Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие певческих навыков детей
с применением инновационных технологий в ДОУ

Филякина Ольга Георгиевна,
музыкальный руководитель 
ГБДОУ детский сад № 17
Петродворцового района Санкт-Петербурга
 
«Пение как бы открывает человеку глаза
на красоту родной земли, воздействуя
на его чувства, сопровождая с раннего детства»…

                        В.Сухомлинский
 
Основные цели: 
Освоить детскую певческую культуру
  • Развить музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического, современного репертуара разного характера и содержания, прежде всего связанного с миром Родины – России, воспитывать любовь к ней.  
  • Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать запоминать, называть песни.  
  • Закреплять представления детей об образной природе песен; знакомить их с песнями, в которых представлены 2-3 музыкальных образа.  
  • Развить музыкально-эстетическое сознание средствами певческой деятельности.
Задачи:
  • Формирование певческих умений и навыков;  
  • Обучение исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без аккомпанемента;
  • Развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, умение слушать себя при пении в ансамбле;  
  • Развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Музыка воспитывает высокий вкус и добрую душу. Первые шаги формирования музыкальной культуры дошкольника - это важный этап в формировании его музыкального вкуса. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически  подтверждено, что дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной эстетической деятельности и что именно музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника. Поэтому очевидна актуальность применения инновационных музыкально-педагогических технологий музыкального образования дошкольников, обеспечивающих творческое развитие целостной личности каждого ребенка и качество его музыкального образования. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.              Пение является основным средством музыкального воспитания и является самым массовым видом исполнительства. Оно наиболее близко и доступно детям дошкольного возраста. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, развивают речь, приучаются к совместным действиям во время пения. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: "эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Очевидно, что воздействие пения на физическое развитие детей способствует развитию и укреплению легких; развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Согласно  мнения врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.                                                                                                    Своевременное систематическое развитие певческих и творческих способностей детей, базирующееся на современных, нетрадиционных и здоровьесберегающих технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо», совершенствоваться основные певческие навыки и развиваться креативные способности. Все дети музыканты от природы, абсолютно все могут научиться получать удовольствие от пения, движения под музыку, музицирования.
На музыкальных занятиях, учитывая возможности детского голоса, я никогда не пою с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.
Восприятие способов  певческих умений
Развивая восприятие способов певческих умений, отмечать:  
- Правильность звукообразования (гласных согласных);
- красоту ведения звука (напевного, отрывистого);
- точность, ясность певческой дикции; 
- правильность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка;
- слаженность динамического и тембрового.
Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически использую развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной  направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность  речевого голоса.
Упражнения для развития голоса:
Певческие упражнения используются по определенной системе, ведь их цель – развитие певческой техники, музыкального слуха, причем каждое упражнение имеет свою узкую задачу:  
     - развитие дыхания, дикции, диапазона, но решается она на фоне всего комплекса навыков.    
      Хороший результат в пении дает интонационно-фонетический цикл фонопедических упражнений:
      У-у-о; у-о-а; у-о-а-э; у-о-а-э-ы  (с наглядным пособием картотеки артикуляции);
       Скрип (горловой), переходящий в звуки:
      + + + у-му-мо; + + + у-мо-ма; + + + у-мо-ма-мэ. 
Способы певческих умений:
В упражнениях на нисходящее и восходящее голосоведение
дети показывают движение мелодии рукой или шаги по пальцам.
Например:
1. «Ах, какой же, братец Яков, ты лентяй, ты лентяй.
Целую неделю ты лежишь в постели – ай-ай-ай».
2. Как на бережок налетел снежок…
3. Скачет белка скок да скок. Что за маленький зверёк?
    Вот бы мне её поймать – всем ребятам показать.
 
На каждом занятии провожу дыхательную гимнастику в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев. Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.  Всегда перед началом пения даю распевки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона. Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже).Большую пользу на занятии приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп). Главная задача игрового момента – участие всех детей в творческом процессе. Применение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы». Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм ... ), слогами (ти-ти, та-та), пение стоя, сидя, с движениями (не сложными).
Показателем усвоения песни является ее использование детьми в своей самостоятельной музыкально-игровой и других видах деятельности в свободное время и по собственной инициативе.
Критерием музыкального развития при этом должно стать не число разученных песен, а музыкальная восприимчивость детей, их красивое, выразительное пение, любовь к нему и потребность в нем.
Большое удовольствие малыши получают от пения с собственным аккомпанементом, используя шумовые инструменты:
бубны, трещотки, барабаны, тон блоки,  бубенцы, тамбурины, ложки, треугольники и т.п. При сопровождении стараются соблюдать динамические оттенки: p, f, ff. 
Ребенок, освоивший певческие элементарные музыкально-творческие проявления:
- При исполнении песен самостоятельно может использовать отдельные средства внемузыкальной выразительности (мимика, движения).
- Может импровизировать колыбельную, веселую плясовую, марш.
Импровизирует звуки различных жизненных ситуаций.
         Систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение материала, дифференцированный подход к детям - все это позволяет мне достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»