Использование продуктов проектной деятельности в образовательной среде
ГБОУ СОШ 619
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день актуален. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) . В ФГОС дошкольного образования прописаны требования к среде. В экспертном заключении по аттестации педагогов вСанкт- Петербурге пункт 1.1 звучит, как « личное участие педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды группы», в критериях эффективности работы педагогического работника Санкт- Петербурга (иначе «бонусное стимулирование») пункт 1.-создание развивающей предметно-пространственной среды группы. В этой статье представлен пример использования продуктов детской деятельности в организации развивающей предметно-пространственной среде группы в проектной деятельности. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка. Проектная деятельность для взрослого- это современная, интересная технология, позволяющая реализовать поставленные педагогические задачи, а для детей – это интересный, социально значимый метод детской деятельности.
Проект позволяет ощущать себя партнером детей в решении исследовательских задач.
Результат проектной деятельности – это продукты проектной деятельности..Некоторые их виды апробированы нами: газета, альбом, гербарий, коллекции, атрибуты к играм, макеты, сделанные руками детей.
Как правило, после презентации продукта проектной деятельности, этот продукт отдается на руки детям, их родителям или просто выкидывается. Мы задались вопросом, а как им продлить жизнь, как включить надолго в образовательный процесс? Вот, что у нас получилось:
Продуктом проекта «Осень» стали альбомы: «Овощи», «Фрукты», в которых собраны картотеки загадок, пословиц, раскрасок, детские зарисовки овощей и фруктов. Эти альбомы находятся в свободном доступе для детей, они используются в совместной деятельности взрослого с детьми, в индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности.
В совместной деятельности детей и родителей была создана дидактическая игра «Собери и назови предмет», которая позволяет классифицировать предметы, называть обобщающий признак.
В результате проектной деятельности в подготовительной группе были созданы личные гербарии, и в любое время года ребята могли любоваться осенними листьями, а теперь это пособие помогает воспитанникам младшей группы сформировать понятие «деревья».
Творческие работы детей по теме « Транспорт» легли в основу сюжетных игр
« Путешествие по Неве», « Дорога в нашем микрорайоне. Сегодня младшие дошкольники с интересом рассматривают, занимаются с атрибутами, созданными детьми подготовительной группы, а заодно со своими атрибутами- домиками, в которых живут мальчики и девочки.
В рамках этого проекта были созданы альбомы с загадками «Транспорт нашего города», ребята сделали книжки-малышки, которые любили читать друг другу.
В рамках проекта было проведено рисование « Стройка нового дома», используя эти рисунки, мы с ребятами соединили их в панораму, которая помогает создать игровую обстановку, а в процессе самой игры ребята закрепляют полученные ранее знания о профессии строитель, водитель, крановщик, о видах транспорта.
Еще в прошлом году несколько панорам ребята решили подарить детям из младшей группы. У малышей есть возможность под руководством взрослого сформировать представления о свойствах предмета (цвет, форма, величина), овладеть сюжетной игрой, познакомится с профессией строитель.
Кораблики, выполненные в технике оригами, нашли свое применение в веселой игре «Морской бой». Повеселись, а заодно потренировали дыхание.
В процессе реализации проекта «Комнатные растения» ребята совершили увлекательное путешествие в мир комнатных растений, а результатам стало создание альбомов «Мой комнатный цветок». В этих альбомах собрана информация о способах ухода за растениями, загадки о них, т.о, в нашей группе появилась картотека комнатных растений , созданная руками детей.
Ребята сделали забавный кактусник, который поселился рядом с настоящим кактусником, хотя на его создание появился запрет, а у наших ребят был особый интерес к этому цветку, что послужило основанием пойти навстречу этому интересу, а позже собрали книжку и теперь можно в любое время почитать о кактусах , и рассмотреть их.
Никакой чайник не может сравниться с самоваром да еще выполненный в стиле гжель руками маленьких мастеров. Вот и здесь труд детей не пропал даром - возникла сюжетно-ролевая игра « У самовара!» и у маленьких куколок есть свой самовар, чайник, кружки, блюдо с ватрушками, выполненные из соленого теста.
Ребята любят играть в сюжетно-ролевую игру « Путешествие в Африку», а атрибуты к ней были созданы в НОД по образовательной области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Техника оригами помогает закрепить представления детей об основных геометрических понятиях, например, геометрические тела и геометрические фигуры, теругольник, многоугольник, конус, куб, пирамида. Из творческих работ было создано панно. Хочется отметить, что те же геометрические тела могут использоваться детьми и как дом, и как Египетская пирамида.
Те же геометрические тела могут использоваться в различных образовательных областях. Например, ОО «Познавательное развитие»: кубики, пирамиды активно применяются при формировании элементарных математических представлений, где дети знакомятся с паспортом геометрических тел. Формируется навык нахождения различий между плоскими и объемными фигурами, навык умения сравнивать группы предметов по количеству, используя знаки больше, меньше, равно, считать эти предметы. Здесь же хочется отметить и интеграцию с ОО «Социально-коммуникативное развитие», поскольку дети приобретают навык умения правильно согласовывать числительные с существительными, оперировать порядковыми числительными. А можно и провести занимательное соревнование « Забрось бусинку в стаканчик», что позволяет говорить об интеграции с ОО «Физическое развитие».
Продуктом проекта «Путешествие в Антарктиду» стал макет айсберга и пингвины, которые сделаны из соленого теста. Из этих атрибутов сложилась сюжетная игра
« Пингвины на айсберге». И здесь можно говорить об интеграции таких ОО, как
« Познавательное развитие», « Социально-коммуникативное развитие».
В нашем дошкольном отделении существует преемственность со школой. Младшие школьники дарят нам сувениры, игры, вот и старшие дошкольники решили в свою очередь изготовить ряд игр для малышей.
Совместная игра детей разного возраста полезна большим и маленьким. Для детей старшего дошкольного возраста - это большая ответственность. Это игра «Собери целое», которая учит складывать из отдельных фрагментов изображения предметов, правильно называть цвета. А для детей средней группы сделали игру «Дорисуй по образцу».
Уже в этом году продукты детской деятельности младших дошкольников нашли свое применение в развивающей предметно-пространственной среде группы. Так в НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» были нарисованы осенние деревья, листья, с которыми ребята играют и занимаются в НОД по ОО « Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», что позволяет детям закрепить понятие один и много, находить много предметов и один предмет, усвоить понятия друг за другом, формировать умение правильно использовать предлоги « на» и «под», соотносить цифру с количеством. Раскрашенные детьми яблоки и груши, так же можно использовать на сравнении совокупности предметов по количеству, на умение ориентироваться в пространстве, умение выражать словами каких предметов больше, меньше. Данные задания формируют у детей познавательные , коммуникативные предпосылки к УУД.
В процессе создания аппликации «Варим щи» ребята закрепляют представления об овощах, о способах их приготовления, потом «варят щи для куклы Кати», а представленная работа, играет роль рецепта приготовления щей.
В рамках школьного проекта «Многогранная Россия» в дошкольном отделении проводилась опытно-экспериментальная деятельность по теме:
« Удивительный мир воды», « Бионика». Одним из продуктов проекта стала книга «Экспериментируем дома», «Бионика». Ребята, которые провели опыты дома, рассказали о них в своей группе, а потом мы передали книги для ознакомления в старшую группу. Еще ребята сочинили и проиллюстрировали книжку «Путешествие капельки». И, конечно же, мы не прошли мимо такого важного события для нашей страны, как Олимпиада в Сочи. На конструировании были сделаны пиктограммы видов спорта, а потом из них создали панораму « Навстречу Олимпиаде», к которой ребята неоднократно возвращаются, чтобы закрепить представления о видах спорта. Сделали и Дневник Олимпиады, где ежедневно отмечаются успехи наших команд (наклеиваются медали)и по каким видам спорта состоялись соревнования. Был у нас и свой «Журнал событий Олимпиады», который пополнялся ребятами подготовительной группы, который мы сохранили и планируем использовать в дальнейшем с детьми уже другой группы. Пиктограммы используются и по сей день
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любой продукт детской деятельности социально значим и важен для создания развивающей предметно - пространственной среды группы и может и должен использоваться, для этого многое не требуется - лишь пофантазировать!