Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Управление развитием педагогического коллектива
в условиях внедрения профессионального стандарта

Луканина Мария Николаевна

На сегодняшний день педагог является ключевой фигурой в системе образования и в связанных с ней изменениях. В связи с введением профессионального образовательного стандарта возникает потребность повышения уровня дошкольного образования, а также профессиональных компетенций педагога. В соответствии с Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ и Приказом Министерства образования и науки РФ “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” от 17 октября 2013 года, перед педагогами и руководителями образовательных учреждений встает задача постепенного ознакомления и введения данных нормативных документов в образовательную практику. 

Возрастание роли человеческого капитала с переходом мира к экономике знаний ведет к росту внимания общества к квалификации специалистов. Одним из инструментов повышения качества образования является профессиональный стандарт, который также определяет квалификацию педагога. Главной задачей данного стандарта становится обеспечение перспективы профессионального развития педагога.
Для управления внутренним профессиональным ресурсом образовательного учреждения, в том числе дошкольного, руководителям необходимо исследовать и проектировать процесс управления, который обеспечивает развитие учебного заведения и создать условия для непрерывного профессионального саморазвития всех сотрудников в целом и каждого из них в отдельности.
В условиях развития коллектива образовательной организации наиболее значимым становится осмысление опыта управления дошкольным образовательной организацией.
Развитие педагогического коллектива в дошкольной образовательной организации должно рассматриваться как фактор, обеспечивающий условие согласованного восприятия реальности и согласованного группового поведения педагогов и сотрудников.
К основным способам развития педагогического коллектива можно отнести следующие виды деятельности:

  1. Организация профессиональной коммуникации.
  2. Мотивация педагогических работников к самообразованию.
  3. Психологическая и методическая поддержка педагогических работников.
Для раскрытия этапов технологии развития коллектива как саморазвивающегося организма, обратимся к группам задач, стоящими перед руководством, в рамках методического сопровождения педагога:
  1. Изучение профессионально - педагогических потребностей, интересов и готовности к решению профессионально педагогических задач воспитателей ДОО.
  2. Проектирование и реализация условий для развития профессиональной компетентности педагогов, для решения выявленных проблем и трудностей.
  3. Организация профессионально - педагогического взаимодействия с участниками образовательного процесса.
  4. Организация образовательного пространства в ДОО, способствующего повышению профессиональной компетентности педагогов.
  5. Организация процесса самообразования и саморазвития педагогических работников ДОО.
  6. Формирование внутрифирменной системы профессионального роста педагогических работников на основе развития карьеры по горизонтали.

Для периода становления педагогического коллектива характерны еще не сложившиеся отношения и психологические связи между сотрудниками, отсутствие единства в коллективе. Следовательно, первые усилия администрации детского сада должны быть направлены на обеспечение интеллектуального, организационного, волевого – в целом психологического единства педагогов, что позволит в дальнейшем установить взаимосвязи, превращающие группу разных людей в сплоченный коллектив. Большое значение при этом приобретает социально - педагогический климат, который представляет собой систему эмоционально - психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения.
Следующим важным этапом является доведение всех педагогов ДОО до равного стартового уровня. Здесь подразумевается уровень профессиональной подготовки воспитателей. Поощрение получения высшего педагогического образования, посещения различных курсов повышения квалификации. Также не стоит забывать о психологическом климате в коллективе, поэтому содержание курсов не всегда направлено только на развитие профессиональной педагогической компетентности. Это способствует становлению более глубоких и доверительных отношений в паре воспитателей, более тонкому пониманию психологических особенностей воспитанников. Таким образом, руководство детского сада мотивирует своих сотрудников к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.
Организуя образовательный процесс, руководство ДОО должно постоянно помнить: среди всех задач, которые решаются на педагогических советах, совещаниях, собраниях, педагогических конференциях, не должна упускаться задача сплочения коллектива педагогов, ибо стихийное развитие жизни учителей ведет к их разобщению.
Целенаправленная работа по сплочению педагогического коллектива детского сада происходит при условии постоянного изучения личности педагога, его сильных и слабых сторон, реальных профессиональных возможностей, уровня культуры и компетентности.
Достаточно важным фактором развития коллектива педагогов является разрешение различных коллизий, конфликтов, возникающих в работе. Опыт показывает, что на определенном этапе развития коллектива руководителю ДОО иногда бывает целесообразно не вмешиваться в возникшее противоречие с целью активизировать саморегуляцию в коллективе.
Среди основных условий, определяющих скорейшее становление коллектива, решающим остается личный пример руководителя. Создание коллектива единомышленников – результат оптимального управления и одновременно – залог оптимально организованного педагогического процесса. Педагогический коллектив, представляющий собой гармоничный ансамбль, где все являются друзьями, объединенными общей идеей, людьми, понимающими друг друга и детей, – идеал. В реальной жизни можно говорить лишь о большей или меньшей степени приближения к этому уровню, к которому, конечно, нужно стремиться руководителям школы. Всегда в коллективе можно найти людей, хотя исповедующих в главном, принципиальном общие с руководителями ценности, но имеющих свое собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением лидера или какого-то органа управления.
Если в коллективе культивируется свобода слова и критики, если искореняется преследование за инакомыслие, то особых призывов к активному участию людей в обсуждении внутри коллективных вопросов не требуется. Коллективный ум, как известно, сильнее, поэтому управленческие решения, принятые коллегиально, с участием критически настроенных учителей, с большей вероятностью будут оптимальными, чем самоличные, келейные. Наличие здоровой оппозиции в коллективе вынуждает руководителя ДОО всегда быть на высоте своего положения, держать себя в хорошем творческом, активном состоянии, нередко уберегает от злоупотреблений и управленческих ошибок.
Говоря об этапах технологии создания и развития коллектива, нельзя забывать о такой важной функции руководителя как контролирующая. Контроль деятельности педагогов ДОО при этом не должен быть карающим. Руководитель не должн обязывать, заставлять что - либо делать, такой подход достаточно неэффективен. Основываясь на том, что педагог - субъект собственной деятельности, руководитель осуществляет контроль и оценку труда воспитателя.
Таким образом, профессионально компетентный руководитель обеспечивает успех деятельности педагога, что, в свою очередь, гарантирует успех в развитии детей. Коллектив работает в творческом поисковом режиме, педагог развивает свои профессиональные и личностные качества, а ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»