лежат платочки и берут их. Звучит задорная музыка, дети танцуют с платочком. Музыка останавливается, дети кладут платочек на стул и гуляют дальше. Те же движения с цветком.
II. Музыкальные сказки
Сказка - это волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующая от детей старание, фантазии. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современную музыку, доступную детям. Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки переведены на стихотворный ритм, это облегчает работу над текстом.
1. Игры-сказки - можно применять как на занятиях, так и для подготовки спектакля. Это способствует развитию внимания, работы над словами, четкой дикцией, созданию образа.
Игры-сказки также можно варьировать. 1й вариант:
Инсценирование
«Дом»
(каждый персонаж обыгрывается муз. сопровождением)
Мы большой построим дом, - дети собираются в хоровод
Заживем все вместе в нем -
Детки собираются, двери закрываются - дети берутся за руки
Двери открываются - опускают руки
Сказка начинается -
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! - дети ударяют кулачком одной руки
по кулачку другой руки
Кто стучится в гости вдруг? - дети подносят руку к ушку, как бы
прислушиваясь
Может, в дом пришел зайчишка? - дети прыгают
Может, косолапый мишка? - дети идут вперевалочку
Может, рыжая лиса? - дети ходят, мягко ступая и «виляя
- хвостиком»
Вот какие чудеса! - дети разводят руками.
Далее вариант усложняется, на сцену выходят другие персонажи.
2. Сказки-импровизации - проводятся со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения. Например, сказка-импровизация «Добрая девочка».
3. Игра-развлечение «Головастики»
4. Игра-сказка «Колобок»
5. Игра-инсценировка по песне «В лесу родилась елочка»
Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.
С малышами можно уделить внимание отражению сказочных образов животных, анализируя характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю.
В целом, необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Постепенно дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание нужно уделять речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе с детьми можно сочинять маленькие истории, всем вместе придумывать диалоги героев. Дети могут самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.
В старших группах нужно добиваться выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыкально-театральная деятельность действительно является достаточно эффективным способом развития личности ребенка, и, в частности, его музыкально-творческих способностей. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через музыкально - театрализованную деятельность каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей.
Литература:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в Детском саду»: игры, упражнения, сценарии, 2е изд. перераб. - М., ТЦ Сфера, 2009
2. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М., 1991
3. Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия»: Учеб.-метод. пособие по театрализованной деятельности. – СПб.:Изд-во «Музыкальная палитра»,