Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Одарённые дети. Истоки и пути развития

Торопчина Наталья Леонидовна,
педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 67
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга

• Одарённость – калька с английского слова «giftedness» которое означает «дар». В первые было сформулировано в середине XIX века сэром Френсисом Гальтоном, двоюродным  братом Чарльза Дарвина. Одним из элементов значения этого слова, как термина «креативность», является возможность: человеку дан дар, но не известно, как он им воспользуется.
• Одарённость -  это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Таким образом. Под одарённостью мы можем понимать уровень развития каких-либо способностей.
Б.М. Теплов
Виды способностей
Способности бывают общие и специальные.
• Общие способности позволяют быстро и легко осваивать то, что соответствует возрасту. Любой здоровый новорождённый обладает общими способностями в той или иной степени выраженности: от высокой до низкой.
• Специальные способности связаны с быстрым и легким способом освоения чего-то уникального в отдельных сферах деятельности. Это способности: музыкальные, художественные, спортивные, исследовательские и другие.
Дети и одарённость
• В 1972 году Комитет по образованию США опубликовал определение одарённые дети. Одарёнными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в определённых сферах жизнедеятельности. К этим сферам относятся:
• Интеллектуальная
• Академические достижения
• Творческого и продуктивного мышления
• Общения и лидерства
• Художественной деятельности
• Двигательной деятельности
Интеллектуальная сфера
• Ребёнок отличается быстротой мышления, наблюдательностью исключительной памятью, проявляет выраженную, разностороннюю любознательность, охотно, легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений
• Чтение: ребёнок выбирает частым своим занятием чтение, использует богатый словарный запас. Способен по долгу удерживать слова и символы; проявляет интерес к чтению.
• Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет не обычное для своего возраста понимание математических отношений, применяет математические навыки и понятия в процессе занятий не имеющих отношение к математике.
• Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес к предметам связанным с природой и естествознанием; интересуется происхождением предметов их функциями; склонен к экспериментальной деятельности; демонстрирует опережающие его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.
Сфера Творчества(креативность)
• Творчество- это процесс, в котором сочетаются новизна и полезность. Творчество присуще сложившейся личности человека. В случае детей правильнее опираться на понятие «креативность», то есть возможность проявления творчества в будущем.
• Ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие; демонстрирует высокий энергетический уровень( высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает всё по своему; изобретателен в разных видах деятельности.
Характеристики креативности:
• Дивергентное мышление;
• Готовность к трансформации;
• Способность к оценке.
Дивергентное мышление – способность предлагать разные решения одной и той же проблемы. У детей это оценка количества идей, которые ребёнок может предложить в процессе беседы.
Готовность к трансформации – это возможность взглянуть на задачу с другой стороны. Готовность принимать разные стратегии решения. Её можно определить как гибкость. Умение принимать необычное решение, не противостоять новому.
Способность к оценке
Недавно эта характеристика была отмечена как важнейшее свойство творчества. Оно представляет собой возможность предсказать, насколько решение проблемы будет эффективно.
Сфера Общения и лидерства
• Ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям; обладает высоким уровнем развития коммуникативных качеств; обладает  уверенностью в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей.  С легкостью общается с другими детьми и взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает ответственность, выходящую за рамки возраста; другие дети часто обращаются к нему за помощью.
Сфера художественной деятельности
• Изобразительное искусство: ребёнок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное. Проводит много времени за рисованием или лепкой. Демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности.
• Музыка: ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнаёт знакомые мелодии по первым звукам.
Двигательная сфера
• Ребёнок проявляет большой интерес к двигательной деятельности ; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит разнообразные виды двигательной активности. Обладает исключительной физической силой. Демонстрирует высокий уровень развития двигательных навыков.
Ухаживая за растением, садовник поливает его, удобряет, рыхлит почву вокруг, но не тянет за верхушку, чтобы оно поскорее выросло.
К. Роджерс
Ранний возраст – источник развития одарённости
• От рождения каждый ребёнок имеет потенциал, возможность проявить себя в той или иной области. Но для этого ему необходимы надежные безопасные отношения с близким взрослым.
Источники познавательного интереса ребенка:
• Формирование безопасной привязанности в первые полтора года жизни
• Обеспечение насыщенной развивающей  среды
• Эмоционально тёплые отношения хотя бы с одним близким человеком, способным поддержать в трудную минуту
• Предоставление ребёнку автономии через ранее обучение простейшим навыкам самообслуживания, возможности самостоятельно решать сложные задачи
• Предоставление возможности исследовать и изучать мир с раннего возраста, способствовать формированию поддержки исследовательской мотивации
• Источники познавательного интереса дошкольник:
• В дошкольном возрасте подкреплять активность, трудолюбие и волевые качества ребёнка
• Приспосабливаться к идеям ребёнка, следовать за ними, а не приспосабливать детские идеи к взрослым представлениям
• Принимать необычные идеи ребёнка, поддерживать поиск разных ответов при решении одной задачи
• Научить получать удовольствие не только от результата но и от самого процесса.
Одарённый, креативный, творческий и счастливый ребёнок может вырасти в атмосфере поддержки, свободы и любви.
Список литературы:
1. Е.И. Николаева Воспитать одарённого ребёнка  как? СПб: «Питер» 2013г
2. Одарённые дети под ред.Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого М: «Прогресс»1991г.
3. А. Матюшкин Что такое одаренность. Выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты 2008г.
4. А. Перепелкина и др. Развитие одаренных детей. Программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. Учитель 2014г.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»