Как развить у дошкольника грамотное, осознанное чтение
Филичева Людмила Ивановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 50
Калининского района Санкт-Петербурга
Чтение – это удивительное средство познания мира. Открыв книгу в любую минуту, мы можем удовлетворить своё любопытство. И порой нам кажется, что нет ничего проще, чем читать. А вот в семьях, где растёт дошкольник, встаёт вопрос перед родителями научить ребенка читать. Ведь ребёнок, поступающий в первый класс, должен быть читающим. А этот процесс трудоёмкий и сложный. воспитатель ГБДОУ детский сад № 50
Калининского района Санкт-Петербурга
Есть дети легко обучаемые, то родители справляются с этой работой без проблем. Другие родители сталкиваются с большими трудностями. Это вынуждает их искать нужную информацию в интернете или на книжных полках. Кто хочет помочь своему ребёнку научиться читать – надо найти нужное, методически правильное пособие из множества предлагаемых. Наш материал не пособие, а просто обобщенные общеизвестные правила – подсказка.
Заниматься с ребёнком примерно 10-15 минут в день. В этом возрасте внимание очень неустойчиво, быстро утомляются. Большинство детей выражают упорное нежелание читать, отдавая предпочтение гаджетам. Учитывая это обстоятельство, к занятиям надо приступать в мягкой форме, без принуждения, достигая согласия ребенка, учитывая его желания, но при этом проявляя и некоторую настойчивость. Родители должны помнить, что занятия должны быть короткие по времени и небольшие по объёму. Через какое-то время ребенок позитивно воспримет этот процесс чтения. Настройте себя и ребёнка на ежедневные занятия (кроме выходных), сделайте их обязательным пунктом режима дня.
Запомните, у каждого ребёнка свой темп усвоения знаний. Следовательно, переходить к следующему занятию следует только тогда, когда слоги и слова предыдущего занятия ребёнок читает без ошибок и в хорошем темпе. На протяжении всех занятий это самое важное правило. Это тот фундамент, на котором в последствии легко вырабатывается беглое чтение. Эти занятия и успехи очень сближают взрослых и детей. Также опыт показывает, что любовь к ребёнку, терпение и регулярные занятия обязательно приводят к тому, что ребенок проявляет интерес к чтению.
Когда ребёнок начинает уверенно читать в слух отдельные слова или даже небольшой текст из своих первых книжек, только тогда нужно переходить на следующую ступень, развивать грамотное, осознанное чтение. Для этого надо понять, что значит «грамотное» чтение?
Развить технические навыки сначала, а затем осознанное восприятие текста. Эти понятия взаимосвязаны т. к. осознанность чтения страдает при недостатке техники. Следует понимать, что осознанное чтение не развивается сразу. Этот навык формируется постепенно.
- Грамотное озвучивание слов;
- Правильно расставлять ударения;
- Соблюдать знаки препинания;( выделение их интонациями и паузой).
- Плавность чтения (переход от слогового к чтению слов целиком).
- Богатства словарного запаса;
- Подключение к чтению памяти, мышления и воображения;
Упражнения на формирование грамотного чтения.
«Шиворот на выворот»
Можно отойти от стереотипного прочтения, если попробовать в другом направлении читать - справа налево. Начните с прочтения слов: МОД—ДОМ, КОРУ—УРОК, АЗОК—КОЗА, ЧЯМ—МЯЧ, РАШ—ШАР, ТОК—КОТ, АСОК—КОСА, АЛОКШ—ШКОЛА.
Попросить ребенка прочитать несколько предложений, в котором первое слово стоит справа, второе левее от него.
День летний жаркий был (Был летний жаркий день)
А теперь надо прочитать текст, в котором всё шиворот навыворот (буквы, слова, предложения).
КОНЁЛСАМ ЙИКЬНЕЛАМ ЙОНСОС ДОП АЛЕДИВУ ЯЛАВ.
ВАЛЯ УВИДЕЛА ПОД СОСНОЙ МАЛЕНЬКИЙ МАСЛЁНОК.
Текст прочитать не меньше трёх раз, затем ответить на ваши вопросы: о чем текст?
«Выборочное озвучивание»
Ребенок самостоятельно читает небольшой текст, сначала вслух, а затем про себя. Затем читать про себя, произнося вслух только подчёркнутую часть слова. Это задание поможет сформировать навык грамотного чтения детям, которые часто «глотают» окончания слов, домысливая или искажая их.
Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом.
Чтобы понимать текст, чтобы читать осознано, необходимо развивать читательскую внимательность, память мышление. Необходимо учить ребёнка правильно воспринимать отдельные слова, предложения и целые тексты.
«Составь из слогов слово»
ЗИ-НА-КОР (КОРЗИНА) РЕ-МО-ХОД (МОРЕХОД) и.т.д.
«Найди слово»
Предложить детям несколько буквенных последовательностей, в каждой из которых спряталось слово (или несколько слов) Буквы, складывающиеся в слова, надо подчеркнуть цветным карандашом.
М Р А Ш И С Н К Т А (МАШИНА)
Т О Е Р Е А М С О К (ТЕРЕМОК)
«Прочитай без пробелов»
ВАНЕЧКАУЖБОЛЬШОЙ. СКОРОЕМУВШКОЛУ.
Проблемы помогают нам понять, где заканчивается одно слово и начинается другое. Но что делать, если эти маленькие пропуски решили прогулять свою работу и сбежать от читателя? Ты справишься с этим заданием?
Подбирайте для ребёнка интересные задания, чередуйте их, варьируйте, смело вносите свои правки. Главное, чтобы такие задания приносили не только пользу, но и удовольствие. Чтобы искренне полюбить чтение, тщательно подбирайте первые тексты по интересам детей. Почувствуйте, поинтересуйтесь, что ребёнку больше нравится в окружающем его мире. Не прекращайте читать малышу вслух, едва он научится читать самостоятельно. Обязательно обсуждайте прочитанные произведения, ставьте по ним постановки театральные, придумывайте весёлые продолжения. Успеха вам.