Развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Никифорова Светлана Викторовна
Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но он насыщен познанием; каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное, становится близким и понятным ранее недоступное. Развитие ориентировки в пространстве является одной из важных сторон общего умственного развития ребенка. У дошкольников наблюдаются слабость пространственной ориентировки, нечеткость пространственных представлений. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удалённости, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
Какие игры и упражнения помогут освоить умение ориентироваться в пространстве?
В старшем дошкольном возрасте накапливается определенный чувственный опыт, восприятие представлений расширяется. Поэтому главным содержанием занятий становится самостоятельное моделирование пространства, его графическое изображение, ориентировка в двухмерном пространстве. Методика предлагает для заданий игровые упражнения - алгоритмы, требующие применения логического мышления:
-
«Графический диктант»
Можно использовать для диктанта уже готовые тетради с заданиями. Или ребенку предлагается на листе бумаги обводить клеточки в соответствии с инструкцией: «четыре клеточки прямо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо и т. д. (до тех пор, пока не получится изображение предмета) ». Потом изображение можно раскрасить. Кроме того, графические диктанты являются прекрасным средством развития мелкой моторики, необходимой при обучении письму.
-
Настольные игры
Классикой в методике являются настольные игры для ориентировки в пространстве. Важное место занимают игры в ограниченном пространстве: шахматной доске, столе, журнале. Например, популярны «Ход конем», «Колумбово яйцо», «Разрезные картинки», «Сложи узор», головоломки.
Игра «Регулировщик»
Актуальна для закрепления правил дорожного движения
-
Поле для такой игры можно изготовить вместе с ребенком. Вычерчивается дорога, идущая в разных направлениях к определенному зданию (магазин игрушек, зоопарк), подбираются машинки. Ведущий (взрослый или ребенок) указывает путь «водителю»: прямо до светофора, вправо и т. д.
-
Аналогично проводится игра на игровом поле «Пройди по улице, перейди дорогу» с мелкими игрушками.
-
«Лабиринт»
-
Задание направлено на восприятие и нахождение предмета в двухмерном пространстве. Так же, как и в предыдущих играх, изготавливается поле с начерченным лабиринтом, внутри которого находится игрушка. Игрок должен рисовать правильный путь с комментариями.
-
Как вариант, можно усложнить задание: «Найди самый короткий путь».
«Зеркало наоборот»
Играющие садятся напротив друг друга, ведущий объясняет, что все движения, которые он покажет, надо делать наоборот. Например, он прикасается левой рукой к правой щеке, игрок должен повторить наоборот; поднимает левую руку, ребенок ‒ правую .
-
Словесные игры
Чтобы дошкольник активно пользовался ориентировочными понятиями, их нужно ввести в его активный словарь. Для этого предлагаются словесные игры:
-
«Скажи наоборот: вверх-..., влево-..., север-... » (как вариант проводится игра с мячом),
-
«Я начинаю, а ты продолжай» (взрослый начинает предложение с обозначения пространственного отношения, дошкольник продолжает, например, белые медведи живут на севере...).
В методике развития пространственного мышления представлено много заданий, которые можно использовать в работе с детьми. Развитое пространственное мышление впоследствии даст малышу существенное преимущество перед сверстниками – такие дети проще ориентируются в новой местности, проще справляются с новыми видами деятельности, что в конечном итоге приводит к их большей успешности – сначала в учебе, а затем и в трудовой деятельности.