Роль родителей в воспитании детей
Шулёва Надежда Борисовна,
воспитатель ГБДОУ № 71 Санкт-Петербурга
Столяренко Л.Д., определяет семью как социально – педагогическую группу людей, которые предназначены для оптимального удовлетворения потребностей для самосохранения (продолжения рода) и самоутверждения (самоуважения) всех ее членов.воспитатель ГБДОУ № 71 Санкт-Петербурга
Семья – не однородная по своему составу, а дифференцированная социальная группа, в которой могут быть представлены разные возрастные, физиологические и профессиональные «подсистемы». Все это способствует к наиболее широкой реализации ребенком своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. Молодая семья, став родителями расширяет свои круги интересов, обогащая свои внутренние семейные связи. Родительское воспитание возвращает их к давно пройденным этапам своей жизни.
Семейное воспитание зависит и от строения семьи, которая представляет единство постоянных взаимосвязей между ее членами. Семья для ребенка это содержание основных понятий, принципов, правил, это государство в миниатюре. Личность ребенка формируется с первых дней его жизни, под влиянием среды семьи. Дети в семейном воспитании включаются во все жизненно важные формы деятельности.
Родители, как два предприятия совместно прилагают усилия для создания общего целого.
Отношения в семье строятся на четырёх основных подвидах отношений: психофизиологических, социальных, психологических и культурных.
Психофизиологические отношения биологического родства и половые отношения. Личностный характер отношений проявляется внутри кровного чувства любви родителей к детям и детей к своим родителям.
Социальные представляют определенный социальный статус. Общественные отношения распределяют роль, статусных отношений в семье, материальную независимость семьи.
Психологические – это прежде всего психологическая защита, эмоциональная поддержка, психологическая терапия, воспитывается чувство собственного достоинства, ценности собственного «я». Ощущая родительскую заботу, ласку, семейное тепло, ребенок эмоционально более устойчив.
Эмоциональное безразличие родителей не может в равной мере удовлетворять потребности ребенка в общении. Нарушение потребности в эмоциональной сфере, может привести к нарушению базовых потребностей ребенка.
Культурно-нравственная сторона семейных взаимоотношений может сформировать ту основу, на которой закладываются главные принципы семейного воспитания ребенка. Это, прежде всего принципы гуманности и милосердия, оптимистичность, открытость и доверительность.
А.С. Макаренко уделял большое внимание на роли родительского примера в воспитании детей «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома».
Наряду с положительными характеристиками родительского воспитания, так же могут быть и распространенные в воспитательном процессе негативные факторы семейного воспитания.
- безграмотность родителей в психолого-педагогическом отношении (причинение физических наказаний, применение нравственных страданий) циничность, двойственность, в приемах средств воспитания, беспринципность, отсутствие целенаправленности в воспитании;
- противоправное поведение родителей;
- проявление родительского фанатизма;
- аморальное и безнравственное поведение родителей;
- негативный разрушающий психологический климат в семье;
- неадекватное воздействие факторов материального порядка;
- бездуховность родителей и отсутствие духовного развития ребёнка;
- безнаказанность и всепрощенчество в методах и приемах воспитания ребенка.
Конфликтные условия воспитания в семье нередко приводят к негативным деформациям развития личности ребенка. Зачастую родители думают, о своем ребенке, как о своей собственности, своем достоянии с которым они могут делать, что и как угодно, порой обращаясь с ним как с вещью.
В условиях гармоничного семейного воспитания родители привязаны теплой эмоциональной поддержкой с ребенком и друг к другу. Их семейные роли не отягощены конкуренцией, они стараются дополнить друг друга, не игнорируют свои обязанности. Предпочтительные взаимоотношения одного члена семьи с другим не занижают положения других членов семьи.
Целью воспитания является мысленное представление о том, каким в конечном итоге должен стать человек, которого хотят воспитать. Эта цель должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности, выражать требования общества к человеку.
Применительно к детям дошкольного возраста цель воспитания формулируется как разностороннее развитие и воспитание ребенка в духе гармонии трех начал:
-физическое развитие и воспитание ребенка, формирование у него первоначальных основ здорового образа жизни;
-духовное, личностное развитие и воспитание ребенка;
-интеллектуально-познавательное развитие и воспитание. Основными задачами физического воспитания являются:
-создание условий для эмоционально радостного проживания ребенка, комфортного состояния; формирование желания быть здоровым, сильным, красивым;
Воспитание в детском саду направлено, в первую очередь, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошкольников общение со сверстниками — является необходимым элементом гармоничного развития. Многие родители боятся процесса адаптации ребенка в детском саду. Однако грамотное поведение педагогов дает возможность сгладить этот процесс и провести его наиболее безболезненно, в отличие от трудностей, которые ждут домашних детей в школьном коллективе.
Также целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. И здесь главная задача воспитателя состоит в том, чтобы предложить детям самые разнообразные занятия. Это может быть музыка, аппликация, конструирование, рисование, физкультура.