Игровые методики в развитии речи
детей от шести месяцев до трёх лет
Наталья Сергеевна Прищепёнок,
методист муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества»
города Кирова
Качество образования зависит не в последнюю очередь от одного из субъектов процесса — ребёнка. Одно из главных условий его успешного обучения — владение правильной родной речью. Отзеркаленный принцип «Кто ясно мыслит — ясно излагает» помогает человеку в любой из областей жизни.
Речевое развитие ребёнка — наверное, один из самых не быстрых процессов. Его традиционно делят на пять этапов.
С 3 до 6 месяцев ребёнок живёт в предречевом периоде, когда его дыхательная и речевая система готовится к дальнейшей эксплуатации в течении всей последующей жизни.
Второй период: в 6 месяцев - образование речевых звуков и синтез слогов. В конце первого года жизни происходит образование первых 5-10 слов; на втором году жизни – обогащение словами и произношение простейших речевых шаблонов.
Третий период – третий год жизни: обогащение, автоматизация, совершенствование — девиз этого периода.
Четвертый период – четвертый год жизни. Обогащение словарного запаса до 1000 слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются.
Пятый период – пятый год жизни. Построение фраз с привлечением придаточных предложений становится более совершенным.
Все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский). Конечно, развитие речи ребенка, в первую очередь, связано с органическим развитием его мозга, но тем не менее, определяется тем, какие взрослые его окружают, насколько не безразлично им, каким будет их ребёнок, когда вырастет.
Неравнодушные взрослые не пускают дело на самотёк, они знают, кто говорит: «Мол, чего его учить говорить, сам научится!», - совсем даже не прав. Этому есть подтверждение, подтверждённое многочисленными исследованиями и выраженное научными словами. Функции коры полушарий мозга организуются в результате действий внешних раздражений на воспринимающие органы и ответного на них реагирования. Надо учить ребёнка понимать речь окружающих и самостоятельно говорить. Для этого требуется немало усилий со стороны взрослых и самого ребенка. Заинтересованные в развитии своего чада взрослые используют эффективные и интересные, в первую очередь для самого ребёнка, методики. А что всего интереснее? Правильно, игра! Тем более, в дошкольном возрасте, когда, как нам известно, игра является ведущим видом деятельности. В процессе игры ребёнок становится активно действующим лицом. В совместной игре с предметами ребенка и взрослого рождается первое слово малыша.
На 5-6 месяцы жизни падает расцвет гуления. Если, общаясь с ребёнком, произносить звуки, в ответ могут последовать такие же звуки. Подражание звукам требует, в первую очередь, прислушивания к звукам голоса взрослого и произнесения их под контролем слухового восприятия. В этот период происходит большой сдвиг в нервно-психическом развитии. В инициативные обращения ребёнка к взрослому включаются разнообразные речевые звуки, имеющие целенаправленный характер.
Поэтому, начиная с шести месяцев для речевого развития ребёнка уже можно использовать специально разработанные, предназначенные для этого игры. Такие, например, как детские проекты ОАО «Радуга» «Малышок» и «Развитие речи». Это серия разработанных совместно с методистами дошкольных образовательных учреждений развивающих печатных игр, с подробными инструкциями, с помощью которых любой заинтересованный в развитии своего ребёнка взрослый сможет правильно организовать с ним игру. В серии «Мир животных» - красочные изображения животных, весёлые ритмичные стишки про них. Звуки, которыми «говорят» животные, может повторить за взрослым и малыш. В этом возрасте по просьбе взрослого ребёнок умеет находить взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли. Яркие картинки, вложенные в игру, стимулируют ему к этому действию. Новое глагольное слово, означающее действие, вводится вместе со знакомыми словами, обозначающими предмет и субъект этого действия, усиливая таким образом интерес к слову, и закрепляя определенные словосочетания. При этом рассматриваются картинки.
Для детей от шести месяцев в проект входят также игры «О транспорте», от девяти месяцев - «Баю-бай», а от одного года - «Потешки». Именно в этом возрасте понимание превращается в чисто речевое понимание — начинается один из важнейших этапов в развитии детской речи. Мама или папа повторяют стишок или потешку несколько раз. Так развивается и речь, и память ребенка – уже совсем скоро (годика через полтора) он начнёт читать наизусть.
Для развития у ребенка понимания речи требуется приучить его к общению по поводу него самого и другого лица, а также предмета и действия с ним. Важно, чтобы ребёнок первого года жизни не был безразличен к самому предмету общения, поэтому игрушка, игра — наиболее оптимальный объект для этого.
Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами, взрослые способствуют образованию у ребёнка ассоциативной связи между словом и предметом. Таким образом, слово приобретает для него сигнальную функцию. Первоначальная реакция рефлекторно связана со звучанием слов, только таким путём ребёнок сможет постепенно научиться понимать смысл слова, реагируя на него соответствующим образом. Поэтому, повторяя отдельные слова, малыша приучают к их звучанию. Колыбельные и русские потешки представляют в этом плане огромный интерес, так их ритмический рисунок оптимален для восприятия и повторения ребёнком.
В этот период важную роль играет окружающая речевая среда. Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием.
Примерно к концу первого года жизни ребёнок уже понимает значение более чем десяти слов, а около пяти уже произносит самостоятельно. Как правило, это звукоподражательные слова, которые одинаково звучат на разных языках. Ему лучше удается повторять за родителями отдельные слоги или целые слова. Родители должны продолжать много говорить с ребёнком, разглядывать вместе с ним книжки с картинками и комментировать их простыми словами.
До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. Переход к многочисленным репликам осуществляется постепенно. До этого возраста интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Ребёнок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название – с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии. Слоги, вошедшие в лепет ребёнка, в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: баба, папа, мама, дай, на и др. Любой звук, слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша - слово.
Именно в этот период обязательно надо увеличивать количество понимаемых им слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий с предметами, действий, связанных с процессами (пей, ложись, ешь и пр.), движений, имена взрослых и детей, части тела, лица. Для этого хорошо подходят такие игры, как пазлы (например, «Сказочки» - от одного года, «Большие и маленькие» - от полутора лет), выполненные из плотного картона, развивающие зрительное восприятие, мелкую моторику, дающие хорошую игровую возможность побудить ребёнка к повторению слогов, знакомству с новыми словами. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами.
Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основании способности подражать растет словарь ребенка: если к концу первого года жизни у него насчитывалось 10 слов, то в 1 года 6 месяцев - 30, а к 2 годам - 300 слов. С 1 года 9 месяцев увеличивается количество произносимых малышом коротких фраз. Именно два года — примерный ориентировочный срок появления речи у ребёнка. Конечно, любое развитие абсолютно индивидуально, тем необходимее применять в качестве «катализатора» речевого развития разнообразные игровые методики.
Двухлетний человек соединяет в себе стремление делать все самостоятельно с умением очень быстро заимствовать новый прием, проявляет большой интерес к картинкам. Он быстро запоминает название изображаемого на картинке предмета и находит его среди других. Такие занятия с детьми развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их название.
Использование серии взаимосвязанных игр «Мои первые слова», «Короткие слова», «Мои первые предложения», «Мой первый рассказ» позволят в увлекательной форме, с помощью ярких красочных картинок научить малыша понимать и использовать в речи различные предлоги («Короткие слова»), , правильно употреблять существительные («Мои первые слова»), составлять простые предложения («Мои первые предложения»). Используя яркие красочные картинки, находя их пары, малыш сможет даже составить небольшой рассказ! Эти игры не для одноразового применения: в них содержится множество заданий и упражнений для развития речи и пополнения словарного запаса. Их можно использовать как игры-занятия в условиях детского сада, групп с дневным пребыванием детей.
Для развития навыка сравнительных характеристик можно порекомендовать для использования игры «Большой — маленький» и «Один — много» (тоже рекомендуются для детей от двух лет). Именно в этом возрасте появляется большое достижение в развитии речи - появление вопросов: «Какой?», «Какая?», что говорит об уровне их познавательной активности.
Начиная с двухлетнего возраста, ребёнок быстро накапливает пассивный и активный словарь, постепенно овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения. Все это происходит в процессе речевой практики, постоянного общения со взрослыми. С каждым годом быстро увеличивается активный словарь ребенка.
На втором году жизни у нормально развивающегося ребенка происходит быстрое накопление словаря. К концу второго года словарь ребенка достигает 200-400 слов. Некоторые дети слова произносят неправильно: одни звуки заменяют другими, искажают слова, многие слова произносят непонятно, поэтому применение игровых методик в этот период лишь усиливает свою актуальность.
К концу второго года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию - использоваться как средство общения с окружающими и прежде всего взрослыми. Необходимым и обязательным условием для проявления ребёнком речевой активности является игровая, двигательная деятельность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи.
После 2-3 лет дети уже способны замечать неправильное произношение у своих товарищей и только после этого начинают обращать внимание на собственное произношение и постепенно улучшать его. С 2-3-летним ребенком полезно совместно рассматривать предметы, «разговаривать» по поводу этих предметов, сравнивать их, называть части и свойства различных предметов. Когда ребенок становится старше и начинает интересоваться изображениями, можно с большой пользой проводить беседы по картинкам. В данном случае очень хорошо использовать игры «Кто что делает?», «Картинки-половинки», которая предлагает малышам научиться составлять из двух половинок целые картинки и сравнивать их. Помимо связной речи, в игре развивается зрительное восприятие, внимание, мышление.
При помощи речи удается расчленить окружающий мир в сознании ребенка на отдельные категории (действия, качества, количества). Это приводит к активизации мышления и наблюдательности ребенка.
К двум годам словарный запас ребенка уже составляет 200-400 слов, к концу третьего года - 800-1300 слов. Ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?». Шаг за шагом малыш усваивает новые слова и их грамматические формы, а помощь родителей может быть очень эффективной, если они используют любую возможность, чтобы в доступной форме рассказать ребенку об окружающем его мире. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Ребенок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни.
Для развития этого умения можно поиграть с ребёнком в … кубики! Но не простые, а практически волшебные. Кубики, которые сами объявляют на весь мир главную цель ребёнка «Я буду говорить!».
Кубики «Я буду говорить» производства ОАО «Радуга» сделаны из ламинированного картона, они лёгкие, удобные для игры. На гранях нарисованы не привычные и обычные буквы, а слова, рисунки продуктов с разным вкусом, предметы, прямоугольники. Некоторые грани просто раскрашены в разные цвета. Цвет, форма, размер, вкус — все эти понятия можно изучить, играя с кубиками, и не просто изучить, а научить ребёнка различать понятия, говорить о них, связывать воедино разные оценочные категории.
Почему кубики носят такое жизнеутверждающее название? Потому что они действительно могут поспособствовать важнейшему умению в жизни человека — вербальной коммуникации. Просто играя с ребёнком в кубики, вы сможете научить его говорить. Хотя эти кубики не так просты, как казалось бы. На их основе разработано целых восемь игр! Самые маленькие могут строить башни, гаражи, стены, повторяя за взрослым названия предметов, нарисованных на гранях кубиков: «Это зонт, а вот мяч».
Когда будет накоплен минимальный словарь для более сложных игр, можно предложить ребёнку знакомство с сенсорными эталонами. Для этой игры выберем кубики с разноцветными гранями и предметными цветными картинками. В этой игре сравним цвета кубика и предметов, и найдём одинаковые.
Следующий этап развития — игра номер три. Цветные картинки заменим на чёрно-белые. Пусть ребёнок вспомнит и ответит, какого цвета предметы? Взрослый показывает цветную сторону кубика, а ребёнок выбирает предметы, и формулирует фразу, например: «Красный дом, красный мяч».
Для следующей игры возьмём кубик с цифрами и кубик с предметами (ягода, груша, малина, кот, кукла, стул). Кубики поворачиваются, каждый раз перед ребёнком возникают новые грани с очередным предметом и следующей цифрой. Используя кубик с цифрами, можно добавлять любые из сторон кубиков, составляя словосочетания: один круг, семь стульев.
Игра с такими волшебными кубиками развивает мышление — логическое, абстрактное. Например, если взять кубик с геометрическими фигурами и кубик с предметами (конфета, торт, камень, дверь, подушка), то можно найти к каждой фигуре соответствующий по форме предмет: овальная конфета, круглая конфета и т. д. Можно найти все предметы одинаковой формы, и построить из этих кубиков башню.
Как же использовать в игре кубики с прямоугольниками на гранях? Эти прямоугольники — не что иное, как обозначения понятий: низкий — высокий, узкий — широкий, маленький — большой. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. Переворачиваем кубик и получаем новое понятие. Соединяя их с предметными гранями кубиков, можем изменять размеры, например, дома: низкий дом; переворачиваем кубик — и сразу получаем высокий дом. Можно поговорить о том, какими разными бывают дома, переворачивая волшебный кубик с прямоугольниками, вспоминая примеры зданий, которые вы видели недавно на прогулке. А после игры в кубики можно закрепить изученный материал, нарисовав эти дома разной этажности.
С помощью кубиков, на которых нарисованы картинки и сенсорные эталоны (цвет, форма, размер, вкус) ребёнок может составить длинное предложение, характеризующее какой-либо предмет. «Это арбуз. Расскажи, какой он?»,-показывая картинку сладкой ягоды, просит взрослый. Ребёнок, выбирая соответствующие грани кубика, характеризует предмет: «Арбуз большой, круглый».
Если ребёнок уже умеет читать, но пока ещё имеет ограниченность в понимании речи или низкую речевую активность, можно использовать для игры кубик с напечатанными словами. Используя его в каждой игре, мы формируем умение составлять более пространственные конструкции: «Это красный мяч», «Там большой дом» и т. п.
Всего двенадцать небольших ламинированных кубиков в коробке из плотного картона, а сколько радости, развлечения и, главное, обучения они могут дать, если попадут в руки к умному, понимающему и заботливому взрослому и заинтересованному ребёнку! Для того, чтобы мама, папа, воспитатель, учитель или специалист-логопед смогли методически правильно организовать игру (а ведь только в этом случае игра принесёт пользу), в коробку с кубиками вложены правила, где описано восемь (!) игр с этими воистину волшебными кубиками. А ведь вы можете придумать и свои варианты!
Удовольствие от игры — это не единственная награда тем, кто понимает, как важно развивать ребёнка, играя с ним. Главный приз — воплощение в настоящем времени названия игры «Я буду говорить» - «Я говорю», «Мы говорим!», - воскликнете вы вместе с ребёнком, и это будет настоящая победа для всех.
Кубики! Символ детства. Башню из кубиков строил Карлсон, а сверху на его башне лежала трогательная фрикаделька. Кубики — повод для знакомства — она сидит и строит, а я как подойду, к-а-а-к всё разломаю! Вот и познакомились... Детские кубики — предтеча будущих взрослых архитектурных и не очень сооружений. Сколько городов было построено из этого удобного строительного материала! Ну и пусть, что они почти сразу же перестраиваются во что-нибудь новенькое. Облик многих настоящих городов тоже далёк от первоначального, а Карфаген так и вообще разрушили навсегда.
Кубики — пропуск в мир большой литературы. Многие из нас научились читать именно благодаря кубикам, где каждой картинке соответствовала своя буква. Они ещё такие деревянные были.
А кстати, почему до сих пор нигде в мире нет памятника обычным детским кубикам? Кубику Рубика есть, и кубику сахара-рафинада, да и то не в России — в Гомеле (Беларусь) и в Дацине (Чехия). Маленькие и побольше, из дерева, картонные или пластмассовые, детские кубики положили себя на алтарь развития стольких детей, что уже пора увековечить их в каком-нибудь достойном материале, более прочном, чем они сами. Ведь не зря в них, и в другие не менее уважаемые игры, которые учат нас говорить хорошо и правильно, играем мы уже не одно десятилетие!
Надо только помнить несколько основных правил игровых занятий.
- Они должны быть интересными и приносить радость.
-
Нельзя заставлять ребенка что-то делать, если он не может или не хочет.
-
Занятия по развития речи должны опираться на конкретные впечатления ребёнка.
-
Занятия должны быть очень короткими. Лучше повторять их в разное время, чтобы они стали для ребёнка привычной и долгожданной приятной деятельностью.
Уважаемые взрослые! Не жалейте усилий! Время, вложенное вами в детей, не пропадёт зря, ведь и эти силы, и это время — инвестиции в наше общее будущее. Ясно излагающий человек сможет донести до общества все свои мысли, и как знать, возможно сделать его, наше общество лучше. А мы будем горды тем, что говорить и мыслить правильно научили его мы.