Создание развивающей предметно-пространственной среды в кабинете логопеда
Иванова Ирина Анатольевна
Предметно-пространственная игровая среда логопедического кабинета организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. Созданы зоны в соответствии с пятью областями развития: социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического развития и физического развития.Развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно насыщенна и соответствовать возрастным возможностям детей группы. Предметно- пространственная развивающая среда начинается уже с приёмной, где мы встречаем наших малышей. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики, украшенные наклейками со сказочными персонажами и надписями имен детей. Оформлена стена в сказочном образе, отражающая условное название группы «Цветочек», содержащее фотографии каждого ребёнка. В приёмной нашли своё место информационные уголки для родителей, а так же стена экспозиция для поделок рисунков ребят. Для того чтобы каждый ребёнок смог найти себе дело по душе, созданы условия для разных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой и познавательно-исследовательской).
Речевое развитие: Речь - одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Для этого в группе создана зона речевого развития: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книжный угол с соответствующей возрасту литературой. Полноценное развитие речи невозможно без развития отдельных её компонентов. Наряду с этим мной активно проработана зона речевого развития, привнесла игры и пособия на развитие речевого дыхания, силы, направленности воздушной струи: «загони мяч в ворота», «подуй на травку», «сдуй снежинку», «одуванчик» и др. Известно, что развитие речи тесно связанно с развитием мелкой моторики. В связи с этим мной собрана коллекция игр для развития мелкой моторики. Проработаны и выполнены пособия на развитие фонематического слуха: шумелки, коробочки с различным шумовым эффектом. У детей четвёртого года жизни слабо развиты мышцы речевого аппарата, вследствие чего наблюдаются искажения звукопроизношения. Для профилактики нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста я подобрала картотеку артикуляционной гимнастики.
Физическое развитие: Прежде всего направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья, формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие здоровья через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации) накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями), формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Познавательное развитие: Направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира. Для реализации задач познавательного развития созданы зоны:
Зона дидактических игр: Собраны материалы для развития познавательной деятельности. Материалы по сенсорике и математике. Материалы для развития мелкой моторики. Проработала и выполнила игры: «Накорми питомца», «Весёлые фломастеры», «Укрась бабочку» Авторская игра: «Весёлый паровозик», выполнена из различных видов тканей и направлена на приобретение воспитанниками практического опыта в области застёгивания пуговиц, молний, крючков, кнопок, шнуровки и завязывании узлов. Собрала коллекцию образцов ткани, бумаги.
В мире природы: Для реализации задач поставленных в работе по познавательной активности в направлении экспериментирования я оснащение данной зоны мокрым и сухим песком, камешками, ракушки, шишки и т.д. А также материалом для трудовой деятельности в природе: тряпочки, лейки пульверизатор, грабельки, палочки для рыхления земли. Кроме этого мной собрана подборка иллюстраций о комнатных растениях, сюжетные картинки об сезонных изменениях в природе, литература и игры природоведческого содержания.
Зона конструирования: Оснащёна различными материалами для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей, строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; кроме традиционного материала для строительных игр есть и нестандартный - это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек (они легкие, устойчивые, имеют различную форму). Для реализации задач развития дошкольников в данном направлении мной собрана коллекция маленьких игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания построек. А также создала альбом с образцами построек, альбомы архитектурных сооружений.
Художественно –эстетическое развитие должно формировать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и жизни, удовлетворять потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка,аппликация), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. Для реализации которых в группе создана Зона художественно-эстетического развития: оснащена мольбертом ; набором цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.
Зона «встреча с книгой»: Оснащён стеллажами для книг, стол и стульчики. Мной собраны книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; коллекция альбомов для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.
Социально-коммуникативное развитие: Для социального развития детей я создаю условия для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: В группе направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решения следующих задач: развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Подвижные, словесные, театрализованные, дидактические, строительные и сюжетно-ролевые.
Зона-театр «В мире сказок»: Для оснащения данной зоны, я собрала несколько видов театра: настольный, теневой, пальчиковый, плоскостной, бибабо, театр - драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, небольшая ширма и наборы кукол. Для реализации плоскостного театра мной оформленфланелеграф в виде театральной сцены. Собрана коллекция объёмных, резиновых игрушек. Для реализации работы с объёмным театром мной спроектирован и выполнен теремок из фанер. Для приобщения к театрализованным играм подобрала иллюстрации, книги, дидактические игры, картотеку стихов, песенок, потешек, пестушек.
Кроме представленных тематических зон имеется аудиотехника и фонотека, которая позволяет использовать музыкальное сопровождение при проведении занятий.
Всё пространство предметно – пространственной среды кабинета безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Представленный материал внешне привлекателен, чист, разнообразных цветов и оттенков, правильных и нестандартных оригинальных форм. Мебель, столы, стулья – с закруглёнными углами. Все предметы убранства и оборудования гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены.
Пространство трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Игры, пособия полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей. Например: подборка природного материала может использоваться, как в области познания, так и в развитии мелкой моторики.
Игровой материал я периодически меняю, обновляю новыми предметами, стимулирующими игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активности детей. Мной проводится регулярная смена наглядных плакатов, оснащение пополнение театрализованного уголка новыми сказочными персонажами и атрибутами, пополнение библиотеки в соответствии с тематическим планированием и интересами детей. Таким образом, развивающая среда является вариативной.
Организация предметно развивающей среды построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников среда обеспечена, как общим, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек.
Все игры и пособия доступны всем детям. Обеспечена доступная среда во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность. Все пособия и игры находятся на уровне глаз ребёнка, а так же в непосредственной близости и доступности.
В дальнейших планах ставлю своей задачей:
-Вести целенаправленную работу по содержательной части развивающей предметно-пространственной среды, а именно: вариативности, трансформируемости, полифункциональности
-Осуществлять дифферинцированный подход к детям с целью улучшения реализации образовательной программы.
-С целью самообразования постоянно знакомлюсь с передовым опытом коллег, научно-познавательной и методической литературой.