Детское экспериментирование основа познавательно-исследовательской деятельности
Сергеева Елена Николаевна
Познавая мир, ребёнок делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы. Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.
Суть экспериментальной деятельности заключается в том, что воспитатель должен создать проблемную ситуацию и предоставить детям возможность изыскать средства ее решения, используя заранее усвоенные знания и умения.
Задачи центра экспериментирования:
- развитие первичных естественнонаучных представлений;
- наблюдательности;
- любознательности;
- активности;
- мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- формирование умений комплексно обследовать предмет.
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
- приборы-помощники (микроскоп, лупы, увеличительные стекла; песочные, механические часы; весы; компас; магниты; линейки; воронки; ножницы; бинокль)
- емкости (оборудование для игр и экспериментов с водой - емкости одинакового и разного объема и разной формы)
- природный материал (песок, глина, торф, опил, стружка, уголь, мел; причудливые семена (чечевица, пшеница, бобы, горох, фасоль, подсолнечник, кукуруза, кабачки, перец; камешки, раковины; коллекция листьев; плоды разных растений (шишки, желуди); кора и ветки деревьев (береза, сосна, рябина, клен); мох; скорлупа (яичная, орехов)
- бросовый материал (кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, тесьма, веревочки, пуговицы; пластмассы (прищепки, яйца от киндер-сюрприза); кусочки дерева, пробки, спичечные коробки; бумага (обычная, картон с разной фактурой поверхности: глянцевая, матовая, с тисением, гофрированная, прозрачная, шерховатая, блестящая, наждачная); пенопласт, параллон, вата, фольга; винтики, болтики, проволока, леска)
- медицинский материал (пипетки; мерные ложки; шприцы; деревянные палочки; резиновые груши; ватные палочки; резиновые перчатки)
- красители (акварельные краски; гуашь)
- прочие материалы.
- персонаж, от имени которого моделируется проблемная ситуация (медвежонок Миша);
- предметы для уборки;
- клеенчатые фартуки (дети надевают при проведении опытов);
- образно-символический материал (познавательные иллюстрированные книги, альбомы, гербарии, картотеки игр и опытов)
- Наша среда соответствует возрасту;
- Наполняемость составляет - 60 %;
- Вызывает интерес и активные действия и взаимодействия у детей.
- не достаточно развита логика;
- некоторые дети испытывают затруднения при установлении причинно-следственных связей и умении делать простейшие выводы;
- Игра «Свет бывает разный»
- Игра «Игра теней»
- познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
- Картотеки опытов со светом, тенью, песком, воздухом, водой, землей и т.д.;
- Дидактические карточки на тему «Свет».