Использование адаптивной физкультуры в детском саду
компенсирующей направленности, с детьми ЗПР
Гаврилюк Юлия Николаевна
Сначала раскроем понятие, что же вообще такое адаптивная физическая культура (сокр. АФК) - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
У детей с задержкой психического развития не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Отмечается несовершенство мелкой моторики рук, недостатки межанализаторного синтеза, что затрудняет становление графомоторных и других навыков и является препятствием к успешному обучению. Слабо развита координация движений, недостаточно сформирована пространственная организация. Поэтому, необходимо уделять большое внимание двигательному развитию детей данной категории.
Я подробнее остановлюсь на формах организации и об особенностях реализации двигательного режима поэтапно, в течение дня в детском саду. Двигательная активность - суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течение дня. Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности, как по объему, так и по интенсивности. К сожалению, болезнь нашей цивилизации - малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода! Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.
Представляю вашему вниманию сообщение из личного опыта, какие формы двигательного режима используются мною в работе с детьми ЗПР в своей группе.
Для создания положительного настроя в группе, для сплочённости, а так же внимательного отношения друг к другу мы используем утреннее приветствие. Например «Мой друг», «Здравствуй солнце», «Давай поздороваемся» и т.д. так же у нас разработана картотека утренних приветствий. Дети с огромным удовольствием выполняют ритуал в процессе этого развиваются коммуникативные навыки, уходит внутреннее напряжение.
После утреннего приветствия с хорошим настроением мы идем в физкультурный зал на адаптивную гимнастику. Она дарит нашим детям заряд бодрости и способствует физическому развитию детей. А для наших деток она особенно важна, потому что вследствие поражения, либо функциональной незрелости центральной нервной системы, слабо развита координация движений, наблюдается недостатки моторики и психомоторики, недостаточно организована пространственная организация. Она проводиться у нас ежедневно до завтрака. Начинается гимнастика с ходьбы различными способами.. В конце гимнастики используем специальные дыхательные упражнения. Гимнастика проводиться с использованием бубна, что способствует развитию ритмичности и координированности. Комплекс гимнастики включают в себя упражнения для развития мелкой моторики, с элементами логоритмики, корригирующие упражнения, помогающие расслабить, снять мышечное и эмоциональное напряжение, используются упражнения формирующие навык правильного дыхания. Это позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на весь день.
После адаптивной гимнастики проводиться хороводная игра по желанию детей. Эти игры помогают поддерживать в группе атмосферу радости и веселья, доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом. Мы эти игры проводим не только на праздниках, но и ежедневно в группе, на прогулке, на музыкальных и физкультурных занятиях. Дети концентрируют свое внимание на выполнении движений: ходьба по кругу, в круг, движения по тексту хоровода. Главное, что нашим детям это нравиться,. Например нами используются такие хороводные игры «Дождик», «Листья», «Листья», «Урожай» и т.д. также разработана картотека с учётом лексических проектов.
Чтобы длительно поддержать умственную работоспособность, предупредить преждевременное утомление в процессе организованной деятельности нами используются разнообразные физкультминутки. Внешними проявлениями утомления детей с ЗПР является учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение поведения, снижение работоспособности. Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. При этом упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой. Виды физкультминуток:
- упражнение для кистей рук;
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для улучшения слуха;
- упражнения для снятия общего утомления.
Остановлюсь на динамических паузах, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:
- Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
- Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
- Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
- Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
- Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
- Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
- Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
- Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний
- Лечебную – способствовать выздоровлению.
Дети очень любят игру – тренинг «Человек к человеку». Стоящих в кругу детей делю на пары и начинаем играть: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Такие динамические паузы-тренинги лучше проводить между занятиями, т.к. они положительно настраивают детей. Ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому очень важно в детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, подвижные игры. Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.
При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.
Расскажу поподробнее о массаже пальцев и кистей рук. Отношение к рукам у человек всегда было особым, даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу. Защищали, строили жилище, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили, учились. По рукам судили о здоровье человека, о его положении (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные или рабочие руки). О характере, темпераменте (вялые, быстрые, нервные). Не случайно в русском языке много выражений, связанных с руками: мастер на все руки, золотые руки, положа руку на сердце, рукой подать, не подать руки, руками развести, обеими руками за, своя рука владыка, чужими руками жар загребать, руки не оттуда растут, работать не покладая рук, как рукой сняло.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития является хорошее развитие руки, кисти – мелкой пальцевой моторики.
Пальчиковая игра «Девочки и мальчики».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.)
С вами мы подружимся, маленькие пальчики.
(Ритмичное касание пальцев обеих рук.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередно касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.)
Начинай считать опять!
(Руки вниз, встряхнуть кистями.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать. (Повторить 2 раза.)
Так же нами в процессе работе выполняется Массаж пальцев начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Самомассаж «Раскатаем тесто скалкой…».используются нами шестигранные карандаши, масажжные мячики.
Физкультурные упражнения направлены на исправление осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышечного корсета, координацию и используются как для общих занятий физкультурой так и в комплексах лечебной гимнастики, физкультминутках, спортивных играх, динамических паузах.
Ритмические движения под музыку. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.
Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе шагом, бегом, прыжками. Обучение детей воспроизводить ритмически рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне. Динамические паузы «Обезьяна», «Узнай по движению, кто это?», «Где мы были не скажем, что делали покажем.»
Мною в работе активно используются дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет ребенка от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
«Насос»
И.П. – о.с. 1 – руки согнуть в локтях, подтянуть к плечам — вдох;
2 – опуская руки вниз – выдох произнося звук «с – с — с».
«Вырастим большие»
И.П. – о.с. 1 – поднять палку вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 – опустить палку на лопатки, встать на всю ступню (выдох).
Произносить звук «у-х-х». Повторить (5-6 раз).
«Дровосек»
И.П. – стойка ноги врозь, руки вверху в замок.
1 – смотреть вверх – вдох;
2 – наклон вниз – выдох. с произношением слова: «Ух-х-х».
Повторить (5-6 раз).
«Лыжник»
И.П. – стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука: «М-м-м». Повторить (1-2 мин).
В течении всего дня мы организовываем подвижные игры что позитивно действует на детей в результате чего благоприятствует удержанию психоэнергетического тонуса ребенка. Подбирая игры для детей ЗПР, мы учитываем какая проблема у ребенка, например, особенности гиперактивных детей: дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам заострять внимание на деталях, быстрая утомляемость. Таких детям в игре трудно дожидаться своей очереди и считаться с особенностями других. Поэтому мы включаем таких детей в коллективную работу поэтапно. Начинаем с индивидуальной работы, а затем привлекаем ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходим к коллективным играм. Стараемся использовать игры с четкими правилами, способствующими развитию внимания. Например, индивидуальная игра «Найди отличие», «Запрещенное движение» (внимание), а затем групповые игры типа: «Передай мяч» (внимание), «Море волнуется» (контроль двигательной активности), «Съедобное-несъедобное» (контроль импульсивности). В физкультурном уголке имеются атрибуты к подвижным играм. «Шофёры», «Два мороза», «Ловишка бери ленту».
На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет, формирования у них умения организованно играть в коллективе сверстников. Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно доступной возрастным особенностям и возможностям дошкольников.
Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование основных движений. Основные движения – это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаю самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаю благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Я считаю, что влияние подвижных игр на прогулке на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т. е. тем больше приходится проявлять ловкость, выдержку. Таким образом, в дошкольном возрасте подвижные игры, особенно на прогулке, являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей. Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности. Нами сделаны картотеки на игры высокой активности, средней и малой подвижности.
После сна мы проводим гимнастику пробуждения (корригирующая гимнастика). Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики и состоит из общей и специальной частей. Общая часть – это общеукрепляющие упражнения, которые являются составляющими деятельности ребенка с нарушением зрения, они способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы. В корригирующих комплексах используются упражнения, направленные на укрепление и тонизирование мышц, улучшения осанки, гибкости позвоночника и чувства равновесия, укрепление мышц спины и подвижности суставов, а также упражнения для профилактики плоскостопия.
Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.
При целенаправленном комплексном воздействии средствами физического воспитания, у детей раскрываются двигательные способности, мобилизуются психические и физические силы. Преодолеваются недостатки в физическом и в психическом развитии, нарушения в здоровье, также происходит его сохранение и укрепление.
Таким образом, создавая в процессе адаптивной физической культуры комплексную здоровьесберегающую, коррекционно-развивающую среду и выполняя это ежедневно, мы формируем благоприятные условия для повышения двигательной активности, коррекции нарушений в двигательной сфере, для компенсации нарушенных функций, раскрытия резервных возможностей, развития самостоятельности, переноса в повседневную жизнь необходимых двигательных навыков и умений, гармонизации физического и психического компонентов здоровья детей. А, в целом, повышаем уровень качества жизни детей и формируем адаптационные способности к жизнедеятельности в социуме.