Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Об особенностях фонематического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня

Косагова Галина Васильевна
Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей, мы обращались к работам известных педагогов и психологов: А.И. Гвоздева [1], Р.Е Левиной [4], Н.Х. Швачкина [10], М.Е. Хватцева [8], В.К. Орфинской [5], Г.А. Каше [2], Л.Ф. Спировой [6], А.В Ястребовой [6], Т.Б. Филичевой [7], Н.А. Чевелевой [9] и других ученых.
Анализ литературных данных показал, что развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами в работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять из речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: характерными для детей является употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном строении функционировании артикуляционного аппарата. В настоящее время нарушение фонематического восприятия является стойким и весьма распространенным дефектом, который приводит в школьном возрасте к дисграфии, дислексии и дизорфографии, и вследствие чего к школьной неуспеваемости и в целом к дезадаптации.
С целью выявления особенностей фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией в структуре ОНР III уровня было проведено исследование, в основу которого легла модифицированная методика Р.И. Лалаевой: подобрано одинаковое количество слов на каждую пару звуков; критерием оценки являлось процентное соотношение ошибок. У детей исследовались следующие функции: способность к имитации серий слогов с фонетически близкими звуками, сформированность слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов, способность определить правильность слова. Критерии оценки в каждом задании были одинаковы.
В исследовании принимало участие две группы испытуемых: экспериментальная - и контрольная, по 15 детей в каждой. Возраст испытуемых составил 5,5 – 6 лет.
Полученные данные свидетельствуют о том, что фонематическое восприятие у дошкольников с ОНР сформировано недостаточно по сравнению с возможностями детей с нормальным речевым развитием.
 Результаты выполнения 1-го задания методики, направленного на исследование способности имитации серий из 2-х слогов типа согласный + гласный (по Н.Б. Покровскому), показало, что у большей части детей экспериментальной группы (8 человек) отмечается низкий уровень сформированности слухо -произносительной дифференциации фонем. Ошибки у детей с ОНР чаще всего встречались в слогах с согласными, оппозиционными по звонкости – глухости (например, вместо бапа -"папа", вместо дата – "дада", кага - "кака"); с свистящими - шипящими (шаса - "саша"), аффрикатами и их составляющими (тяча –"чатя").
Повторение серий из трех слогов вызвало еще большие затруднения у детей с ОНР (93,3% ошибок) и некоторые сложности в группе нормально говорящих сверстников. Количество ошибочных ответов в 2 раза выше, чем в первом задании. Особые трудности у испытуемых экспериментальной группы отмечались при воспроизведении цепочек слогов, содержащих отсутствующий звук и его заместитель – ралара. Также воспроизведение слогов из трех элементов у детей экспериментальной группы сопровождалось:
- заменами звуков, сходных по способу образования (например, цасаца -"сасаса");
- заменой и смешением согласных звуков, сходных по акустическим и артикуляционным характеристикам (звонкости - глухости) (например,  зажаза - "зашаза");
- перестановкой слогов (жазажа – "зажажа");
- недоговариванием слогового ряда (бапаба – "бапа").
Подобные ошибки могут говорить о нарушении слуховой и слухо-произносительной дифференциации фонем у детей.
Следующее задание было направленно на выявление способности повторять слоги, включающие сходные звуки. Описывая полученные результаты, следует отметить, что у 11 детей экспериментальной группы при повторении серий слогов наблюдались следующие ошибки:
- нарушение дифференциации по твердости и мягкости (например, здес – здесь, дыс - дысь);
- замены носовых согласных звуков на ротовые (мяк – няк, мюф – нюф, мят – нят).
Кроме того, у детей с ОНР наблюдались замены и смешения согласных звуков Ч – ТЬ, Щ – СЬ, Ш – С.
Приступая к анализу результатов выполнения второго задания, в ходе выполнения которого дети дифференцировали твердые и мягкие, звонкие и глухие, плавные сонорные, шипящие и свистящие звуки на материале слов-квазиомонимов, можно отметить, что уровень детей экспериментальной группы намного ниже, сверстников контрольной группы. Установлено, что дифференцировать согласные, оппозиционные по звонкости-глухости в словах (картина – гардина, косы – козы, почка - бочка), для детей экспериментальной группы (60%) оказалось сложно. Это можно объяснить тем, что по Н.Х.Швачкину [10],  в онтогенезе дифференциация глухих и звонких согласных звуков усваивается ребенком довольно поздно. Также отмечались трудности в дифференциации свистящих [С]-[Ц] и шипящих [Ч]-[ТЬ]. Это объясняется тем, что шипящие и свистящие звуки появляются в речи детей поздно, к тому же эти звуки очень близки по своим артикуляторным признакам (Н.Х. Швачкин [10]). Трудности у дошкольников экспериментальной группы отмечались и в дифференциации твердых и мягких звуков в словах-квазиомонимах: завод-зовет, вол-вёл, лук-люк. При дифференциации плавных сонорных звуков на материале квизиомонимов у 5-х детей экспериментальной группы были зафиксированы ошибки (марка – майка, рама – яма). Следует отметить, что для детей с такими ошибками были характерны параротацизмы и отсутствие звука [Р]. Этот факт подтверждает тесную связь фонематического восприятия и звукопроизношения.
Следующее задание было направлено на исследование способности определить правильность слова. Эксперимент проводился в виде игры «Светофор». В результате эксперимента было выяснено, что 2 детей не могли отличить правильное произношение от неверно произнесенного, если логопед имитировал нарушение звукопроизношения, характерное для данного ребенка (например, «сапка», «коска»). Хуже дифференцировались слова со звуками: [Ч]-[ТЬ], [С]-[Ш], [С]-[З], [Ш]-[Ж]. Можно предположить, что это связано, прежде всего, с нарушениями в звукопроизношении, которые характеризуются заменами и смешениями звуков. У детей контрольной группы трудностей при выполнении данного задания выявлено не было.
Таким образом, сравнительный анализ результатов исследования фонематического восприятия показал, что уровень его сформированности различен у детей экспериментальной и контрольной групп. По результатам проведённого исследования можно предположить, что на формирование фонематического восприятия у детей влияют недостатки звукопроизношения, а также низкий уровень развития слухового внимания.
У дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием были определены общие виды ошибок, связанных с изменением структуры слогового ряда, сокращением количества слогов или их перестановкой при отраженном повторении серий из трех слогов. Скорее всего, недостаточное развитие фонематического восприятия усугублялось снижением способности детей к запоминанию, недостаточностью произвольного внимания, а также трудностями переключения с одного артикуляционного уклада на другой.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить наиболее характерные для детей экспериментальной группы черты недоразвития фонематического восприятия, к которым можно отнести следующие:
- затруднения детей в воспроизведении рядов слогов с оппозиционными звуками;
- искажение структуры слогового ряда;
-  перестановки и недоговаривание слогов;
-  замены и смешения звуков;
- трудности различения слов, близких по звучанию.
Отсутствие у детей полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что преодоление нарушений фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий, которые должны положительно повлиять на процесс развития фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня и обеспечить их лучшую подготовленность к началу школьного обучения.
Список использованной литературы:
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
2. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999.
4. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
5. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007, - 320 с.
6. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.96-102.
7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: \"Издательство ГНОМ и Д\", 2000. - 80 с.
8. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.13-17.
9. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи. - //Дефектология, 1986г., №5
10. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999 – с.312.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»