Консультация для родителей
Педагогическая запущенность
Добраш Елена Михайловна,
воспитатель ГБДОУ д/с №27
Калининского района Санкт-Петербурга
Особенности личности педагогически запущенного ребенка:
а) непродуктивность, затрудненность деятельности и отношений;
б) особенности поведения, выражающиеся в реакциях имитации или подражания отрицательным примерам, реакциях компенсации или замещения своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими, реакциях увлечения игрой или удовлетворением других положительных интересов и склонностей в неразумных пределах, реакциях приспособления или подчинения мнению других, реакциях ухода из-под опёки, лишения самостоятельности, наличия над личностью неблагоприятной психологической обстановки в семье;
в) доминирующее эмоциональное состояние негативного характера, дезорганизующее ребенка, делающее его педагогически трудным.
Формы педагогической запущенности:
I форма - несформированность элементов и навыков учебной деятельности.
Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития, педагогическая запущенность.
II форма - несформированность мотивации обучения, направленность на другие, необразовательные виды деятельности.
Причина: индивидуализм воспитания, гиперопека, неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (межличностные взаимоотношения, неадекватная оценка учебной деятельности и т.д.)
III форма - неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности.
Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая гиперпротекция либо доминирующая гиперпротекция) тот же тип воспитания в детском саду.
Показатели педагогической защищенности:
- нарушения в сфере отношений, в том числе к самому себе;
- нарушения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень развития познавательных процессов, низкая познавательная культура, неразвитые познавательные потребности);
- неправильное, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях.
ПРИЧИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ
I группа:
- низкий педагогический и культурный уровень родителей;
- неблагополучие в семье (конфликты, аморальность, асоциальность поведения родителей);
- отсутствие четкой организации жизни и деятельности ребенка в семье, безнадзорность ребенка в быту;
- нарушение единства требований к ребенку, их последовательности;
- неправильное отношение к ребенку (подавление личности, угрозы, физическое наказание, заласкивание, чрезмерная опека);
- незнание или невыполнение требований по подготовке ребенка к обучению, оказанию ему помощи в обучении.
II группа:
- слабое знание педагогами ребенка, условий его воспитания в семье;
- недостаточная работа по психолого-педагогической подготовке родителей;
- недостаточная дифференциация работы по подготовке к обучению;
- слабая индивидуальная работа по преодолению отклонений в поведении и нравственном развитии детей;
- преобладание методики негативного стимулирования их поведения и деятельности;
- отсутствие учета эмоционального состояния ребенка, щадящей нагрузки;
- недостаточное руководство формированием межличностных отношений в группе, игровыми отношениями детей;
- несистематическое взаимодействие семьи, детского сада в профилактике педагогической запущенности детей.
III группа:
- отставание ребенка в общем развитии (общая неразвитость, слабость представлений об окружающем мире);
- болезненность;
- нравственная невоспитанность;
- проблемы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения;
- неподготовленность к ведущему виду деятельности.