Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Бердникова Ирина Леонидовна
воспитатель ГБДОУ № 112 Санкт-Петербурга
Разберемся что такое понятие адаптации. Это подстраивание/привыкание всего организма вашего карапуза под непривычную для него среду. Имеется ввиду как его эмоциональное состояние так и физическое.  Адаптация это всегда стресс. Что может быть страшнее для ребенка, чем разлука с мамой? Кто-то находится в этом сложном состоянии первый месяц, а кто-то пол-года не может адаптироваться к саду.
Ваш малыш подрос, и уже недалёк тот день, когда вы приведёте его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнёт ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с близкими, с домом. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики, здоровья.
В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним, У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи, Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - ребенок первых лет жизни, Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любое приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача.
Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Он часто отказывается от общения с незнакомыми людьми, Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые - воспитатели и няня. На первых порах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе. На эти перемены в жизни малыши отвечают, как говорил И. П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.
В поведении вновь принятых в группу детей можно наблюдать черты, свойственные детям более раннего возраста. Например, примитивнее становится речь малыша: дома он обращался с просьбой дать ему что-либо, а в детском саду показывает на понравившуюся игрушку и тянет: «Ай- aй-ай. (так он раньше говорил слово дай). Возможно временное разрушение некоторых навыков. Например, Алеша поступил в детский сад в возрасте 1 г. 2 мес. Дома он уже ходил, в детском саду утратил это умение: передвигается, ползая по комнате. У детей, приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала. Случаются и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи и т. п. У одних детей нарушается сон, у других - отсутствует аппетит. Таким образом, период адаптации - тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы, В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2--3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка далеко не безобиден. В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. Это и понятно, так как в группе может быть заболевший ребенок, который становится источником инфекции для других малышей. В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает,поскольку под влиянием эмоционального напряжения,снижаются защитные силы организма.
На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов. Прежде всего,возраст малыша: легче приспосабливаются к новым условиям.жизни ребенок до года…сложнее это дается в возрасте от 1г 6м – 2года.
 
Затрудняет или облегчает привыкание к детскому саду состояние здоровья ребенка?
 
Опыт показывает, что сложнее и длительнее протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, рахитом, частыми ОРЗ. И наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников, Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям - причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы, Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского нельзя.
Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом  усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучения к которым начинается с первого дня его пребывания в детсяом саду.
 Итак, общая задача педагогов и родителей -помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Желательно, чтобы вы познакомились с меню детского сада и приучили детей к блюдам, включенным в него, Учите детей есть разнообразную пищу, тщательно жевать, после еды пользоваться салфеткой. О предстоящем поступлении ребенка в детский сад говорите с ним как о радостном событии. Внушайте малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут добрым воспитатели, веселые дети, много игрушек. В присутствии малыша воздержитесь от высказывания своих опасений по поводу того, сможет ли он спокойно расстаться с домом, чем его будут кормить, как одевать и т. д. Чтобы развеять свои сомнения и тревогу ребенка, предварительно посетите группу. Лучше всего привести малыша, когда дети гуляют или играют в групповой комнате. Группа комплектуется постепенно, поэтому персоналу легче уделить больше внимания новичку. Но в первые дни лучше оставлять ребенка на 1--2 ч, увеличивая время пребывания до послеобеденного сна, до полдника, а затем - до вечера. Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с вами.
Ваше вежливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними, В адаптационный период разрушение любых привычек, в том числе и вредных (сосет палец, не засыпает без соски или пения, любит быть на руках у взрослых и т. п.), нежелательно, так как осложнит приспособление к новым условиям. Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя. В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
В своей работе я использую песенки,забавы,потешки,игровую гимнастику для малышей.Различные физические упражнения,которые я делаю с малышами,с помощью напевного слова и ярких образов,передаваемых через ощущения,превращаются в захватывающе-интересную игру..Сначала играем в игры,имеющие более общий характер(ежедневная зарядка),затем следуют игры с ручками и пальчиками.
«Потягушечки»
«Меряем сажени»: разводим руки в стороны.
«Поклончики»
«Тянем холсты»: пводим-разводим ручку с ножкой.
«Полетели!»-взмахи  руками         ,закидывание ручек на голову
«Римбимбуля,лепетуля,точка»-знакомство с частями тела и лица
«Ходит кот по лавочке»-упражнение для развития коорд
 
Игры с ручками и пальчиками.
«Котик ниточки мотает»-вращательные движения руками.
«Ладушки»-хлопки в ладоши.»
«Сорока-ворона»-круговыедвижения пальцем взрослого по детской ладошке.
«Пальчик-мальчик,где ты был?»-массаж каждого пальчика в отдельности,усвоение его функций.
«Цапки»-тренировка быстроты реакции.


Все режимные моменты я сопровождаю песенками и потешками…Так я использую колыбельные песни.
«Баю,баюшки,баю»
« Уж ты котенька –коток», «Сон да Дрема», «Прилетели
гуленьки», «Придет серенький волчок», «Уж ты вырастешь большой».
Забавы состовляют не менее важную часть жизни ребенка.
«Шило и коза»-стараемся растормошить ребенка.
«Поехали с орехами!»-скачки на коленях взрослого.
«На зеленом лугу-их-вох!»-припевка для качания на качелях.
Потешки и прибаутки.
«Жили-были, ели-пили»-занимательные варианты известной сказки.
«Ай,детонька,попляши!»-первые навыки пляски.
В народе считалось,что воспитание доброго,послушного,разумного человека зависит от того,как с ним обращались в младенчестве.Ласковое ,любовное обращение к малышам я проявляю напевно-ласково,с помощью ярких образов.
«У нас Оленька да цветочек»-ласковое обращение к ребенку.
«Поет,поет соловушка»-напевное поощрение первых звуков,издаваемых малышом.
«Расти,расти,зубок!»-.приговариваем на зубки
«Топочки,топотушки,затопал Андрюшка»-на шаги ребенка.
«Не плач-дам калач!»-приговариваем,чтобы утешить ребенка.
«Чашечка на головушку!»-приговариваем при кормлении.
«Водичка,водичка,умой наше личико!»-приговариваем при умывании и купании ребенка.
В своей работе ,с детьми раннего возраста,особенно в период адаптации,я широко использую устное-народное творчество.,передаваемое из уст в уста…Детям легче адаптироваться,когда они слышат добрую,напевную речь воспитателя. Возрасти дитя в радости!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»