Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Учебно-методическое пособие

Развитие диалогической речи детей с ОНР
на основе театрализованной деятельности

Малей Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №73
Красносельского района Санкт-Петербурга

 

          Содержание

Введение

Методические рекомендации:

  Задачи развития диалогической речи детей.

  Этапы  развития диалогических умений.

  Примерный план распределения произведений по возрасту детей и лексическим темам.

  Практический материал.

  Литература.

 

           Введение

   Проблема развития диалогической речи детей является  одной из актуальных в логопедической  практике, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Диалог – это основная форма общения дошкольников. Диалог требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы; слушать свою речь; вносить изменения и поправки.

                   В свете компетентного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность.

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы подвижных и словесных игр с диалогами, инсценировки фольклора и специально подобранных стихотворений, игр-драматизаций.

Театрализованные представления, несущие в себе огромные воспитательные возможности, пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние постановок на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

 Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности,  и т.д.

 Диалог персонажей в фольклорной миниатюре, в стихотворении, в инсценировке ставит ребенка  перед необходимостью четко, ясно, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем. Во время подготовки детей к игре-драматизации  идет активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, обогащение активного и пассивного словаря. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей  незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

 Используемое в театрализованной деятельности словесное русское  народное творчество, заключает в себе поэтические ценности. Знакомство дошкольников с народным творчеством делает их речь более выразительной, эмоциональной, развивает интерес к своим истокам, корням, культуре.

 

По мнению Г.М. Ляминой , литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке стихов, потешек, народного  фольклора (чтение  по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. А  Ю.А. Вакуленко отмечает, что игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию игры-драматизации.

 

Велико и воспитательное значение игр-драматизаций. Оно заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии чувства коллективизма и партнерства. Исходя из особенностей психического развития детей дошкольного возраста, большинство игр-драматизаций строится на материале сказок. Особенно важны для детей те нравственно-этические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры.

 

 

      Задачи развития диалогической речи детей 

 

-  Научить детей пользоваться диалогом как формой общения.

-  Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. Активизировать речевую деятельность.

-  Содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения.

-  Усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

-  Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.

-  Совершенствовать эмоциональную,  выразительную речь.

-  Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

-  Приобщать детей  к литературным произведениям, то есть содействовать не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.

-  Развивать речевые умения: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.

 

 

        Этапы  развития  диалогических  умений.

     IЭтап.  «Актерская техника»

Цель.

Помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности; осознать необходимость работы над ролью.

Вести себя «на сцене» непринужденно; уметь передавать сущность своего персонажа.

Помочь овладеть средствами образной выразительности:

  1.  Интонацией – детям предлагается произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопросительно, с  удивлением,  весело, грустно, со страхом и т.д.).  Необходимо добиваться выразительности и естественности речи.

Для формирования интонационной выразительности речи  используются  специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи я ввожу  упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.

 

Работая над интонацией,  проговариваем  коротенькие  диалоги:

 Говорит попугай попугаю: «Я тебя сейчас попугаю!»

Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай».

Дети проговаривают  диалог  - весело с лукавством,  затем устрашающе, затем грустно  и т.д.

 

  1.  Позами – использую игры «Море волнуется»; «Зеркало», «Обезьянки»…

Затем детям   предлагается позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (лису, медведя, кошечку, тряпичную куклу…). Полезны такие задания, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ легко узнаваемым.

       3.   Жестами – дети получают  сценические задания: показать  жестом состояние или ощущения – радостно, грустно, удивительно, больно, горячо, холодно…

       4.   Мимикой –  дети стараются   передавать  мимикой свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие. Задания: покажи выражением лица удивление, радость, умиление, грусть,…

       5.   Пантомимикой – учимся  сочетать пластические  позы, жесты, мимику.

 

"Походка сказочных  героев"

Устраивается подиум. Воспитатель называет персонаж, ребенок на подиуме демонстрирует походку этого животного или героя  (идущего медведя, прыгающую лягушку, испуганного  зайца,  дедушку, старушку, Красную Шапочку  и т.д.).

 

     IIЭтап.  «Фольклорные миниатюры и потешки»

Цель.

Обогатить речевой опыт  детей различными формами инициативных и ответных диалогических реплик.

Усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Приучить выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы диалога.

 

Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбирая для этого   стихи, потешки с различными функциональными репликами, педагог способствует усвоению разнообразия этих реплик. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворных произведений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.

 

- Ты пирог съел?                                                       - Я медведя поймал!

- Нет, не я!                                                                 - Так веди сюда.

- А вкусный был?                                                      - Не идет.

- Очень.                                                                      - Так сам иди.

                                                                                    - Да он меня не пускает  .

IIIЭтап. «Подвижные и словесные игры с готовыми  диалогическими текстами»

 

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

  Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила.

 

Подвижная игра «Лиски» /белорусская народная игра/.

Играющие  по считалке  выбирают лиса – ведущего и, построившись в круг 10 – 20 метров, кладут возле себя лисят (лиской может быть любой предмет: кубик, мячик, игрушка). Лис подходит к одному из играющих и говорит:

- Где был?    - В лесу.

- Кого поймал?   - Лиску.

- Верни лиску мою.   - За так не отдаю.

-За что отдашь – скажи сам.    - Если обгонишь, тогда отдам.

После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лисенка становится тот, кто займет свободное место в круге, лисом -  игрок который остался.

Бегать разрешается только по внешней стороне круга.

 

 

Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Непритязательна по содержанию игра «Садовник», но она дает возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре,  умение вступить в игровой диалог в свою очередь.

Водящий присваивает каждому игроку название цветка. После этого начинается игровой диалог:

– Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме георгина. – «Сообщает» водящий.

– Ой! – реагирует игрок, услышав название своего цветка.

– Что с тобой? – спрашивает водящий, «продолжая» разговор.

– Влюблен! – отвечает «георгин».

– В кого? – удивляется садовник.

– В астру, – сообщает «георгин».

– Ой! – реагирует «астра», и игра повторяется.

 

    IVЭтап.  «Инсценировка  прозаических  литературных произведений»

Цель.

Развивать  эмоционально насыщенную  речь, память, воображение, мышление. Учить детей следовать выбранной  для себя роли, проявляя творчество и выполняя последовательность действий.

Воспитывать волю и учиться преодолевать застенчивость. Способствовать появлению уверенности в себе.

Познакомить с широким кругом литературных произведений, помогая  понять идею литературного произведения.

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством воспитателя, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

Литературные произведения  для детей с ОНР не должны быть объемными: « Дома ль кум-воробей» (русская народная потешка); « Как Дед Мороз парад принимал»; «Сорока и заяц», «Сорока и медведь» и другие произведения Н. Сладкова и т. д.

 

 

Литературные произведения и игры для диалогов и инсценировок в старшей группе

 

          Лексическая тема

Литературные произведения и игры

Фрукты. Ягоды.

«Бабушкин садик» (С.Георгиев)

Овощи. Осень.

«Подберезовик»,    «Мы с тобой шли?..»

Одежда. Обувь.

Игры для развития пантомимики «Игра в шляпу»,

 «Еж и мышка»

«Перчатки»

Игрушки.

«Ленивые куклы» /Я. Ким/

Домашние животные

«Кисонька», «Солнышко на память»,

П/и «Кот»(жмурки)

Дикие животные

Игры для развития пантомимики «Дискотека для животных»

«Разговор лягушек», «Еж и заяц»,      

П/и «Заяц месяц»

Зима. Новый год.

«Медведь» /Г. Виеру/

«Елочка»

Транспорт. Город.

Игры для развития пантомимики «Походка сказочных героев»

Посуда

                                                                                    Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля»

 

 

Моя семья

«Куда, Фома, едешь…»

Продукты питания

«Лягушкины  покупки» /В.Орлов/

Части тела

«Уши» /Э. Машковская/

Птицы

«Урок дружбы» /М. Пляцковский /,

П/и «Коршун»

Дикие животные

Игры для развития пантомимики «Дискотека для животных»

 «Зайка», «Лис и мышонок»,

П/и «Змея»

Насекомые

«Мотылек» /Л. Модзалевский/, «Сверчок»

«Три бабочки» (немецкая народная сказка).

 

 

 

 Литературные произведения и игры для диалогов и инсценировок

                              в подготовительной к школе  группе.

 

Лексическая тема

Литературные произведения и игры

Во саду ли, в огороде

Игры для развития пантомимики  «Спор овощей»

Лес. Грибы, Ягоды

«Опята». «Война грибов»

Домашние птицы

«Курочка – Рябушка». «Цыпленок и утенок»

«Как поросенок говорить научился» (Л Пантелеев)

Перелетные птицы

П/и «Птицы»

Осенний дом моделей

 

«Самый красивый наряд на свете»  (по мотивам японской сказки)

 

 

Домашние животные

«Хозяйка и кот» /В. Левановский/

 П/и «Кошка и мышка»

.                      В. Сутеев  «Кто сказал Мяу?»

 

 

Зима. Новый год.

«Как Дед Мороз парад принимал»

Дикие животные наших лесов.

«Волк и лиса», «Лисица и еж», «Еж и мышка»

П/и «Серый волк»

Зимующие птицы

«Сорока и заяц» /Н. Сладков/, «Снегирек» /Ю. Капотов/

Животные жарких стран

«Длинная шея» /по М. Пляцковскому/

Весна

«Весна» /О. Высотская//

Птицы

«Сорока и медведь» /по Н. Сладкову/

П/и «Коршун»

Насекомые

«Паучок и пчела»

                К. Чуковский «Муха-цокотуха»

                К. Ушинский «Божья Коровка»

 

 

                                          

 

 

Практический материал

Игры и упражнения на развитие мимики и пантомимики.

 

 "Игра в шляпу"

Игра начинается с примеривания маминой или папиной шляпы. Надев ее, девочка (мальчик) «превращается» в барышню ( в папу, дедушку, дядю...),  меняет и демонстрирует  походку, манеры.

 

«Дискотека для животных»

Животные решили повеселиться ( медведь, волк, заяц, жираф, обезьяна....) Дискотека в разгаре: медведь идёт  медленно переваливаясь; заяц скачет, прижав, лапки перед собой; лиса плавно передвигается, жестами показывая свой хвост, обезьяна кривляется, пингвин важно покачивается, держа выпрямленные руки за спиной и т. д. Словом, все зависит от воображения.

Звучит веселая музыка. Роль животного ребенок выбирает сам.

 

«Пантомима»

Вызывают  двух  играющих. Дети становятся лицом к зрителям, но друг друга видеть не должны (разделить их можно ширмой).

Играющие  одновременно движениями, мимикой изображают то, что предлагаем им воспитатель. Дети-зрители оценивают, кто сумел это сделать лучше. Можно, например, предложить играющим изобразить:

- испуганного зайчика;

- веселого клоуна;

- человека, ожидающего зимой на улице автобус в сильный мороз и т.д.

Можно  читать  вслух стихотворение («Мишка косолапый по лесу идет…», любое другое) или басню (подбирать такие, где много действий) и предложить играющим иллюстрировать их своими движениями.

Дети бывают очень изобретательными и непосредственными в таких играх.

 

Игра «Зеркало»

Что делает зеркало? Повторяет ваши движения. Пусть один человек будет зеркалом, а другие повторяют за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйтесь с ребенком местами. Или определите водящего с помощью считалки.

 

«Кошкины повадки»

Вам покажем мы немножко.

Как ступает мягко кошка. /Идут на цыпочках/

Еле слышно / Топ – топ – топ/

Хвостик вниз.  /Оп – оп – оп/.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно. /Прыгают/.

Скок, да скок, ещё подскок,

А потом мяукнет: «Мяу!

Я в свой домик убегаю!»  /Бегут на месте/

 

«Веселые мартышки»

/Дети изображают то, о чем говорят/

Мы веселые мартышки, мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу язычки покажем!

Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску,

Оттопырим ушки, хвостик.

Шире рот откроем, гримасы состроим.

Как скажу я громко «три», все с гримасами замри!

Раз, два, три!                                  /Дети строят рожицы/.

 

 

Фольклорные миниатюры, потешки, стихи.

 

- Где ты, брат Иван?                                - Уж как сладки гусиные лапки!

- В горнице.                                                    -  А ты едал?

- А что делаешь?                                            - Нет, не едал,

- Помогаю Петру.                                          - А мой дядя видал,

- А Петр что делает?                                        Как наш барин едал.

- Да на печи лежит.

 

 

- Куда, Фома едешь? Куда погоняешь? - Еду сено косить.

- На что тебе сено? - Коровок кормить.

- На что тебе коровки? - Молоко доить.

- А зачем молоко? - Ребяток кормить.

 

- Кисонька-мурысонька, где была?    - Коней пасла.

- Где кони?      - За ворота ушли.

- Где ворота?   - Огонь сжёг.

- Где огонь?     - Вода залила.

- Где вода?       - Быки выпили.

- Где быки?      - За гору ушли.

- Где гора?       - Черви выточили.

- Где черви?     - Утки склевали.

 

"Хозяйка и кот"  В. Левановский/               "Разговор лягушек"

- Почему ты черен, кот?

- Лазал ночью в дымоход.                                      - Кума, ты к нам?

- Почему сейчас ты бел?                                         - К вам, к вам. К воде скачу, ловить хочу.

- Из горшка сметану ел.                                          - А кого, кого, кума?

- Почему ты серым стал?                                        - Рака, карпа и сома.

- Меня пес в пыли валял.                                        - Как поймаешь, дашь ли нам?

- Как какого же ты цвета?                                       - Как не дать, конечно, дам.

- я и сам не знаю это.

 

"Кто чей"

- Чей ты, чей, лесной ручей?       - Ничей!

- Но откуда ж ты, ручей?             - Из ключей.

- Ну, а чьи же те ключи?             - Ничьи.

- Чья березка у ручья?                 - Ничья.

- А ты, девочка - лапушка?         - Я мамина, папина, бабушкина.

 

«Зайка»

- Зайка, зайка, белый хвост, где ты был?      - Косил овес

- Где овес?          - Журавль склевал.

- Где журавль?    - Медведь прогнал.

- Где медведь?    - Сидит в ловушке.

- Где ловушка?   - На горушке.

- Где горушка?   - Вечерком смыло в Каму ручейком.

 

«Весна»                                                                   «Медведь»  /Г.Виеру/

- Ну, весна, как дела?                                                 - Ты куда идешь, медведь?

- У меня уборка.                                                          - В город елку посмотреть.

- Для чего тебе метла?                                                - А зачем тебе она?

- Снег смести с пригорка.                                           - Новый год встречать пора.

- Для чего тебе ручьи?                                                -  Где поставишь ты её?

- Мусор смыть с дорожек.                                          - В дом возьму к себе в жилье.

- Для чего тебе лучи?                                                  - Что ж не вырубить в лесу?                                        

- Для уборки тоже.                                                      -  Жалко, лучше принесу.

  Все промою, просушу,

  Вас на праздник приглашу.

 

Подвижные и словесные игры с готовыми диалогическими текстами.

 

Подвижная игра «Гуси-лебеди»,   обучающая детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.

На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси.

На  другой – волк. Хозяин выпускает гусей погулять, они уходят на другой край площадки. Хозяин зовет гусей:

- Гуси – гуси!   - Га – га – га.

- Есть хотите?  - Да – да – да.

- Гуси – лебеди! Домой? Серый волк под горой!

- Что он там делает?  - Рябчиков щиплет.

- Ну летите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные дети выходят из игры. Самый ловкий ии быстрый гусь становится волком.

 

Подвижная игра  «Коршун», обучающая детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора.

Ведущий – Коршун. Дети окружают его стайкой и начинается диалог:

- Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.

Коршун, что делаешь?     - Ямочку рою.

- Зачем ямочка?  - Денежку ищу.

- Зачем тебе денежка?    - Иголку купить.

- Зачем тебе иголка?       - Мешочек сшить.

- Зачем мешочек?            - Камешки класть.

- Зачем камешки?            - В твоих детей шуркать - буркать.

- За что?   - Они ко мне в огород лазят.

- Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их.!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра заканчивается, когда

 

 

 

Литература

 Базикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
  2. Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.
  3. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999.
  4. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974.
  5. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - №4
  6. Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»