Педагогическое сопровождение развития самостоятельности
дошкольников через исследовательскую деятельность
Николаева Анастасия Алексеевна
Цель формирующего исследования: спроектировать содержание исследовательской работы дошкольников с тем, чтобы способствовать развитию самостоятельности на основе педагогического сопровождения.
- умение видеть проблемы;
- умение задавать вопросы;
- умение вырабатывать гипотезы;
- умение давать определение понятиям;
- умение классифицировать;
- умение наблюдать;
- умение проводить эксперименты;
- умение делать выводы и умозаключения
- умение структурировать материал (умение работать с информацией)
- умение доказывать и защищать свои идеи [25].
Задачи:
1. Проектировать содержание исследовательской работы на основе жизненного опыта воспитанников, из того, что им уже знакомо;
2. Организовать проект таким образом, чтоб в нем постоянно реализовывалось взаимодействие педагогов и воспитанников;
3. С воспитанниками организовать презентацию проекта, таким способом подытожив результаты.
Задача познавательного развития в поисково-исследовательской работе:
- Создать условия для развития познавательных психических процессов дошкольников, активизации мыслительных операций, организации и проведения поисково-исследовательской деятельности и воспитания у детей инициативности, сообразительности, любознательности, критичности, самостоятельности.
- Расширить знания детей об окружающей среде, формировать у них умения и навыки их самостоятельного приобретения.
- Развивать диалектическое мышление дошкольников, то есть способность видеть разнообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- обогащать собственный познавательный опыт детей через усвоение ими стандартов, символов, выполнения действий, замещения и моделирования.
- Формировать у детей способность креативно использовать знания и собственный исследовательский опыт в умственных, моделирующих и преобразовательных действиях.
методические рекомендации.
Структурными компонентами поисково-исследовательской деятельности дошкольников есть три этапа реализации «проблемного исследовательского обучения»:
1 этап. Педагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику ее решения, но само решение ребенок должен найти самостоятельно.
2 этап. Педагог ставит проблему, но метод, пути ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
3 этап. Высокий уровень. Постановку проблемы, поиск методов ее исследования и решения дети осуществляют самостоятельно.
Первый этап
На первом этапе поисково-исследовательская деятельность детей происходит под руководством воспитателя. Ее включают в интегрированные занятия, прогулки, игры с предметами, игры-загадки, конструктивные, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, проводят в наблюдениях за объектами и явлениями природы и как самостоятельную деятельность во время опытов.
Второй этап
Во втором этапе поисково-исследовательской деятельности участвуют старшие дошкольники. С ними проводят элементарные исследования.
Методика организации учебных исследований предусматривает два уровня овладения технологией их проведения.
Первый уровень. Содержит 2-3 фронтальных тренировочных занятий с группой, на которых используются карточки с символическими изображениями «методов исследования». Из последовательности этих методов состоит алгоритм исследования. Темы исследований представлены в виде предметных карточек с изображением объектов или явлений.
Последовательность действий:
- Подумать и вспомнить всю известную информацию по данной теме, поделиться ею с детьми.
- Спросить у другого человека, она знает об этом. Дети задают вопросы друг другу и взрослым, чтобы пополнить объем информации.
- С помощью взрослого получить дополнительную информацию из книг.
- Обратиться за помощью к компьютеру (при поддержке взрослого).
- Вспомнить и использовать информацию, полученную в ходе наблюдений, которые проводились ранее.
- Провести самостоятельный опыт или эксперимент.
Последовательность действий:
- Постановка задачи или проблемы.
- Выбор темы исследования.
- Распределение детей для работы в парах или микрогруппа.
- Изучение схемы или алгоритма исследований.
- Проведение самостоятельных исследований по алгоритму.
- Фиксация результатов исследования в индивидуальных тетрадях с использованием символики
- Групповое обсуждение результатов исследования
- Слушание докладов и их обсуждения.
третий этап
На третьем, заключительном, этапе исследовательского обучения дети работают только самостоятельно и сами применяют знакомую уже им методику исследований, создают для них необходимые условия. Успешной на этом этапе бывает деятельность детей с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей.
Характерной особенностью самостоятельной поисково - исследовательской деятельности дошкольников является то, что она реализует активные методы, меняет предмет познания. ценность ее заключается в том, что дети не получают готовые знания от педагога, а делают открытия самостоятельно.