Формирование здоровьесозидающей среды
в условиях учреждения дошкольного образования
Мусакова Светлана Борисовна,
старший воспитатель ГБДОУ
детский сад №154 общеразвивающего вида
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Именно в детстве формируется красота тела и души будущего взрослого человека. Воспитывать детей физически совершенными - значит, добиваться, чтобы они были здоровыми и закалёнными. К каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, гибкость в применении различных средств и методов воспитания.
Внедрение ФГОС ДО позволяет обеспечить комплексную защиту здоровья дошкольников от некоторых негативных факторов. Новые стандарты определяют четкую структуру основной образовательной программы, определяют содержание и организацию образовательного процесса. Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из приоритетных направлений образовательной программы, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания, направленный на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Физическое развитие и здоровье детей - первостепенная задача нашего детского сада, над решением которой в тесном сотрудничестве работают все педагоги. Ключевым моментом работы коллектива является гибкое сочетание двигательной и умственной нагрузки, обеспечивающее комфортное пребывание ребёнка в детском саду. Осуществление образовательного процесса, нацеленного на физическое развитие и оздоровление детей, протекает в форме приобщения детей к физической культуре, как к фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Опираясь на требования ФГОС ДО, современную нормативно – правовую базу, научно – методические разработки, передовые оздоровительные технологии, коллектив разработал проект «Здоровый дошкольник», включающийосновные линии оздоровительно-развивающей работы:приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы;систему работы с родителями по здоровьесозиданию.
В структуру здоровьесозидающей среды ГБДОУ входят следующие компоненты:
инфраструктура детского сада (спортивные и музыкальные залы,
оборудованные участки на улице);
здоровьесберегающая предметно – пространственная среда в группах;
образовательно – методическая среда;
здоровьесозидающее пространство для родителей.
Физкультурный зал ГБДОУ оснащен необходимым оборудованием для оздоровления детей, развития основных видов движений, формирования представлений о некоторых видах спорта. Наличие современного оборудования не только прививает детям привычку к здоровому образу жизни, но и формирует понятие о культуре здоровья человека, его ценности.
Собственная изолированная территория с оборудованными площадками для игр и спортивных занятий, позволяет проводить разнообразные сезонные развлечения. Такие мероприятия отличаются особым настроением и теплом. Основная задача – сформировать потребность, вызвать желание участвовать в совместной физкультурно-досуговой деятельности. Надо отметить, что, созданная благоприятная окружающая среда способствует достижению высоких спортивных результатов.
Здоровьесберегающая предметно – пространственная среда каждой группы оборудована таким образом, что для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности, формирования у них культуры здоровья. Разработаны перспективные планы оздоровительной работы, структура внедрения здоровьесозидающих методик и технологий. Сюда вошли технологии сохранения и стимулирования здоровья (различные виды гимнастик), технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж, игровые тренинги). Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место уделяется самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Руками педагогов изготовлены коррекционные дорожки для профилактики плоскостопия, косолапости, лузы для забрасывания мячей, мишени для метания в цель. Здоровьсозидающая деятельность образовательного процесса направлена на укрепление здоровья по снижению заболеваемости у детей.
Кроме того, одним из важнейших направлений оздоровительной и профилактической работы с детьми является профилактика нарушения осанки детей, сколиоза, плоскостопия и т.п.. В процессе непрерывной образовательной деятельности педагоги проводят работу по привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни. В структуру оздоровительных занятий по развитию двигательной активности тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями дети поют, танцуют, импровизируют.
Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Без участия самых близких людей невозможно воспитание и развитие ребёнка. Поэтому одним из направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам здоровьесозидания, включение их в процесс управления здоровьеориентированной деятельностью.В ходе работы широко использовались газеты, памятки для родителей,родительские семейные встречи, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы. Удачно проходили спортивные развлечения с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья", "Семейные старты" и т.д.. Успешно применялись интерактивные формы и методы работы с родителями по оздоровлению детей (ИКТ, презентации, индивидуальные консультирования, сайт ГБДОУ).
В ходе проделанной работы выявлено, что организация процесса сотрудничества педагогов ГБДОУ и родителей на основе использования традиционных и интерактивных форм позитивно влияет на формирование здоровьесозидающей позиции родителей и культуры здоровья дошкольников. Проводимые мероприятия позволили привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма.
В заключении хочется отметить, что осуществляя оздоровительную деятельность, педагоги проводят большую работу по созданию благоприятных условий для развития позитивных личностных качеств детей, для поддержания их эмоционально-комфортного состояния, ориентируются не только на усвоение детьми знаний и представлений, но и становлении их мотивационной сферы здорового образа жизни. Дети, изучая себя, особенности своего организма, получают и используют знания о нетрадиционных методах оздоровления психологически и физически готовиться к тому, чтобы проводить активную деятельность в формировании и сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
Литература.
1. Захарина Е.Ю., Николаева Е.И., Федорук В.И.«Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие. ФГОС» - Детство-Пресс -2014г.
Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов, преподавателей и студентов» - Мозаика-Синтез -2006г.