Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогическое сопровождение развития самостоятельности
дошкольников через исследовательскую деятельность

Николаева Анастасия Алексеевна
Цель формирующего исследования: спроектировать содержание исследовательской работы дошкольников с тем, чтобы способствовать развитию самостоятельности на основе педагогического сопровождения.
  • умение видеть проблемы;
  • умение задавать вопросы;
  • умение вырабатывать гипотезы;
  • умение давать определение понятиям;
  • умение классифицировать;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперименты;
  • умение делать выводы и умозаключения
  • умение структурировать материал (умение работать с информацией)
  • умение доказывать и защищать свои идеи [25].
 
Задачи:
1.  Проектировать содержание исследовательской работы на основе жизненного опыта воспитанников, из того, что им уже знакомо;
2. Организовать проект таким образом, чтоб в нем постоянно реализовывалось взаимодействие педагогов и воспитанников;
3. С воспитанниками организовать презентацию проекта, таким способом подытожив результаты.
Задача познавательного развития в поисково-исследовательской работе:
  • Создать условия для развития познавательных психических процессов дошкольников, активизации мыслительных операций, организации и проведения поисково-исследовательской деятельности и воспитания у детей инициативности, сообразительности, любознательности, критичности, самостоятельности.
  • Расширить знания детей об окружающей среде, формировать у них умения и навыки их самостоятельного приобретения.
  • Развивать диалектическое мышление дошкольников, то есть способность видеть разнообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • обогащать собственный познавательный опыт детей через усвоение ими стандартов, символов, выполнения действий, замещения и моделирования.
  • Формировать у детей способность креативно использовать знания и собственный исследовательский опыт в умственных, моделирующих и преобразовательных действиях.
Технология проведения поисково-исследовательской работы с детьми
методические рекомендации.
Структурными компонентами поисково-исследовательской деятельности дошкольников есть три этапа реализации «проблемного исследовательского обучения»:
1 этап. Педагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику ее решения, но само решение ребенок должен найти самостоятельно.
2 этап. Педагог ставит проблему, но метод, пути ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
3 этап. Высокий уровень. Постановку проблемы, поиск методов ее исследования и решения дети осуществляют самостоятельно.
Первый этап
      На первом этапе поисково-исследовательская деятельность детей происходит под руководством воспитателя. Ее включают в интегрированные занятия, прогулки, игры с предметами, игры-загадки, конструктивные, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, проводят в наблюдениях за объектами и явлениями природы и как самостоятельную деятельность во время опытов.
Второй этап
       Во втором этапе поисково-исследовательской деятельности участвуют старшие дошкольники. С ними проводят элементарные исследования.
     Методика организации учебных исследований предусматривает два уровня овладения технологией их проведения.
     Первый уровень. Содержит 2-3 фронтальных тренировочных занятий с группой, на которых используются карточки с символическими изображениями «методов исследования». Из последовательности этих методов состоит алгоритм исследования. Темы исследований представлены в виде предметных карточек с изображением объектов или явлений.
     Последовательность действий:
  • Подумать и вспомнить всю известную информацию по данной теме, поделиться ею с детьми.
  • Спросить у другого человека, она знает об этом. Дети задают вопросы друг другу и взрослым, чтобы пополнить объем информации.
  • С помощью взрослого получить дополнительную информацию из книг.
  •  Обратиться за помощью к компьютеру (при поддержке взрослого).
  • Вспомнить и использовать информацию, полученную в ходе наблюдений, которые проводились ранее.
  • Провести самостоятельный опыт или эксперимент.
 После этого всю полученную информацию надо проанализировать и обобщить. Сначала воспитатель активно помогает детям, потому что им очень сложно выделить главное и второстепенное. Когда дети усвоят общую последовательность действий (или технологию исследования) можно переходить ко второму уровню - к самостоятельным учебным исследованиям.
   Последовательность действий:
  • Постановка задачи или проблемы.
  • Выбор темы исследования.
  • Распределение детей для работы в парах или микрогруппа.
  • Изучение схемы или алгоритма исследований.
  • Проведение самостоятельных исследований по алгоритму.
  • Фиксация результатов исследования в индивидуальных тетрадях с использованием символики
  • Групповое обсуждение результатов исследования
  • Слушание докладов и их обсуждения.
Все исследования проводятся в игровой форме, а полученные знания используются в преобразовательной деятельности.
третий этап
 На третьем, заключительном, этапе исследовательского обучения дети работают только самостоятельно и сами применяют знакомую уже им методику исследований, создают для них необходимые условия. Успешной на этом этапе бывает деятельность детей с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей.
    Характерной особенностью самостоятельной поисково - исследовательской деятельности дошкольников является то, что она реализует активные методы, меняет предмет познания. ценность ее заключается в том, что дети не получают готовые знания от педагога, а делают открытия самостоятельно.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»