Методики экспресс-диагностирования
детей по пяти областям развития
Аскендерова Айна Сейидалиевна
Диагностика в детском саду проводиться с детьми, начиная с младшей группы. Она помогает выявлять способности у ребенка, навыки, его личностные качества, самосознание, самооценку, уровень развития и остальные "непознанные стороны" вашего малыша.
В ходе диагностики выявляют индивидуальные особенности каждого ребенка и прорабатывают дальнейшие действия по воспитанию, направленности развития.
Важно взаимодействие педагога и родителя на этом этапе, нужно составить план действий, выполнение которых, в совокупности, принесет пользу для ребенка. В ходе диагностики родителям, возможно, придется пересмотреть методы развития и воспитания собственного ребенка — если у него выявятся личностные проблемы или отклонения в развитии, то нужно начинать планомерную и правильную работу по устранению этих проблем.
Диагностика в детском саду направлена на разные сферы развития ребенка:
-Психофизиологическая сфера (исследуемые функции: тонкая моторика, асимметрия, особенности нервной системы).
-Познавательная сфера (исследуемые функции: память, внимание, воображение, восприятие).
-Интеллектуальная сфера (мышление).
-Эмоциональное состояние.
-Личностная сфера (самооценка).
-Коммуникативная сфера (взаимоотношения в семье, в группе и прочее).
Методика
«Изучение художественно - эстетического развития детей 3-4 лет»
Цель:
(ИЗО) Развитие умений пользоваться карандашом или иным средством изображения; создавать образ разными способами: мазками, пятнами, штрихами, линиями.
(Лепка) Приобщение детей к лепке из глины, теста, пластилина с целью создания образа разными способами: отщипывания, отрывания, сплющивания, вытягивания, раскатывания комка между ладонями и на плоскости прямыми и круговыми движениями.
(Аппликация) Приобщение к созданию в аппликации ярких образов из готовых элементов.
Материалы: карандаши, краски, фломастеры и др.; пластилин, глина, тесто, доска для лепки; готовые формы для аппликации, клей, клеенка, салфетка, кисточка.
Проведение исследования
Серия 1. Взрослый предлагает ребёнку нарисовать неваляшку показывая на другом листе бумаги как это делать.
Серия 2. Ребенку предлагается слепить угощение для куклы и положить его на тарелочку: конфету - круговыми движениями, баранку - раскатав столбик и соединив его концы, тарелку - сплющив комок между ладонями, пирожное - сплющенную форму украсить шариками или столбиками.
Серия 3. Ребёнку предлагается украсить салфеточку по образцу, раскладывают формы на листе бумаги, берут деталь, намазывают клеем на клеенке, аккуратно кладут на прежнее место, прижимают салфеткой. Педагог отслеживает аккуратность при наклеивании, правильно ли назван цвет.
Оценка результатов: анализируют как ребёнок выполнил задания:
с заданием справился очень хорошо; изображение дополнено декоративными деталями, работа выполнена точно, передал образ, формообразующие движения освоены недостаточно; недостаточно развито умение, пользоваться изобразительными материалами;
ребенок самостоятельно справляется с заданием, создает выразительные образы разными способами, ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ребенок не справляется с заданием, отказывается от выполнения задания;
путают последовательность действий, аппликацию выполняют не аккуратно, используя готовые формы, последовательно выполняю действия, выполняет аппликацию самостоятельно и аккуратно, проявляет творчество.
Методика
«Изучение социально - коммуникативных умений детей 3-4 лет»
Цель: изучение коммуникативных умений ребенка, выявление умения детей приходить к общему решению для достижения результата деятельности.
Материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Участники: дети 3 - 4 года.
Проведение исследования:
Серия 1. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
Серия 2. Детям предлагают сделать тоже, но, дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно!
Оценка результатов: анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии:
умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования;
умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии);
делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей: умение договориться; самоконтроль в деятельности и общении; отношение к результату (единство цели); взаимопомощь рациональность использование средств в совместной деятельности.
Методика
«Изучение речевого развития детей 3-4 лет»
Цель: проверка понимания ребенком обращенной к нему речи, проверка уровня развития активной речи.
Материл: игрушки — машинка, матрешка, мишка, зайчик, коробка,
сюжетные картинки с изображением действий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цветы, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девочка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыгает со скакалкой.
Участники: дети 3 - 4 года.
Проведение исследования:
Серия 1. Перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку». Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.
Серия 2. Перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?» Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
Серия 3. Ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку и поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку». Проверяется понимание простых предлогов типа на, под, в, за.
Серия 4. Взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косолапый»). Выясняется уровень развития связной речи. Если ребенок затрудняется, то педагог начинает читать стихотворение первым.
Серия 5. Ребенку предлагают рассмотреть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Если ребенок не справляется с заданием, то задаются вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?» Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.
Оценка результатов: анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии:
выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции;
выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией;
выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией. высказывания ребенка — звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь;
умения ребенка отвечать на вопрос словом, фразой, грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги, формирование связной речи у ребенка и грамматического строя языка.
Методика
«Изучение познавательного развития детей 3-4 лет»
Цель: выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умение произвести по подражанию несколько последователь¬ных игровых действий; проверка уровня развития практической ориентировки на форму, т. е. умения пользоваться методом проб при выполнении практических задач, проверка уровня развития ориен-тировки на величину.
Материл: кукла, детская коляска, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежно¬стями, буфет с набором посуды), строительный набор, ма¬шинка, мячик деревянная (или пластмассовая) коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямо¬угольной, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») с десятью объемными геометрическими фигура¬ми, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей ( ), четырехсоставная матрешка.
Участники: дети 3 - 4 года.
Проведение исследования:
Серия 1. Взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Ес¬ли ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покор¬мить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик, если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затем сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В даль¬нейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е. взрослый включает ребенка в совместную игру.
Серия 2. Взрослый берет одну из фи¬гур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем пред¬лагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не мо-жет найти нужную прорезь, а пытается силой заталкивать фигуру, то следует провести обучение. Взрослый берет одну из форм и медленно по¬казывает действия, прикладывая фигуру к разным отвер¬стиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку дру¬гую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно. Задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, т. е. умения пользоваться методом проб при выполнении практических задач.
Серия 2. Задание направлено на проверку уровня развития ориен-тировки на величину, взрослый показывает ребен¬ку матрешку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать ее. После рассмотрения всех матрешек ребенка просят собрать их все в одну: «Собери все матрешки, что-бы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение, воспитатель показывает ребенку, как складыва¬ется сначала двусоставная, а затем трехсоставная и четы¬рехсоставная матрешки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка результатов: анализируют как ребёнок выполнил задания:
проявление интереса к иг¬рушкам; наличие интереса к одной игрушке; характер действий с ними — адекватные или неадекватные, специ¬фические или неспецифические манипуляции, предметно-игровые действия, процессуальная или сюжетная игра, выполнение игровых действий по подражанию. (Всего на игру отводится 10—15 мин.);
принятие и понимание за¬дания; способы выполнения — хаотичные действия или целенаправленные пробы; обучаемость; отношение к ре¬зультату своей деятельности;
принятие и понимание за¬дания; способы выполнения; обучаемость; отношение к ре¬зультату своей деятельности.
Методика
«Изучение физического развития детей 3-4 лет»
Цель: выявление уровня физического развития:
• скороспно-силовые качества: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, метание легкого мяча на дальность;
• гибкости: наклон туловища вперед на скамейке;
• ловкость: прыжки с места.
Материл: спортивный инвентарь: мячи, мягкие мячи, обручи, кегли и т.д.
Серия 1. Бросок набивного мяча двумя руками из – за головы из исходного положения стоя.
Испытание проводится на ровной площадке длинной не менее 10 м. ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из – за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Серия 2. Прыжок в длину с места
Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время, а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1x2 метра). При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале, для этого может быть использована физкультурная дорожка.
Ребенку предлагают, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние и приземляться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см.). Делаются 3 попытки. Засчитывается лучшая из попыток.
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Серия 3. Метание мягкого мяча на дальность
Обследование дальности метания проводится на асфальтовой дорожке или физкультурной площадке . коридор для метания должен быть шириной не менее 3 метров и длиной 15 – 20 метров. Дорожка предварительно размечается мелом поперечными линиями через каждый метр и пронумеровывается цифрами расстояние. Линия отталкивания шириной 40 см заштриховывается мелом. По команде, ребенок подходит к линии отталкивания, из И.п. стоя производит бросок мячом (200 гр.), одной рукой из – за головы , одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага. При броске нельзя изменять положение ступней. Засчитывается лучший результат из трех попыток.
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Серия 4. Наклон туловища вперед.
Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Бальная оценка:
3 балла (высокий уровень) –Ребенок проявляет инициативу во взаимодействии, умеет договориться со сверстником в ходе рисования, использует при этом компромисс, уговаривание, убеждение. Если замечает у другого отступления от первоначального замысла, спокойно объясняет, что он не так рисует, осуществляет взаимопомощь по ходу рисования. Рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. Работают с увлечением, задание им нравится, дети веселые;
2 балла (средний уровень) – ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью во взаимодействии, не всегда умеет договориться с другим дошкольником в ходе рисования, использует вербальные и невербальные средства общения, например: давление на собеседника, убеждение, может без слов показать, что неправильно рисует его партнер. Не всегда осуществляет взаимопомощь по ходу рисования. На рисунке - частичное сходство по отдельным признакам (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия. Дети общаются между собой только при острой необходимости, выражают полное равнодушие к деятельности.
1 балл (низкий уровень) – ребенок не вступает во взаимодействие, не проявляет активности. В диалог с партнером старается не вступать. Рисует самостоятельно. Безразлично относится к конечному результату рисования. В узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем. Дети ругаются, злятся, нервничают, спорят, обижаются друг на друга.
Источники:
1. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду»
2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с. (С. 196.)
3. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. «Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста». – С.П., 2003
4. Поляков С.Д., Хрущев С.В. «Мониторинг и коррекция дошкольников» Методическое пособие. – М., 2006
5.Степаненкова Э.Я. «Теория и методика воспитания и развития». – М., 2005
6. Соломенникова О.А., Комарова Т.С. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу». – М – 2007