Игры и упражнения, способствующие развитию речи
Пехно Людмила Анатольевна
Ум ребенка – в пальчиках. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Простые игры с участием пальчиков и ручек, да еще и в сопровождении детской песенке, стишка или потешке - не просто поднимут настроение Вашему малышу , но будут иметь и оздоровительный эффект. Известно , что стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы стимулируем развитие головного мозга ребенка, а также помогает ему быстрее овладеть речью.- Все движения ребенка, а также его речь взаимосвязаны, поэтому любые движения положительно влияют на развитие речи.
- Есть вывод ученых , что чем лучше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
- В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях :
Во - первых , импульсы от рецепторов , которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздрожают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
Во - вторых , ребенок слышит стихи , песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова , а также ритм речи и мелодику языка.
- Параллельно Вы расширите кругозор ребенка новыми для него словами и понятиями.
Например: части тела, действия, названия каждого пальчика,понятия вверх - вниз , громко - тихо, названия животных и как они разговаривают и т.д.
Для детишек до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки. Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе бумаги), пластилин (под присмотром взрослого) – его можно пока просто мять и разрывать на кусочки. Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х лет предложите ребенку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажер для ножек, по которому можно ходить; или сделать забавные застежки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки. Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки-сложнее). После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой). Чем старше становится ребенок , тем сложнее становится игра. Также можно применить психогимнастику например :
«Мед медведь в лесу нашел»
. • Учить составлять рассказ исходя из набора игрушек;
• Активизировать в речи слова ,обозначающие качества и действия предметов;
• Закрепить правильное произношение изолированного звука;
• Развивать артистические способности.
Можно воспользоваться дидактическими играми например : «Выполни команду»
• Расширять представления об окружающем мире;
• Вызывать интерес к жизни общества;
• Развивать внимание, связность речи, умение выделять признаки предмета
Игра: «Угадай сказку» (стихи В.Степанова)
• Расширять представления о сказках
• Развивать внимание, память, элементы логического мышления, чувство рифмы;
• Обогащать активный словарный запас.
Отгадывание загадок по рисункам с персонажами сказок
• Закреплять знание содержания сказок;
• Развивать умение соотносить текст загадки с содержанием сказки, её персонажами. Дидактическая игра: «Скажи по другому»
• Формировать умение реализовывать коммуникативные навыки в соответствии с правилами речевого общения;
• Развивать умение подбирать синонимы.
Дидактическая игра: «Угадай игрушку!»
• Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки;
• Развивать связную речь при описании игрушки.
Дидактическая игра "Что кому нужно" профессии работников детского сада".
Цель : ракреплять в речи формы имен существительных в творительном падеже.
Дидактическая игра" Буратино - путишественник".
Цель : учить детей ориентироваться в знании глаголов .
Дидактическая игра " Назови как можно больше предметов ".
Цель: активизация словаря, развитие внимания.
Дидактическая игра " Строим дом".
- развивать зрительное внимание , умение ориентироваться в пространстве,
-учить узнавать и называть детали строительного конструктора,
-активизировать словарь по теме,
- практическое употребление предлогов "в","на".
Дидактическая игра " Кто в домике живет"
Цель: закрепление умение употреблять уменьшительную форму существительных в единственногм числе.
Дидактическая игра " Подбери слова - признаки"
Цель: активизировать прилагательные,
- закрепить согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.
Дидактическая игра "Кто что делает".
Цель : уточнять и закреплять знания детей о сельскохозяйственном труде.
Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них – мышление, речь, внимание и т.д.