Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Будем жить, уважая друг друга. Терпимость и согласие

Фоменко Евгения Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 23
Петроградского района Санкт-Петербурга
Современное образование выбирает оптимальное направление на вхождение личности в мировую культуру при помощи национальных и этнических ценностей. Принятие себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и  истории своей Родины обязательно послужит основой для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, терпимости в системе школьного образования.Дошкольный возраст является первым периодом формирования личности и вхождения его в социум. Именно поэтому система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должна быть построена как оптимальная среда, обуславливающая воспитание у детей толерантности друг к другу. Процесс культурной идентификации связан с концентрацией национальной культуры в субъективном мире личности. Относительно ребенка дошкольного возраста ценности национальной культуры сосредоточены в педагогическом процессе средствами искусства и ведущего вида деятельности – игры. Искусство формирует ментальное пространство воспитания, а игра трансформирует ценности во внутренние установки, мироощущение, представления и поведение ребенка.
В связи с тем, что в крупных российских городах  ребенок-дошкольник развивается не в однородной культурной среде, а в многонациональной, то именно этническая группа позволяет ему выделить свое «Я» и самоопределиться в этнической общности. Именно сравнение, нахождение сходных признаков во внешности, языке и обычаях, то есть выполнение простейших познавательных операций, укрепляет основы самосознания и национального самосознания в системе межличностного взаимодействия в многонациональной группе. Дети учатся видеть окружающую действительность глазами разных людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Здесь хотелось бы остановиться на понятии «инакость». В философии это понятие трактуется как принципиальная возможность и радикальная достижимость точного определения чего-то "одного", уникального, в отличие от другого. Отсюда производные слова – иной, инакомыслящий…В русском языке есть наше родное слово -«терпимость», то есть принятие целостности мира и разных людей, как необходимых частей этого мира. Два человека активно вырабатывают такое поведение, при котором раздражающие действия по отношению друг к другу минимизируются. Такое понимание не просто хорошо, это естественная реакция общества на свою внутреннюю неоднородность. Это то, что помогает обществу качественно существовать. Воспитание терпимости к другим, отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам поможет дошкольнику не только найти общий язык со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями разных культур. Воспитание уважения к окружающим и самоуважения позволит с дошкольного возраста уважительно относиться к представителям  других национальностей, к их культурному наследию и в конечном счете к себе.
В настоящее время, как показывает педагогическая практика, сложился ряд противоречий, требующих разрешения в каждом образовательном учреждении: во-первых, между реалиями социокультурной идентификации и толерантности и неразработанностью данного вопроса в системе дошкольного образования, во-вторых, между действительностью, отражающей конфликтные ситуации в этническом пространстве, и отсутствием воспитательных моделей, на основе которых можно воспитывать уважительное отношение к людям-носителям иной культуры, начиная с дошкольного возраста.
Важность разработки модели, обуславливающей создание педагогических условий воспитания социокультурной идентификации и толерантности в каждом дошкольном образовательном  учреждении, непременно определяется характером и составом семей и детей различных культур и национальностей. Таким образом, целью работы в этом направлении должно стать создание поликультурного пространства как среды становления социокультурной идентификации и толерантности в сообществе детей и взрослых.
Целевыми группами в реализации данного направления в работе являются национальные семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста, поддерживающие культурные традиции; дети дошкольного возраста; специалисты в области дошкольного образования, деятели культуры.
Основными методами воспитания уважительного отношения к  другой культуре и самоопределения во всех видах организованной и самостоятельной деятельности являются творческие задания следующего характера «Придумай герб семьи», «Построй макет своего дома»,  «Я и мой прадед», и т.п.; составление рассказа « Опиши понравившийся памятник старины», «Дай характеристику народным танцам»; игры «Придумай историю о…», «Создай макет национального жилища»; придумывание правил по пониманию и принятию другого человека.
Для реализации поставленной цели необходимо привнести в пространство дошкольного образовательного учреждения черты разных культур, что послужит благодатной средой для воспитания в детях и их родителях толерантности.
Необходимо разработать содержание поликультурного образования на основе различных культур (художественных образов, традиций, обычаев, правил этикета), культуры и истории (исторических фактов и художественных образов), языков (русского и национального).
В добавок ко всему нужно разработать диалоговые и коммуникативные технологии воспитания социокультурной идентификации и толерантности в сообществе детей и взрослых.
Очень важным становится определение форм взаимодействия образовательного учреждения и социокультурных институтов как внешнего поликультурного пространства, обуславливающего межнациональный диалог субъектов.
Помимо этого необходимо создать специальные  художественно-эстетические виды деятельности и социокультурные ситуации как диалогового разноуровневого  и разновозрастного сообщества.
В предлагаемой модели воспитательной системы «Уважаю тебя» представлены теоретические основы воспитания социокультурной идентификации и толерантности личности; содержание и технологии процесса социокультурной идентификации и толерантности детей дошкольного возраста.
Содержание воспитательного процесса посредством тематических циклов реализуется в различных возрастных группах.
Так, например, во второй младшей группе логичнее всего будет представить тематический блок «Я и мое окружение». Данный блок обеспечит реализацию содержания воспитательного процесса  в специально организованных видах деятельности с помощью игровой формы организации деятельности взрослых и детей. Можно использовать следующие темы: «Я и мои друзья», «Я доверяю другому», «Мне нравится слушать тебя», «Мне нравится это делать с тобой», «Играю с тобой», «Я люблю эту книгу (мультфильм, картинку и т.п.), а ты?».
Для средней группы содержание может быть представлено тематическим блоком «Я и человек рядом», реализуемый посредством традиционных, сложившихся в культуре способов общения, диалогов, взаимодействий с другим. Варианты тем: «Другой, такой как я», «Я и папа (мама) понимаем друг друга», «Сопереживание другому», «Сочувствую другу (папе, маме и др.)», «Ценность – антиценность», «Мы играли и обнаружили…».
В старшей группе содержание представлено тематическим блоком « В моей семье и в культуре других», реализуемым посредством сценариев, сюжетами которых являются эпизоды из литературных произведений, «оживших» фрагментов изобразительных произведений, придуманных детьми как их творчество и реально пережитых. Для этого возраста можно использовать следующие темы: «Конфликт в семье», «Детская ссора», «Культурная традиция принятия гостей», «Добрый-злой в сказках различных народов», «Пойми другого», «Образ человека в истории и культуре», «Принимаю тебя…(куда, какого, как)».
Диагностическими методиками изучения уровня социокультурной идентификации и толерантности являются: методика «Веселый – печальный», рисовальные пробы, изучение мотивов поведения в ситуации выбора, а также мотивов взаимодействия со взрослыми, методика выкладывания узора по образцу (автор Д.Б. Эльконин), изучение отношения личности к себе.
Использование такого подхода к воспитанию детей дошкольного возраста будет способствовать раннему формированию личности, самоидентификации ребенка в социуме, принятию себя как части национальной культуры и истории. Что непременно скажется на уважительном  отношении к другому человеку, к его взглядам, к истории и культуре его народа.
Список литературы
1.Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. - 2013. - № 3.
2.Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. — 2003. — № 3.
3.Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. — М., 2012.
4.Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. № 11
5.Платохина Н.А. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ// Дошкольная педагогика. - 2010. - №5

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»