Использование "Марблс" для развития математических
представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР
Масарва Анна Николаевна,
педагог-психолог ГБОУ школа № 131,
дошкольное отделение
Актуальность: Осуществляя коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, специалисты сталкиваются с определенными сложностями формирования математических представлений. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в целостном восприятии графического образа числа, им сложно представить количественный аспект числа, обозначенного цифрой, так же трудности вызывает понимание места цифры в числовом ряду. Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.педагог-психолог ГБОУ школа № 131,
дошкольное отделение
Восприятие у ребенка с задержкой психического развития фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой. Применение «Марблс» и карточек должно способствовать включению зрительного восприятия и облегчить обучение детей с ЗПР.
Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.
Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Именно поэтому, в данной методике применен принцип переключаемости от одной задачи, к другой (перебирание, выкладывание, соотнесение) и движение от простого к сложному
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации. Использование различного сенсорного материала (камушек «Марблс», карточек и графического изображения цифры), включение праксиса стимулирует запоминание цифры и соответствующей ей количественной характеристики).
У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы. Изложенная методика учитывает все эти особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психического развития и соответствует всем принципам построения коррекционно-развиваюшей работы с детьми с задержкой психического развития.
Поиск новых методик для облегчения обучения дошкольников с ЗПР числу, количеству и образу числа является, на мой взгляд, актуальной.
Цель: в доступной для детей форме, основанной на учете ведущей деятельности в дошкольном возрасте и представлении о зонах ближайшего развития, учитывая особенности развития когнитивных процессов у детей с задержкой психического развития и основываясь на основных принципах построения коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития: от простого к сложному, повторение, деление на этапы и применяя в обучении различные фактур и элементы, синтезирующие знание о числе и количестве, научить детей понятиям "число", "цифра", "количество".
Задачи:
1. Развитие сенсорных функций в результате взаимодействия с материалами различных структур и плотностей.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Формирование понятия число. Количественные характеристики пересчитываемых объектов.
4. Формирования понятия цифра, как соответствующего определенному числу знакового символа.
5. Формирование представлений о понятиях "больше-меньше-равно"
6. Развитие предпосылок к определению состава числа.
Оборудование и материалы:
1. Камешки "Марблс".
2. Войлочный коврик (или любая другая поверхность, препятствующая скольжению), размер поля А3.
3. Карточки с точками (количественно от 1 до 6). Размер карточек 4х4 (5х5) см. Карточки могут быть изготовлены из плотного картона или заламинированы (опционно)
4. Карточки с цифрами от 1 до 6. размер карточек 4х4 (5х5). Карточки могут быть изготовлены из плотного картона или заламинированы (опционно)
Методическая процедура:
На войлочный коврик выкладывается каточка с одной точкой и ребенку предлагается выложить 1 камешек "Марблс", далее, выкладывается карточка с 2 точками и ребенок должен выложить 2 камешка. На этом этапе ребенку объясняется принцип выкладывания камешков: сколько точек обозначено на карточке, столько камешков и должно быть выложено на коврик. Таким образом, продолжая далее мы позволяем ребенку в практической деятельности соотнести количество точек на карточке с количеством, выложенных камешков. В процессе выкладывания педагог обращает внимание ребенка на качественные характеристики используемых материалов (мягкий, гладкий, круглый, и т.д.), таким образом, включая так же и сенсорное развитие.
На 2 этапе под выложенными камешками, в соответствии с количеством подбираются цифры (2 камешка - цифра "2", 5 камешков - цифра "5"). Мы закрепляем у ребенка графический образ цифры с ее количественным определением.
Итог: Применяя ведущий вид деятельности дошкольника (игра) в игровой форме, используя материалы различных фактур, выстраивая взаимодействие с ребенком по принципу «от простого к сложному», при помощи данной методической разработки мы способствуем развитию сенсорных функций, развитию мелкой моторики, развитию количественных представлений, формированию понятий число и цифра,
Данная методическая разработка может быть полезной в работе учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста