Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Детское экспериментирование основа познавательно-исследовательской деятельности

Сергеева Елена Николаевна
Познавая мир, ребёнок делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы. Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.
Суть экспериментальной деятельности заключается в том, что воспитатель должен создать проблемную ситуацию и предоставить детям возможность изыскать средства ее решения, используя заранее усвоенные знания и умения.
Задачи центра экспериментирования:
  • развитие первичных естественнонаучных представлений;
  • наблюдательности;
  • любознательности;
  • активности;
  • мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • формирование умений комплексно обследовать предмет.
Требования при оборудовании центра экспериментирования в группе:
  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.
Основное оборудование центра экспериментирования:
  • приборы-помощники (микроскоп, лупы, увеличительные стекла; песочные, механические часы; весы; компас; магниты; линейки; воронки; ножницы; бинокль)
  • емкости (оборудование для игр и экспериментов с водой - емкости одинакового и разного объема и разной формы)
  • природный материал (песок, глина, торф, опил, стружка, уголь, мел; причудливые семена (чечевица, пшеница, бобы, горох, фасоль, подсолнечник, кукуруза, кабачки, перец; камешки, раковины; коллекция листьев; плоды разных растений (шишки, желуди); кора и ветки деревьев (береза, сосна, рябина, клен); мох; скорлупа (яичная, орехов)
  • бросовый материал (кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, тесьма, веревочки, пуговицы; пластмассы (прищепки, яйца от киндер-сюрприза); кусочки дерева, пробки, спичечные коробки; бумага (обычная, картон с разной фактурой поверхности: глянцевая, матовая, с тисением, гофрированная, прозрачная, шерховатая, блестящая, наждачная); пенопласт, параллон, вата, фольга; винтики, болтики, проволока, леска)
  • медицинский материал (пипетки; мерные ложки; шприцы; деревянные палочки; резиновые груши; ватные палочки; резиновые перчатки)
  • красители (акварельные краски; гуашь)
  • прочие материалы.
Дополнительное оборудование и материал:
  • персонаж, от имени которого моделируется проблемная ситуация (медвежонок Миша);
  • предметы для уборки;
  • клеенчатые фартуки (дети надевают при проведении опытов);
  • образно-символический материал (познавательные иллюстрированные книги, альбомы, гербарии, картотеки игр и опытов)
Проанализировав среду в центре экспериментирования в нашей группе, мы пришли к выводу:
  1. Наша среда соответствует возрасту;
  2. Наполняемость составляет - 60 %;
  3. Вызывает интерес и активные действия и взаимодействия у детей.
Основываясь на исследованиях и наблюдениях, мы поняли, что в нашей группе, у детей:
  • не достаточно развита логика;
  • некоторые дети испытывают затруднения при установлении причинно-следственных связей и умении делать простейшие выводы;
Мы разработали несколько игр, картотеки и дидактический материал, которые мы предлагаем вашему вниманию:
  1. Игра «Свет бывает разный»
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, молния), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
  1. Игра «Игра теней»
  2. познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
  3. Картотеки опытов со светом, тенью, песком, воздухом, водой, землей и т.д.;
  4. Дидактические карточки на тему «Свет».
В перспективе мы планируем пополнить свою развивающую среду по экспериментированию играми на тему «Воздух», «Вода». Так же хотелось бы пополнить демонстрационный и раздаточный материал по этим темам.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»