Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.
Ребенок познает мир опытным путем. Когда он еще не умеет ходить, говорить – он уже учится, познает и исследует. Трогая игрушку руками, он изучает ее форму, структуру, размер. Беря ее в рот – ему становится понятно, что это нельзя есть. Так ребенок, с рождения начинает познавать мир.
Психологами доказано, что для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Поэтому я строю процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом. А что может быть нагляднее, чем когда сам ребенок становится субъектом учения и участвует в процессе познания, экспериментирует.
В ходе экспериментирования ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Ему необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.
Понимая, в полной мере, значение экспериментирования для психического развития ребенка, работая по парциальной программе О.А. Воронкевич “Добро пожаловать в экологию!” мы в своей группе №7 создали экологический центр, который оснащен необходимым оборудованием и материалами для реализации исследовательской деятельности дошкольников.
Организация работы идет по трем основным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1) живая природа (многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде),
2) неживая природа (воздух, вода, почва, свет, тень, звук, вес, электричество и др.),
3) человек (функционирование организма),
4) рукотворный мир: (материалы и их свойства).
Совместная экспериментальная деятельность организуется воспитателем один раз в неделю: с детьми второй младшей группы по 10 - 15 минут, с детьми среднего возраста по 15 - 20 минут, с детьми старшего возраста по 20 – 25 минут, а с подготовительными к школе детьми по 25 – 30 минут. Также ведется дополнительная работа с теми детьми , которые имеют более высокий уровень интеллектуального развития и проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.
Мною разработано методическое пособие, которое включает в себя: алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования; структуру занятия экспериментирования; правила их проведения; план работы по разным возрастным группам.
Темы опытов распределены по одному на каждой недели, начиная с октября месяца во второй младшей группе, и достигает 2 – 3 к подготовительной группе.
Таким образом, используя методическое пособие в своей практике, разрабатываются и занятия познавательного цикла, одно из которых представлено ниже.
Программные задачи:
Образовательные:
- Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире.
- Познакомить детей с тем, как можно увидеть луч света. Понять что свет – это поток световых лучей.
- Показать образование тени, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
- Расширить представление детей о необходимость света и тени для живых организмов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Оборудование: куклы – “Свет”, “Тень” (изготавливают из пластиковых бутылок. В бутылку куклы “Свет” вставляют небольшой фонарик, оформляют голову мальчика, на бутылку из белой бумаги наклеивают штанишки и футболка.
Для куклы “Тень” оформляют голову, на бутылку наклеивают темно-синюю юбочку и топик);
Фильмоскоп, черный лист бумаги с отверстием 5 мм, аквариум, фонарики, теневой театр, диафильм (отмытый от краски и покрытый подслащенной водой), гелиевые ручки, картонные круги d – 20 см, палочки длинной – 15 см.
Время проведения: теплое время года, предпочтительней в летний период.
Подготовительный этап: проведение цикла опытов на растениях “Влияние света и тепла на растения, как одних из видов живых существ на Земле”
Ход занятия
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришли?
- Как вы думаете, кто это такие?
- Посмотрите, как выглядят куклы: один весь светится, прямо как луч солнца, а другая наоборот вся темная, но очень похожа на первого, если не считать что она девочка. Кто же это могут быть? Это Свет и Тень.
(Педагог показывает детям на двух персонажей: мальчика, которого зовут Свет и девочку – Тень).
- Хоть они и друзья, но все же иногда ссорятся. Вот и сейчас никак не могут договориться, кто из них главнее. А вы как думаете? (высказывания детей)
- Для того, чтобы узнать, кто из них прав, давайте это проверим.
- Откуда берется свет в природе? (От солнца)
С неба смотрит солнце много лет,
Льет на землю солнце яркий свет.
- Свет – это солнечные лучи, которые невидимы в воздухе. Их можно увидеть только в воде или тумане (в тумане очень много частиц воды).
Опыт № 1 “Ищем свет”
Педагог предлагает посмотреть на солнечный луч. Для этого комната затемняется, включается фильмоскоп. Дети могут увидеть на стене световой круг – это лампа фильмоскопа засветилась, и от нее стали исходить лучи света.
Затем взрослый вставляет в рамку фильмоскопа кусочек черной бумаги с отверстием.
- Что изменилось? Почему изображение уменьшилось? (Луч света стал тоньше, потому что уменьшилось отверстие).
Далее педагог направляет луч света в аквариум или стеклянную банку, наполненную водой.
- Что вы увидели? (Луч света)
Вывод: Так солнечные лучи освещают нашу планету.
-Ребята, а откуда появляется тень? (Высказывания детей)
- Давайте проверим.
Опыт № 2 “Ищем тень”
Педагог включает фильмоскоп – дети видят солнечный луч. Взрослый просит кого-нибудь из детей встать на пути солнечного луча.
- Что можно увидеть на стене? (Тень этого ребенка)
- Как можно объяснить появление этой тени? (Если на пути солнечного луча появляется непрозрачный предмет, то можно увидеть образовавшуюся тень)
-Ребята, а может ли появиться тень, если нет света? (Нет)
- А могут ли лучи света обогнуть тело или предмет? (Предполагаемые ответы детей)
Опыт № 3 “Какой луч света?”
Детям раздаются фонарики. Они выбирают предмет, на который будут светить, комната затемняется. Когда дети убедятся, что луч света прямолинеен и не может огибать предмет, опыт можно считать завершенным.
- А как вы думаете для живых существ: человека, растений, животных, что важнее - свет или тень?
(Без света все живое на земле бы погибло потому, что живым организмам необходим свет для жизни. А если бы не было тени, все живые существа могли бы сгореть от солнца. Потому, что солнце – не только источник света, но еще и тепла. И если бы растения и животные не находились бы какое-то время в тени, они могли бы умереть от излишнего света и тепла. Поэтому тень так же необходима, как и свет).
-Ребята, посмотрите на наших гостей. Свет и Тень помирились и обещают больше никогда не ссориться. Они поняли, что необходимы всему живому на Земле, и друг без друга они тоже не могут существовать.
- Свет и Тень благодарны за то, что дети им все объяснили, а они, в свою очередь, хотят поиграть с детьми.
Игра с теневым театром
Дети рассматривают фигурки, поясняют, почему они черные (изображение должно быть непрозрачным, чтобы не пропускать через себя световой луч), берут фонарики. Они определяют, как правильно держать фигурки по отношению к свету, экрану, чтобы тень появлялась на стене.
Создание фильма “Два неразлучных друга – Свет и Тень”
- А еще Свет и Тень предлагают вам нарисовать о них свой собственный фильм и всем вместе посмотреть его.
Для этого детям необходимо сесть в одну линию за стол. Педагог разворачивает подготовленную ленту для фильмоскопа перед детьми и предлагает договориться, кто и что будет рисовать. Дети, взяв гелиевые ручки, приступают к рисованию.
По окончанию работы дети вместе с куклами просматривают получившийся фильм.
Свет и Тень прощаются с детьми и дарят солнечные часы, которые состоят из картонного круга и деревянной палочки. При помощи этого прибора можно провести эксперимент и узнать еще много нового о свете и тени на прогулке.