Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста

Кондратьева Дарья Борисовна,
воспитатель детского сада № 116
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Фрунзенские район Санкт-Петербург
 
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод в психологии, и, конечно, один из самых древних. Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с тех пор они практически не изменились: те же герои, те же сюжеты, понятные людям разных культур и всех возрастов.  В сказке не просто происходят занимательные истории: они внушают нам некие установки, так как обращены непосредственно к подсознанию человека. С помощью сказок родители передают ребенку ценности и убеждения, обычаи и способы поведения. Но самое главное – с помощью сказок они ненавязчиво формируют сценарий, по которому будет развиваться вся дальнейшая жизнь малыша. Через сказку легко объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". В сказке все герои делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир
Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим поступкам. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.
Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.
Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как к одушевленным, и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как вести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это легко и просто. [1]
Именно поэтому сказкотерапия - самый детский метод. Чем сказка отличается от сказкотерапии? «Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.   Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. Напротив, во время проведения сеанса ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями. [1]
      Сказкотерапия  не имеет возрастных ограничений. Данный метод  при работе с малышами выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей. [1]
       Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников.  Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка. [2]
    Основанием для моей деятельности по внедрению приемов сказкотерапии в работу с детьми раннего возраста послужили следующие причины: 
- необходимость организации работы по эмоциональному развитию дошкольников уже в раннем возрасте. Героями наших детей стали персонажи  современных мультфильмов, компьютерных игр (тематика и содержание которых не соответствует возрасту детей), которым они подражают, отсюда агрессивность и жестокость в поведении;
- недостаточная информированность родителей  о работе с детьми в детском саду по  использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками.
Основная цель работы: оказание  помощи детям раннего возраста  в адаптации к условиям дошкольной  образовательной  организации, использовать приемы положительного влияния сказкотерапии на эмоциональное благополучие дошкольника, на снижение уровня детской конфликтности и агрессивности. [2]
  • Задачи в работе с детьми: 
- способствовать снятию эмоционального напряжения, снижение тревоги, проявлений отрицательных эмоций
- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом
- развивать внимание, речь, воображение
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
В работе с родителями: [3]
  • способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок-передвижек;
  •   вовлекать родителей, как активных участников, в воспитательный и оздоровительный процесс.
Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого мы выбираем подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбираем их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом становится игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. В скором будущем, в более старшем возрасте детей, будем стараться обращать внимание, на сюжетные ходы, которые выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обращать на то, что если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам. [4]
Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо. Мы обыгрываем простые короткие сказки о животных – «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса», «Теремок», «Рукавичка» и т. п. При анализе персонажей, малыш 3 – 4 лет оперирует емкими и общими категориями – «хороший» - «плохой», «злой» - «добрый», стараемся постепенно в ходе тематических бесед расширить взгляд ребенка на личность человека, научить различать не добрые, ошибочные поступки положительных персонажей и попытки стать «хорошими» отрицательных героев. [1]
          Смысл Сказок
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к уровню сознания и подсознания. [5]
2. Концепция сказок основана на идее ценности метафоры, как носителя информации: о жизненно важных явлениях; о жизненных ценностях; о постановке целей; о внутреннем мире человека.
3. В сказках, в символической, игровой, либо шутливой, но в доступной для малыша форме, содержится информация о том:
  • как устроен этот мир, и кто его создал;
  • что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
  • какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
  • как приобретать и ценить дружбу и любовь;
  • какими ценностями руководствоваться в жизни;
  • как строить отношения с родителями и детьми;
  • как прощать. [5]
Сказки, раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Сказочные истории, помогают ребенку увидеть происходящее с другой стороны. Сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Сказки часто оставляют малыша с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие сказки посвящены проблемам жизни, отношению к потерям и приобретениям, любви и жизненному пути.
Сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, у детей появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка» - очень простые и доступные для понимания и восприятия сюжетного процесса малышами раннего возраста, с ярко выраженной автором метафорой. Способность четко отделять сказочную действительность от реальности у малышей возникает к 2,5 - 3,5 годам. [5]
Литература:
1.Аникин В. П. Русская народная сказка, М., 1977г.С.98 2.                 
2.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М., 2003. С.144. 3.                 
3.Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.,1999.
4.Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес» (Развивающая сказкотерапия для детей) - М.:ТЦ Сфера, 2008.;семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;
5.Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»