Сычёва Ольга Борисовна
Игра в дошкольном возрасте
Игра – это особая форма освоения социальной действительности, его социализации в окружающем мире, путем ее воспроизведения и моделирования. Дошкольникиучатся в игре. Психологи доказали: в игре у дошкольника интенсивно развивается психика. На пределе работают память, мышление, восприятие. В игре ребенок проявляет больше произвольности, больше запоминает, чем в ситуации простого, "учебного" задания. Ну и, конечно, обогащается запас знаний ребенка о мире.
Что нужно знать об игре
Самая ранняя форма игры манипулятивная. К такой форме игры относится, например, бесцельное катание машинки из угла в угол, повторяющееся бросание игрушек на пол и т. д. Такая игра появляется у ребенка примерно в 6 месяцев. В это время ребёнок осваивает свойства предметов: катает, вставляет, мнет, рвет и т.д. Следующая форма игры -это символическая игра. Возрастной период характерный для ее развития – это 1 - 3 год жизни детей. Это форма игры делится на несколько этапов.
Первый этап – 12 – 18 месяцев, то есть от 1 года до 1, 5 лет. На данном этапе ребенок, наблюдая за поведением взрослых, пытается их повторить, упрощая до своих возможностей. Центральным психологическим элементом в этом виде игры является условное, символическое обозначение элементов. На начальном этапе это выглядит как действие понарошку.Ребенок, подражая взрослым, воспроизводит какое – либо бытовое действие, не выполняя его по-настоящему (пьет из пустой чашки, кормит куклу пустой ложкой, как будто ложится спать). Действия понарошку – это своеобразная демонстрация новых знаний о мире взрослых. Предметы, которые использует ребенок, в основном настоящие.
На втором этапе развития символической игры объектом действий становится взрослый. Возрастная периодизация примерно с 1, 5 лет до 1, 7месяцев. Ребенок его, например, «как будто кормит пустой ложечкой». То есть происходит смена объекта действий. При этом используется детьми игрушечная посуда, игрушечная мебель. Но одушевления игрушек в данном возрасте еще не происходит. Если ребенку сообщить, что кукла хочет есть, он не предпримет необходимых действий. Но если ему предложить: «Покорми куклу», он произведет необходимые действия. На этом этапе как правила игровые действия также одноактны.
Признаком третьей более зрелой формой символической игры является использование игрушки как активного участника событий. Возрастной период появления у ребенка этой формы 26 – 36 месяцев. На этом периоде кукла или другие игрушечные персонажи одушевляются. Они наделяются желаниями и формами поведения, свойственными людям.
Чуть раньше(24-30 месяцев) появляются предметы заместители, имеющие между собой сходство: ложка-палочка, градусник-карандаш, картошка - кубики и т. д. Это качественно новая ступень развития символической игры. Затем, конечным этапом является абсолютно условное замещение, когда предмет-заместитель отсутствует. Он подразумевается, он воображаем. Например, куклу угощают мороженым, поднося к ее рту пустую руку с воображаемым мороженным.
Зрелой формой игрового поведения является последовательное связывание несколько простых, одноактных действий в логически связанную цепь, вначале из двух, а затем из трех игровых действий. Появление у ребенка многоактных игровых схем действия означает созревания у него элементарной способности к планированию своих действий.
Последовательность перехода от одного вида игровых действий к другому носит закономерный характер. И пока ребенок не пройдет предыдущую стадию, он не перейдет к следующей.