Музыка и всестороннее развитие личности ребенка
Кузнеченкова Татьяна Викторовна,
музыкальный руководитель ГБДОУ № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
музыкальный руководитель ГБДОУ № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
Музыкальное воспитание играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», писал о музыке В.А. Сухомлинский.
Результаты психологических исследований показывают, что те разносторонние способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального воспитания, носят общий характер и помогают детям успешно овладевать и другими видами деятельности. Опыт многих педагогов музыки подтверждает, что музыкально одаренные дети, как правило, проявляют большие способности и к другим предметам.
Музыкальное воспитание решает не только эстетическую задачу, оно стимулирует общее и, в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, учит доброте и умению сочувствовать другим людям. Музыкой можно регулировать процессы возбуждения и успокоения. Недаром испокон веков, укладывая ребенка спать, ему напевают колыбельную песню, тихую, спокойную, ласковую. Поэтому, если ребенок возбудился, ему можно сеть нежную, ласковую песню, а если ребенок грустит, достаточно спеть веселую песенку.
Для того, чтобы ребенок, прослушав музыкальное произведение, получил какое-то впечатление о нем и мог сохранить в памяти представление о его содержании, нужна сложная работа сознания. Слушание музыки требует более или менее длительного сосредоточенного внимания. Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Само по себе слушание музыки будит фантазию ребенка. Каждое произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир.
Нередко дети после прослушивания музыки, которая впечатлила их и очень
понравилась, пытаются изобразить на бумаге сюжет песни или настроение,
которое вызвала мелодия.
Уже в дошкольном возрасте дети улавливают в музыкальном произведении характерные черты разных образов. Их глаза загораются, когда они слышат плясовую, улыбаются и делают комические движения, слушая пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского. Удивительно, но прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Этому есть научное объяснение – музыка развивает пространственное восприятие.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание и сердечно - сосудистую деятельность, улучшает дикцию и формирует правильную осанку. По сути, пение – это отличная дыхательная гимнастика. Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействия на нравственно-эстетическое отношение к явлениям жизни. Она способна пробуждать воображение, фантазию, преображать мысли и чувства детей.
Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега.
Детей обязательно нужно приобщать к классической музыке – она является лучшим средством для музыкотерапии. Детские психологи уверяют, что влияние классической музыки на психику детей колоссально. Регулярное прослушивание классической музыки, оказывает терапевтический эффект, заметно развивает умственные и коммуникативные способности ребенка.
В современной педагогике придается все большее значение свободному, непосредственному творчеству ребенка. Музыкальное творчество детей дошкольного возраста является естественной потребностью и формой
самовыражения. В дошкольном возрасте дети с удовольствием участвуют
в различных импровизациях. Ребенок эмоционально, непосредственно преобразует жизненные впечатления, применяет действия по собственному замыслу, становится автором игр, сценаристом, режиссером и актером-исполнителем.
Таким образом, музыкальное воспитание занимает большое место в формировании личности ребенка, делает его духовно богатым, чутким к красоте в искусстве и в жизни, творчески активным, развитым интеллектуально и физически.