Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развиваем чувство юмора у детей!

Михайлова Наталия Анатольевна
Дошкольное детство — это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.
«Легко ли рассмешить вашего ребенка?». Этот вопрос должен стать актуальным для каждого родителя. Действительно, видно сразу же выражение глаз, в целом лица ребенка, который легко или, наоборот, с трудом смеется. Чувство юмора, чувство комического является важным показателем общего психического, умственного, творческого развития ребенка. Его отсутствие может означать опасную задержку в этом развитии.
Ученые не пришли пока к выводу, к каким чувствам относится юмор: моральным, интеллектуальным или эстетическим. Ясно одно, что формировать это чувство крайне нелегко. К сожалению, воспитание юмора проходило до недавнего времени в нашей стране спонтанно, хаотично.
К сожалению, зарубежные гости отмечают, что в России неулыбчивые люди. Неулыбчивые взрослые в автобусе, на рынке, в магазине, т.е. вокруг - тревожное окружение для малыша.
Немецкий философ Шопенгауэр отмечал, что из всех человеческих качеств более всего способствует счастью жизнерадостность. И действительно, люди, которым присущи юмор, смех, улыбка, шутка, относятся к таким людям, которые всегда в центре внимания. Их любят, к ним тянутся. Потому что человек с юмором — это, как правило, добрый человек. Потому что такой человек еще и остроумный, находчивый, покладистый, умеет жить в ладу в любом детском, а затем взрослом коллективе.
Юмор - добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях, в искусстве - изображение чего-либо в смешном виде, беззлобно и весело вышучивает. Шутка - говорить неправду не ради лжи, а для безвредной потехи, забавы, веселья, тешить себя и людей пустой забавной выдумкой. У ребёнка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна не из последних задач воспитания, такой добротный материал надо уметь и отбирать, и создавать. Задача действительно не из легких, воспитание юмора неотделимо от воспитания вкуса. Житейские примеры показывают нам, что, не воспитав вкуса, юный человек рискует, даже став взрослым, увидеть в высоком мастерстве гениальных насмешников только обывательскую пошлость. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать.
Формировать у ребёнка чувство юмора — это значит развивать у него гибкость ума и быстроту сообразительности. Это можно достигнуть шутками, стихами, перевёртышами, небылицами. Язык весёлого стиха, меткая игра слов, неожиданный каламбур учат ребёнка тонкостям родного языка. Постепенно формируется способность сатирического восприятия. Формируя чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание текста, но и на образы и языковые средства, с помощью которых образ делается выразительным.
Среди детского фольклора необходимо обратить внимание на такие жанры как прибаутки, небылички, дразнилки, частушки.
Небылички строят комический эффект не на забавных поступках очеловеченных животных, птиц, насекомых, а на путанице реального мира. Здесь на каждом шагу нарушаются естественные отношения жизненных явлений. К.Чуковский удачно назвал их «перевертышами».
Основа небылиц-перевертышей познавательная. Они помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений. Это по сути дела игра, только интеллектуального порядка. Ребенок получает удовольствие лишь в том случае, если восстанавливает в своем сознании нарушенные перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Перевертыши обостряют чувство реального. Их простейший комизм подготавливает детей и к усвоению более сложных форм юмора.
Дразнилки, относящиеся к потешному фольклору, являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние, очень точно, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений. В каждой дразнилке - заряд исключительной эмоциональной силы.
По ритму и динамизму частушки напоминают многие народные детские песенки. Они служат детям прибаутками, приговорками, считалками и даже перевертышами. В фольклоре много частушек- «нескладух» которые, подобно перевертышам, забавляют слушателей тем, что приписывают людям несвойственные им поступки и действия:
Сшила платье из капусты:
Огурцом отделала,
Рассердилась -- платье съела,
Что же я наделала?
В детских частушках, остроумных и мелодичных, особенно популярны темы жизни ребенка, его взаимоотношений со взрослыми, образы животных, птиц и растений.
Говоря о произведениях художественной литературы с точки зрения воспитания юмора, неоценимо творчество таких писателей и поэтов, как К.И.Чуковского, Б. Заходера, Н.Н. Носова, Г.Остера, Э.Успенского, Ю.Мориц, Тима Собакина.
Заходер увлеченно обновляет старые сюжеты, ищет новый смысл стершихся выражений, возвращает словам забытые значения. Избитую тему о зазнайстве поэт превращает в злободневную и острособытийную комедию, где действующие лица - буквы алфавита, проучившие самонадеянную букву «Я»
Говоря о мастерстве детских писателей, Б.Бегак в своей книге «Дети смеются» справедливо отмечал: «От маленького и просто смешного они шли к большому разговору с юными гражданами страны о законах жизни». У больших детских писателей и поэтов грустное, лирическое, героическое, смешное часто стоят рядом, как стоят они рядом и причудливо переплетаются в жизни ребенка. Яркие, необычные сравнения, красочные определения — это важные выразительные средства художественной литературы. Слушая сказки и особенно стихи, ребенок должен научиться воспринимать не только сюжет, но и красоту языка.
Рекомендуя произведения художественной литературы с точки зрения воспитания юмора, хотелось бы предложить творчество таких писателей и поэтов, как К.И.Чуковского, Б. Заходера, Н.Н. Носова, Г.Остера, Э.Успенского, Ю.Мориц, Тима Собакина. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования” От рождения до школы” широко представлены произведения Николая Носова, которые дети слушают и читают с большим интересом и удовольствием.
Яркий юмористический талант Н.Н.Носова, сочетающийся с большей долей лиризма, раскрывается уже в первых рассказах: сборники «Тук-тук-тук» (1946), «Ступеньки» (1946), «Весёлые рассказы» (1947). Для детских рассказов характерны остросюжетность, динамичность, насыщенность комическими ситуациями. Для дошкольников предназначен сборник рассказов «Веселые истории». В него вошли такие рассказы: «Автомобиль», «Метро», «Замазка», «Саша», «Шурик у дедушки», «Леденец», «Карасик», «Прятки», «Бабушка Дина», «Живая шляпа», «Огородники».
Можно развивать чувство юмора под средством произведений изобразительного искусства: народной игрушке, графике, скульптуре малых форм, живописи. Учить замечать в рисунке, картине, скульптуре смешное и уметь рассказать об этом, выделяя средства выразительности (особенности одежды, использование необычных предметов - сковорода на голове, необычность позы, движения, мимика лица и пр.). В рисунках А. Елисеева к пословицам много выдумки и глубины смысла. В каждом рисунке непременно увидишь какую-нибудь придумку: смешной петух с перевязанным горлом, бедняга так долго кукарекал, будил ленивого засоню, что даже охрип. Рассматривая рисунок за рисунком, начинаешь понимать, что за смешками да шуточками кроется что- то серьезное.
Можно использовать музыку, подобрав для прослушивания музыкальные произведения. Шутка в музыке может быть разной: добродушной, безобидной, задиристой, лихой, ехидной, насмешливой, может быть и злой.
Вот некоторые примеры:
Автор        Название  Характер музыки
БахИ.С.     Шутка       Веселый, шутливый, музыка легкая, изящная, добродушная, Музыка шутит и радуется
Брамс И.   Петрушка Образ веселого Петрушки.
Дворжак А.        Юмореска Музыка добродушная, мягкая, изящная, шутливая. Мелодия легко порхает, игривая, грациозная
Кабалевский Д. Клоуны     Шутливый, озорной, бойкий, забавный. Первая и третья части -веселый клоун, вторая часть - клоун делает попытки добиться успеха, но ничего не получается
Кабалевский Д. Лентяй      Барсук спит в норе прохладной, звучит ироническая насмешка
Кабалевский Д. Сл. Викторова   Артистка  Песня
Римский-Корсаков Н. Танец скоморохов      Танец
Чайковский П.И.        Юмореска, Баба-яга  Музыка насмешливая, колкая
Чайковский П.И.        Скерцо (шутка) Музыка злая, мчащаяся, колючая, острая, фантастическая
Чайковский П.И.        Камаринская     Музыка веселая, плясовая.
Шостакович Д.  Вальс-шутка     Характер веселый, радостный, нежный. Звучит взволнованно, стремительно
Щедрин Р. Юмореска Музыка осторожная, вкрадчивая, словно затевается озорство
Герчик В.
сл.     Два дружка петушка  Песня
Живцов А. Лягушка и щенок       Песня
Качурбина Мишка с куклой         Песня
Филипенко А.    Два барашка     Песня
 
В общем, если мы хотим вырастить мыслящих людей, а не заторможенных исполнителей чужих распоряжений, то мы никак не должны лишать детей такого «витамина роста», как игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной, веселые картинки и жизнерадостная музыка.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»