Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми
Васильева Ирина Васильевна
Тема/проект: «Космос»Сроки: с 8 апреля 12 апреля
Участники деятельности: дети, воспитатели, родители, специалисты
Цель: Формировать элементарные знания детей о том, что такое космос
Задачи:
- показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца).
- расширять представления детей о планете Земля, о Луне, о звёздах, космонавтах;
- познакомить детей с праздником «День космонавтики» и первым космонавтом Ю.А. Гагариным;
- расширить представление о космических полетах;
Название и форма итогового мероприятия: Выставка детских работ на тему космос. Выставка поделок из нетрадиционного материала «Солнышко»
Дата проведения итогового мероприятия: 12 апреля Ответственные: воспитатели второй младшей группы, специалисты.
Итоговый продукт: Коллективная работа: стенгазета «Космическое пространство»
Содержание работы по теме
Образовательные области | Виды детской деятель-ности |
Формы работы с детьми |
Физическое развитие |
Двигательная |
Утренняя гимнастика «Белка и Стрелка» [3-стр.35] «Бодрящая гимнастика» «В космосе» [4] Дыхательные упражнения «Ах – как здесь интересно» Глазная гимнастика «ОТДЫХАЛОЧКА» Игровой самомассаж Упражнения на профилактику осанки и свода стопы: «дорожка здоровья», «Комплекс №30» [2-стр.22]. Физ. минутки Каждый день по утрам, Бабочка, волшебные пальчики Пальчиковая игра «Космос» [Приложение 1.] Основные движения «Прокати мяч в ворота», «Лови бросай», «Прыжки на скакалке», «Ходьба по скамейке с мешочком на голове», «лазание по гимн. стенке», «Попади в цель», «Прыжки в длину с места» и др. [5-] Строевые упражнения построение в круг по ориентиру, в шеренгу; повороты налево, направо, кругом, парами. [5-] Спортивные упражнения: «Летает – не летает», “По извилистой дорожке”[5-]. Простейший туризм Игра-ориентирование «Найди предмет». |
Игровая |
Подвижные игры: «Космонавты» [1 – стр.19], «Планеты стройся» » [1-стр.14] Народные (хороводные) игры «Путаница». «Кто быстрее». «Мы веселые ребята»; «Найди и промолчи»; «Беги - ловлю». «С кочки на кочку», «Найди себе пару», Игры с элементами спорта: «Футбол», «Боулинг», «Школа мяча» Игры-соревнования: «Кто быстрее?», «Парный бег», спортивная эстафета |
|
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская |
Экспериментирование «Что земля - это шар» » [1-стр.33] «Свойства солнечных лучей», Опыты: «Звезды светя постоянно» » [1-стр.26], «Почему все падает на землю» » [1-стр.65] « Затмение солнца», « Солнце и Земля». « Солнечная система». [Приложение2] Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир) «За сезонными изменениями в природе», «Наблюдения за частями суток» » [1-стр.54], «За высотой стояния солнца», Проблемные ситуации «Как поступить если», «Почему ракета не полетела», «Почему солнышко и луну не видно вместе». Моделирование (замещение, составление моделей, деятельность с использованием моделей Игра: «Живые слова» (упражнять в составлении предложений по структурной схеме) Составление модели «Как стать космонавтом». |
Конструирование |
Строительный материал: конструктор деревянный, большой конструктор, палочки Кюизинера. Схемы, постройки «из конструктора: «Строим ракету», «Домики для друзей Незнайки», «Ракета», «Солнышко» из палочек Кюизинера. Оригами: флажки, самолет. |
|
Игровая | Дидактические игры «Собери ракету из геометрических фигур», “Чего не стало» » [1-стр55], “Зведы на небе” » [1-стр.25] «Найди ошибку» [1-стр.22], «Когда это бывает» » [1-стр.56], «Какое время года» » [1-стр.57] Развивающие, настольные игры «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее?» и др. Конструктивные игры «Собери ракету из мягких модулей», «Ракета» из счетных палочек. |
|
Речевое развитие | Коммуникативная |
Беседа «Неизвестная планета» » [1-стр.8] , Эвристическая беседа «Земля – какая она?» » [1-стр.31] , «Что мы видели вечером на небе?» «Первооткрыватели космоса» » [1-стр.41], «Планеты солнечной системы» » [1-стр.12], «Земля – планета на которой мы живем» » [1-стр.58] Моделирование речевой ситуации Ситуативная беседа по картинкам (знакомить детей о космосе; поговорить о звездах планетах). Освоение компонентов устной речи: развивать умение правильно произносить звуки по подражанию ЗКР (гимнастик весёлого язычка) Отработать правильное произношение звука [З] Словарная работа: «Вставь словечко», Грамматический строй речи Игра: «Дом-домик», «Какой, какая, какое?», «Кого я вижу, что я вижу?», «Прятки» (в, на, под), «Объясни почему», «Вы хотите, мы хотим», Диалоговая речь рассматривание картин и иллюстраций по теме «Космос» Связная речь развитие диалогового общения при рассматривании сюжетных картинок по теме (по выбору воспитателя), поощрять попытки ребёнка рассказывать о событиях из личного опыта; «Кто летал на самолете?», «Звонок на работу папе», «Зарядка» (речевой этикет) Словотворчество: Что там в Космосе?, «Что такое космонавтика». ___________________________________________________________________________________________ |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
Чтение (слушание) «Где ночует солнышко?» (Армянская песенка.), «Солнышка в гостях» (Перевод С Могилевской), «От ракеты до ракеты» (Михалков С.В), «Разноцветная планета» (Орлов В.Н), «А луна – за нами» (Яснов М.Д.), (Н.Носова) «Незнайка на Луне» Рассказ воспитателя «Белка и стрелка первые космические путешественники». Чтение стихотворения «Пилот в космической планете…» , «Как солнце и луна ходили в гости друг к другу» Албанская сказка. Обсуждение прочитанного произведения (рассуждение) Рассказывание (пересказывание) Русские народные сказки. Пересказ сказки «Краденое солнце» Разучивание. С.А. Есенин «Звезды», Заучивание считалки «Звездочет» Малые фольклорные формы Разгадывание загадок о космосе» [1-стр.38] Ситуативный разговор «Зачем нужно изучать космос?» |
|
Игровая | Словесные игры (дидактические, игры-беседы, игры-загадки, викторины и другие) Словесная игра: «Скажи наоборот» - подбор антонимов к словам: далеко, высоко, быстро и т. д Театрализованные, режиссерские, игры-фантазирования (по мотивам литературных произведений) театр «Незнайка на луне», Пальчиковый театр «Космическое путешествие». Цель: Формировать умение детей играть с фигурками пальчикового театра, развивать мелкую моторику рук, умение управлять фигурками; речь. ___________________________________________________________________________________________________________ |
|
Социально-коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие |
Коммуникативная | Свободное общение «Зачем летают в космос?» Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы.) «Как вести себя в самолете?» Формирование основ безопасности (собственной жизнедеятельности, в природе, на дорогах) «Темы: «Соблюдаем режим дня», «Правила первой помощи», «Правила поведения в транспорте», «Правила поведения на природе» [6-] |
Игровая |
Игровые ситуации «Научим Незнайку правильно сидеть за столом» Сюжетно-ролевые игры «Космонавты летят на ракете», «Космическое приключение», «Подготовка в космонавты», « Исследователи новой планеты» » [1-стр.11], «Космодром» » [1-стр.45] Игры-драматизации Сказке «Краденое солнце» Настольный театр «Теремок» Режиссерские игры (на основе готового содержания, предложенного взрослым или с сюжетами, придуманными детьми) Постановка сказки «Краденное солнышко» с масками Игры на развитие эмоций (этюды) Игра-этюд: «Герои сказок оживают» Коммуникативные игры «Как можно нас назвать по-разному», «Комплимент», «Угадай», и др. Игры-фантазирования «Увеличения-уменьшения», и др. Игры с «Третий лишний», «Пустое место», «Кто может совершать эти действия?», «Лови да бросай цвета, называй», «Чья голова?» и др. |
|
трудовая |
КГН Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать», «Каждой вещи своё место». «Кто правильно и быстро заправит постель». Самообслуживание «Самый аккуратный шкафчик» Игры на мелкую моторику «Застёжки» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке. Игра-тренинг «Научи друга» .[7] Общественно-полезный труд «Дежурство зоне образовательной деятельности». Собирать со столов и пола кисточки, обрезки бумаги после занятий. Расчищать дорожку от снега (небольшой участок). .[7] Труд в природе под руководством воспитателя поливать растения, сажать лук, крупные семена овощей. На участке: сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов.[7] |
|
Художественно-эстетическое направление Художественно-эстетическое направление |
изобразительная |
Рисование «Ракета» ,»Солнце» «Звезды» Лепка «Звездочка», «Лети, наша ракета!» Аппликация «Летят самолеты», «Ракета несется к звездам», коллективная работа: «Космическое пространство» (Наклеивание планет, солнца и луну в правильной последовательности с помощью воспитателя) |
музыкальная |
Восприятие музыки (вокальное, инструментальное) Прослушивание «Звуки космоса». Апрельский полёт Ю. Герасимов. Звездопад Вячеслав Тюльканов. Звёздная принцесса Сл. и муз. Жанны Колмагоровой. Юрий Гагарин исп.Евгений Осин. Песня «14 минут до старта» 1960-го года. Музыка Оскара Фельцмана, слова Владимира Войновича. Песня «Я — Земля» 1963-го года. Музыка Вано Мурадели, слова Евгения Долматовского. Песня «Трава у дома» группы «Земляне» Музыка Владимира Мигули, слова Анатолия Поперечного. Песня «Космонавт» от группы «Радиотранс» в обработке. Пение «Где ночует солнышко?» (Армянская песенка.), Музыкально-ритмические движения «Танцы на луне» под детские песни, Игра на музыкальных инструментах «Музыкальный театр», «Тук-тук молотком», «Оркестр» и др. |
|
Создание условий для самостоятельной деятельности |
Игровая | Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты летят на ракете», «Космическое приключение» «Подготовка в космонавты» - Картонная ракета, фальшивые тюбик с надписью еда, шлем космонавта их картонной коробки. Настольные и развивающие игры: |
Познавательно-исследовательская | Иллюстрации по теме неделе, Рассматривание плаката «Чем питаются в космосе» | |
Коммуникативная | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Космонавты летят на ракете», «Космическое приключение» «Подготовка в космонавты»: - Картонная ракета, фальшивые тюбик с надписью еда, шлем космонавта их картонной коробки. Спортв инвентарь для прохождения комиссии и блокнот для отметок. Атрибуты для подвижных игр «Кто быстрее», «Самый смелый», «Самый меткий» - ( тканевые мешочки с наполнителем из фасоли, скакалки, мишень), |
|
Восприятие худ/ литературы | «Где ночует солнышко?» (Армянская песенка.), «Солнышка в гостях» (Перевод С Могилевской), «От ракеты до ракеты» (Михалков С.В), «Разноцветная планета» (Орлов В.Н), «А луна – за нами» (Яснов М.Д.), (Н.Носова) «Незнайка на Луне» «Где ночует солнышко?» (Армянская песенка.), «Солнышка в гостях» (Перевод С Могилевской), «От ракеты до ракеты» (Михалков С.В), «Разноцветная планета» (Орлов В.Н), «А луна – за нами» (Яснов М.Д.), (Н.Носова) «Незнайка на Луне» Рассказ воспитателя «Белка и стрелка первые космические путешественники». Чтение стихотворения «Пилот в космической планете…» , «Как солнце и луна ходили в гости друг к другу» Албанская сказка. |
|
Конструирование | Разные виды конструктора, конструирование из бумаги и пластилина на тему «Космос» |
|
Изобразительная | Раскраски по теме неделе, трафареты, пластилин. Раскрашивание раскрасок на тему «Космос» |
|
Двигательная | Атрибуты для подвижных игр «Кто быстрее», «Самый смелый», «Самый меткий» - ( тканевые мешочки с наполнителем из фасоли, скакалки, мишень), | |
Музыкальная | Музыкальные инструменты (бубен, барабан, шумелки). |
|
Трудовая | Алгоритм одевания и умывания. Лейки для полива растений. Лопатки и метёлки для уборки участка. |
Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами
Педагогическое просвещение | Вовлечение в образовательный процесс |
Беседа «Гиперактивный ребенок» Беседа «К чему ведет нарушение режима у детей» Папка-передвижка «День космонавтики» Советы родителям «Планеты и звезды», «День и Ночь», «Загадочная луна» » [1-стр.88-90] |
Выставка рисунков «Наша планета» Выставка поделок из нетрадиционного материала «Солнышко» |
Список использованной литературы.
- «Беседы о космосе. Методическое пособие» Паникова Е.А., Инкина В.В.
- «Оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений» Пензулаева Л.И 3-4 лет.
- «Утренняя гимнастика в детском саду» Харченко Т.Е. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016.
- Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников», Санкт-Петербург «Детсво-Пресс».
- «Технология физического развития» Токаева Т.Э. 3-4 лет.
- «Формирование основ безопасности у дошкольников» Белая К.Ю.
- «Трудовое воспитание в детском саду» Куцакова Л.В.
Пальчиковая гимнастика «Космос»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Утро – солнце всходит. (Поднимаем растопыренную ладошку.)
Ночь – луна приходит. (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Цель:
- объяснить детям. Почему все планеты вращаются вокруг
Солнца.
Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9
шариков.
Представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9
шариков на ниточках- планеты
Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее
остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает
Солнцу удерживать всю солнечную систему?..
- Солнцу помогает вечное движение.
- Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся
система развалится и не будет действовать это вечное
движение.
Опыт « Солнце и Земля».
Цель:
- объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли
Оборудование: большой мяч и бусина.
Размеры нашего любимого светила по сравнению с
другими звѐздами невелики, но по земным меркам огромны.
Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров.
Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и
осмыслить такие размеры. «Представьте себе, если нашу
солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало
размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми
городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы
размером с эту бусину.
Опыт « Затмение солнца».
Цель:
- объяснить детям, почему бывает затмение солнца.
Оборудование: фонарик, глобус.
Очень многие явления, происходящие вокруг нас,
можно объяснить даже совсем маленькому ребенку просто и
понятно. И делать это нужно обязательно! Солнечные
затмения в наших широтах — большая редкость, но это не
значит, что мы должны обойти такое явление стороной!
Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета,
как думают некоторые. Наблюдая через закопченное стекло
затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз
расположилась напротив Солнца. Да... звучит непонятно.
Нас выручат простые подручные средства.
Возьмите крупный мяч (это, естественно, будет Луна). А
Солнцем на этот - раз станет наш фонарик. Весь опыт
состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света
— вот вам и черное Солнце... Как все просто, оказывается