Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование продуктов проектной деятельности в образовательной среде

Васильева Ирина Александровна 
Воспитатель дошкольного отделения

                                                                                                      ГБОУ СОШ 619

Калининского района г. Санкт- Петербург

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день  актуален. Это связано с введением  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) .  В ФГОС дошкольного образования прописаны требования к среде. В экспертном заключении по аттестации педагогов   вСанкт- Петербурге  пункт  1.1 звучит, как « личное участие педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды группы», в критериях эффективности работы педагогического работника Санкт- Петербурга (иначе «бонусное стимулирование») пункт 1.-создание развивающей предметно-пространственной среды группы. В этой статье представлен пример использования продуктов детской деятельности в  организации развивающей предметно-пространственной среде группы в проектной деятельности. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка. Проектная деятельность для взрослого- это современная, интересная технология, позволяющая реализовать поставленные педагогические задачи, а для детей – это интересный, социально значимый метод детской деятельности.
Проект позволяет ощущать себя партнером детей в решении исследовательских задач. 
 Результат  проектной деятельности – это продукты проектной деятельности..Некоторые их виды апробированы нами:  газета, альбом, гербарий,  коллекции, атрибуты к  играм, макеты, сделанные руками детей.
Как правило,  после презентации продукта проектной деятельности, этот продукт отдается на руки детям, их родителям или просто выкидывается. Мы задались вопросом, а как им продлить жизнь, как включить надолго в образовательный процесс? Вот, что у нас получилось:
Продуктом проекта «Осень» стали альбомы: «Овощи», «Фрукты», в которых собраны картотеки загадок, пословиц, раскрасок,  детские зарисовки овощей и фруктов. Эти альбомы находятся в свободном доступе для детей, они используются в совместной деятельности взрослого с детьми, в индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности.
В совместной деятельности детей и родителей  была создана дидактическая игра «Собери и назови предмет», которая позволяет классифицировать предметы, называть обобщающий признак.
В результате проектной деятельности в подготовительной группе  были созданы личные  гербарии,  и в любое время года ребята могли любоваться осенними листьями, а теперь это пособие помогает воспитанникам младшей группы сформировать понятие «деревья».
Творческие работы детей по теме « Транспорт» легли в основу сюжетных игр
 « Путешествие по Неве», « Дорога в нашем микрорайоне. Сегодня младшие дошкольники с интересом рассматривают, занимаются с атрибутами, созданными детьми подготовительной группы, а заодно со своими атрибутами- домиками, в которых живут мальчики и девочки. 
   В рамках этого проекта были созданы альбомы с загадками «Транспорт нашего города», ребята сделали книжки-малышки, которые любили читать друг другу.   
   В рамках проекта было проведено рисование « Стройка нового дома», используя эти рисунки, мы с ребятами соединили их в панораму, которая помогает создать игровую обстановку, а в процессе самой игры ребята  закрепляют  полученные ранее знания о профессии строитель, водитель, крановщик,  о видах транспорта.
    Еще в прошлом году несколько панорам ребята решили подарить детям из младшей группы.  У  малышей есть возможность  под руководством взрослого сформировать представления о свойствах предмета (цвет, форма, величина), овладеть сюжетной игрой, познакомится с профессией строитель.
Кораблики, выполненные в технике оригами, нашли свое применение  в веселой игре «Морской бой». Повеселись, а заодно потренировали дыхание.
    В процессе реализации проекта «Комнатные растения» ребята совершили увлекательное путешествие в мир комнатных растений, а результатам стало создание альбомов «Мой комнатный цветок». В этих альбомах собрана информация о способах ухода за растениями, загадки о них, т.о, в нашей группе появилась картотека комнатных растений , созданная руками детей.
Ребята сделали забавный кактусник, который поселился рядом с настоящим кактусником, хотя на его создание появился запрет, а у наших ребят был особый интерес к этому цветку, что послужило основанием пойти навстречу этому интересу,  а позже собрали книжку и  теперь можно в любое время почитать о кактусах , и рассмотреть их.
    Никакой чайник не может сравниться с самоваром да еще выполненный в стиле гжель руками маленьких мастеров. Вот и здесь труд детей не пропал даром - возникла сюжетно-ролевая игра « У самовара!»  и у маленьких куколок есть свой самовар, чайник, кружки, блюдо с ватрушками, выполненные из соленого теста.
Ребята любят играть в сюжетно-ролевую игру « Путешествие в Африку», а атрибуты к ней были созданы  в НОД  по образовательной области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Техника оригами помогает закрепить представления детей об основных геометрических понятиях, например, геометрические тела и геометрические фигуры, теругольник, многоугольник, конус, куб, пирамида. Из творческих работ было создано панно. Хочется отметить, что те же геометрические тела могут использоваться детьми и как дом, и как Египетская пирамида.
 
    Те же геометрические тела могут использоваться в различных образовательных областях.  Например, ОО «Познавательное развитие»: кубики, пирамиды активно применяются при формировании элементарных математических  представлений, где дети знакомятся с паспортом геометрических тел. Формируется навык нахождения различий между плоскими и объемными фигурами,  навык умения сравнивать группы предметов по количеству, используя знаки больше, меньше, равно, считать эти предметы. Здесь же хочется отметить и интеграцию с ОО «Социально-коммуникативное развитие», поскольку дети приобретают навык умения правильно согласовывать числительные с существительными, оперировать порядковыми числительными. А можно и провести занимательное соревнование « Забрось бусинку в стаканчик», что позволяет говорить об интеграции с ОО «Физическое развитие».
      Продуктом проекта «Путешествие в Антарктиду» стал макет айсберга и пингвины, которые сделаны из соленого теста. Из этих атрибутов сложилась сюжетная игра
 « Пингвины на айсберге». И здесь можно говорить об интеграции  таких ОО, как
 « Познавательное развитие», « Социально-коммуникативное развитие».
В нашем дошкольном отделении существует преемственность со школой. Младшие школьники дарят нам сувениры, игры, вот и старшие дошкольники решили в свою очередь изготовить ряд игр для малышей.
Совместная игра детей разного возраста полезна большим и маленьким. Для детей старшего дошкольного возраста - это  большая ответственность. Это игра «Собери целое»,  которая учит складывать из отдельных фрагментов изображения предметов,  правильно называть цвета. А для детей средней группы сделали игру «Дорисуй по образцу».
Уже в этом году продукты детской деятельности младших дошкольников нашли свое применение в развивающей предметно-пространственной среде группы. Так в НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» были нарисованы  осенние деревья, листья, с которыми ребята играют и занимаются в НОД по ОО « Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», что позволяет детям закрепить понятие один и много, находить много предметов и один предмет, усвоить понятия друг за другом, формировать умение правильно использовать предлоги « на» и «под»,  соотносить цифру с количеством. Раскрашенные детьми яблоки и груши, так же  можно использовать на сравнении совокупности предметов по количеству, на умение ориентироваться в пространстве, умение выражать словами каких предметов больше, меньше. Данные задания формируют у детей познавательные , коммуникативные  предпосылки  к УУД.
   В процессе создания аппликации «Варим щи» ребята закрепляют представления об овощах, о способах их приготовления, потом «варят щи для куклы Кати», а представленная работа, играет роль рецепта приготовления щей.
 
    В рамках школьного проекта «Многогранная Россия» в дошкольном отделении проводилась  опытно-экспериментальная деятельность по теме:
« Удивительный мир воды», « Бионика». Одним из продуктов проекта стала книга «Экспериментируем дома», «Бионика». Ребята, которые провели опыты дома, рассказали о них в своей группе, а потом мы передали книги для ознакомления в старшую группу. Еще ребята сочинили и проиллюстрировали книжку «Путешествие капельки».   И, конечно же, мы не прошли мимо такого важного события для нашей страны, как Олимпиада в Сочи. На конструировании были сделаны  пиктограммы видов спорта, а потом из них создали панораму « Навстречу Олимпиаде», к которой ребята неоднократно возвращаются, чтобы закрепить представления о видах спорта. Сделали и Дневник Олимпиады, где ежедневно отмечаются успехи наших команд (наклеиваются медали)и по каким видам спорта состоялись соревнования. Был  у нас и  свой «Журнал событий Олимпиады», который пополнялся ребятами подготовительной группы, который мы сохранили и  планируем использовать  в дальнейшем с детьми уже другой группы. Пиктограммы используются и по сей день
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любой продукт детской деятельности социально значим и важен для создания развивающей предметно - пространственной среды группы и может и должен  использоваться, для этого многое не требуется - лишь пофантазировать!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»