Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нетрадиционное рисование как средство развития
интереса к изобразительному творчеству

Курочкина Наталья Викторовна
Во время работы в детском саду я столкнулась с такой проблемой, как боязнь детей рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Проанализировав рисунки дошкольников, я пришла к выводу, что необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. 
 И это можно сделать с помощью нетрадиционного рисования. Оно может стать стимулом детей к изобразительной деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.  Нетрадиционное рисование помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать в рисунке то, что обычными способами сделать намного труднее. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. 
 Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.  Рисуя необычными способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое. Таким образом, ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает страх перед чистым листом бумаги. 
 Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и способствуют самовыражению в целом. 
По моему мнению, начинать прививать детям любовь к рисованию, развивать их творческие способности нужно уже в раннем возрасте. С малышами я практикую рисование по первому впечатлению: «пришел- увидел- нарисовал». Например, капли дождя стекают в виде жидко разведенной краски по вертикально расположенному листу картона, салют или звездное небо рисуем «набрызгом», первый ледок на лужах – смятым файлом и так далее. А сколько всего интересного можно изобразить с помощью отпечатывания различных предметов! Можно себе только представить, какой восторг я вижу в глазах малышей, когда при помощи различного бросового материала они получают красивое изображение.
Чтобы малыши не боялись рисовать, я предоставляю им право выбора изобразительного материала. Бывает, что ребенок не хочет испачкать в краске свои пальчики. Тогда альтернативой становится смятая бумага или, например, ватные палочки.
С более старшими дошкольниками мы тоже практикуем нетрадиционное рисование, но здесь задача усложняется. Я добавляю такие техники, как рисование ниточкой, кляксография, которая сопровождается  дорисовыванием недостающих деталей, гравюра, а так же применяю смешение нескольких изобразительных материалов, красок, добавляем в рисунок аппликацию. Так же могут использоваться различные виды бумажной фактуры. Это тоже придает работам определенную выразительность.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Здесь я хочу перечислить лишь некоторые способы нетрадиционного рисования, не раскрывая их сути:
-рисование по мокрому листу, прижми и отпечатай (отпечатки стирательной резинкой, картофелем, вилкой, обратной стороной бутылки, отпечатки листьев, пенопласта, отпечатки пробкой и т. д.), рисунок углем, рисование ниткой, рисование мыльными пузырями, рисование смятой бумагой, рисование ватной палочкой, рисование восковыми мелками и акварелью, набрызг, рисунок сухой кистью, рисунок смятым файлом, выдувание из трубочки, рисунок по самоклеящейся бумаге, рисунок зубной пастой, кляксография, монотипия, «каляки-маляки», рисование солью, манной крупой.
Существует множество других способов, которые здесь мною не представлены. При желании можно узнать и о них и даже придумать что- то свое, новое и необычное.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник приводит к следующим результатам:
способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Итак, развивайтесь, творите, восхищайтесь!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»