Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ребенок не хочет учиться читать: что делать?

Ванеева Ольга Анатольевна

Умение читать – одно из базовых в становлении личности. Это ключ к саморазвитию. И к тому, что ребенок не хочет учиться читать, нужно подходить, понимая важность и сложность учения.
Процесс научения всегда легок и труден одновременно: все зависит от отношения к ситуации, как учили нас мудрые. Если родитель заставляет ребенка садиться за уроки, значит, для него и для его ребенка учение является сложной ситуацией, которую породили, скорее всего, внутренние проблемы родителя. Не умея справиться с этими внутренними проблемами, родитель транслирует их на ребенка. И вероятно, что у последнего процесс научения также будет осложняться. Великий физик Альберт Эйнштейн на вопрос о том, почему у него нет учеников, ответил: «Научить нельзя, можно только научиться». Родители, заметив, что ребенок не хочет учиться читать, поступят разумно, если своими наблюдениями не будут делиться с ребенком или задавать ему вопросы типа: «Ну почему ты не хочешь учиться читать?!», а также не будут обсуждать этот вопрос с другими людьми, тем более в присутствии все того же ребенка. Как известно, дыма без огня не бывает. Так и с желанием ребенка научиться читать: не хочет – значит, есть для этого свой «огонь», то есть причина. Родителей это тоже касается: раз ребенок не хочет учиться читать – значит, они, родители, что-то сделали не так. В каждой новой ситуации это «что-то» – свое, уникальное. Одним словом, не были созданы предпосылки, сформированы мотивы, созданы условия для того, чтобы ребенок научился читать. В этом случае действуют те же законы, что и в других подобных: то ли ребенок учится, то ли мы сами. Ведь процесс научения, во-первых двусторонний, а во-вторых, встречается в жизни каждому.
Что же делать в ситуации, когда ребенок не хочет учиться читать?
Как говорил все тот же А. Энштейн, проблему нельзя решить, оставаясь на уровне ее создания. Решать проблему нужно, поднявшись над ней, встав на более высокий уровень. Что же это значит для нашей ситуации?
Первое, что нужно сделать родителю, если он пытается быть эффективным, – принять данность: ребенок не хочет учиться читать.
Второе: осознать, что ребенок живет в тех рамках и в той семейной ситуации, которую создали, прежде всего, сами родители. Поэтому обвинять ребенка в нежелании учиться читать, упрекать, вышучивать, высмеивать его за это, да еще при в присутствии кого бы то ни было, – значит ухудшать положение вещей, углубляя внутренние и межличностные конфликты ребенка и свои собственные и программируя его на неприятие такого полезного умения, как чтение.
Третье: осознав свою ответственность за создание подобной ситуации, предпринять шаги для решения проблемы. Такими шагами могут быть следующие.
Спросите себя, знаете ли вы, насколько подготовлен ребенок к обучению чтению?
Владеете ли вы необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, кроме родительского честолюбия и требовательности?
Научить ребенка читать можно при выполнении таких правил:
Создать положительный эмоциональный климат в отношениях с ребенком: проявлять уважение к ребенку; оказывать ему поддержку при трудностях; исключить любую критику личности, даже в виде шуток; не сравнивать ребенка ни с кем другим; поддерживать все здоровые начинания ребенка; просить его, а не требовать от него; объяснять свои действия; создавать условия для проявления ребенком самостоятельности, трудолюбия, пытливости, творчества и других нравственных качеств.
Учить, играя, и самому становиться «умным ребенком»: фантазировать, быть веселым, добрым, любознательным, – таким, каким хотите видеть своего ребенка. Вместо «Давай заниматься!» говорить «Давай поиграем!» и предлагать игровые ситуации: узнавание звуков в слове на слух, подбор слов для определения предмета, для названия противоположных качеств предмета, чтение стихов, разгадывание загадок, проговаривание чистоговорок или скороговорок, узнавание букв на вывесках, на изображениях, «делание» букв – из теста, из шнурка или ленточки, с помощью пальцев, из палочек, спичек. Играть можно везде: в транспорте, в очереди, на прогулке, дома, по дороге, – и всегда можно использовать для игр окружающие предметы и явления. Главное, чтобы такие занятия были непродолжительными, разнообразными. Они создают у ребенка интерес к общению с родителем, интерес к деятельности, исподволь приобщая ребенка к слову, к творчеству и – к успеху (ведь каждая игра будет заканчиваться успешно, «на мажорной ноте», похвалой, улыбкой, объятиями, хорошим настроением).
Исходя из того, что над решением подобных вопросов задумываются родители определенного уровня развития, наблюдательные, ищущие и рассудительные, для улучшения ситуации с обучением ребенка чтению они смогут с учетом особенностей своего малыша найти к нему «ключик», а материал статьи в этом поможет.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»