Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Эмоциональное развитие современных детей

Пиленко Дарья Михайловна,
учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 38
компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга
 
«Потребность ребёнка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремлении к определённым переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности»
(Л. И. Божович, Л. С. Выготский и др.)
Год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Достаточно часто страдают дети, поступившие в детский сад, с задержкой психического и речевого развития, проблемами в общении, страхами, обеднённой эмоциональной сферой, проблемами самовыражения, заниженной самооценкой, проблемами, связанными с семьёй. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами. Чтобы разобраться в себе, собственных эмоциях, ребёнок должен уметь переводить эмоции в словесный план. Учитывая, что словарь эмоциональной лексики детей ограничен, становится понятно, что ребёнку необходима помощь взрослого. Усвоение «языка» эмоций даёт возможность ребёнку точно дифференцировать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих. Когда ребёнок находится в гармоничном равновесии с самим собой, когда внутреннее его состояние окрашено положительными эмоциями и он знает, что справится с любой ситуацией внутри себя, - это придаёт ему уверенность. Таким образом, важно научить детей осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные состояния, понимать эмоции окружающих. 
Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально потребностной сферы, направленных ценностей и установок (Т. И. Бабаева, О. Л. Князева, Р. В. Овчарова и др.). С этих позиций на занятиях в ДОУ нужно решать задачи раскрытия ребёнку мира и его собственных переживаний и переживаний окружающих, воспитания чувства, развития воображения, самостоятельности детей, расширения их социальной компетентности, формирования эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Необходимо уделить внимание развитию у детей умений, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения. А также, занятия должны строится в доступной и интересной для детей форме, с учётом особенностей их интеллектуального и речевого развития, обеспечить последовательное усложнение программного материала, осуществляя связь с предыдущим. Дети должны познакомится с проявлениями основных эмоциональных состояний людей: любопытством, радостью, удивлением, печалью, отвращением, злостью, самодовольством, страхом и спокойствием.
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. «Только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности» - Л. С. Выготский и А. В. Запорожец. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собственного собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства, поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
В ДОУ эмоциональное воздействие на ребёнка можно осуществить следующими средствами: сюжетно-ролевые игры, психогимнастические игры, подвижные игры, коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, игры для развития воображения, игровые упражнения, мимические этюды, прослушивание музыки и обсуждение её, чтение сказок и рассказов, знакомство с живописью.
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста — длительный и многогранный процесс, требующий всестороннего развития и согласованного действия всех участников (педагогов, воспитателей, психологов, родителей). Только при таком подходе достигается эмоциональное благополучие дошкольников, позволяющее формироваться успешной личности.
 
Библиографический список:
  1. И. О. Карелина. Эмоциональное развитие детей./И. О. Карелина; Академия развития, 2006
  2. Г. П. Иванова. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: «Скрипторий 2003», 2006.
  3. И. А. Пазухина. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практичеких работников детских садов. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
 
dpilenko@mail.ru? 8(962)683-83-23
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»