Развитие певческих навыков детей
с применением инновационных технологий в ДОУ
Филякина Ольга Георгиевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 17
Петродворцового района Санкт-Петербурга
музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 17
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Пение как бы открывает человеку глаза
на красоту родной земли, воздействуя
на его чувства, сопровождая с раннего детства»…
В.Сухомлинский
на красоту родной земли, воздействуя
на его чувства, сопровождая с раннего детства»…
В.Сухомлинский
Основные цели:
Освоить детскую певческую культуру
- Развить музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического, современного репертуара разного характера и содержания, прежде всего связанного с миром Родины – России, воспитывать любовь к ней.
- Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать запоминать, называть песни.
- Закреплять представления детей об образной природе песен; знакомить их с песнями, в которых представлены 2-3 музыкальных образа.
- Развить музыкально-эстетическое сознание средствами певческой деятельности.
- Формирование певческих умений и навыков;
- Обучение исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без аккомпанемента;
- Развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, умение слушать себя при пении в ансамбле;
- Развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
На музыкальных занятиях, учитывая возможности детского голоса, я никогда не пою с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.
Восприятие способов певческих умений
Развивая восприятие способов певческих умений, отмечать:
- Правильность звукообразования (гласных согласных);
- красоту ведения звука (напевного, отрывистого);
- точность, ясность певческой дикции;
- правильность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка;
- слаженность динамического и тембрового.
Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически использую развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.
Упражнения для развития голоса:
Певческие упражнения используются по определенной системе, ведь их цель – развитие певческой техники, музыкального слуха, причем каждое упражнение имеет свою узкую задачу:
- развитие дыхания, дикции, диапазона, но решается она на фоне всего комплекса навыков.
Хороший результат в пении дает интонационно-фонетический цикл фонопедических упражнений:
У-у-о; у-о-а; у-о-а-э; у-о-а-э-ы (с наглядным пособием картотеки артикуляции);
Скрип (горловой), переходящий в звуки:
+ + + у-му-мо; + + + у-мо-ма; + + + у-мо-ма-мэ.
Способы певческих умений:
В упражнениях на нисходящее и восходящее голосоведение
дети показывают движение мелодии рукой или шаги по пальцам.
Например:
1. «Ах, какой же, братец Яков, ты лентяй, ты лентяй.
Целую неделю ты лежишь в постели – ай-ай-ай».
2. Как на бережок налетел снежок…
3. Скачет белка скок да скок. Что за маленький зверёк?
Вот бы мне её поймать – всем ребятам показать.
На каждом занятии провожу дыхательную гимнастику в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев. Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению. Всегда перед началом пения даю распевки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона. Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже).Большую пользу на занятии приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп). Главная задача игрового момента – участие всех детей в творческом процессе. Применение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы». Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм ... ), слогами (ти-ти, та-та), пение стоя, сидя, с движениями (не сложными).
Показателем усвоения песни является ее использование детьми в своей самостоятельной музыкально-игровой и других видах деятельности в свободное время и по собственной инициативе.
Критерием музыкального развития при этом должно стать не число разученных песен, а музыкальная восприимчивость детей, их красивое, выразительное пение, любовь к нему и потребность в нем.
Большое удовольствие малыши получают от пения с собственным аккомпанементом, используя шумовые инструменты:
бубны, трещотки, барабаны, тон блоки, бубенцы, тамбурины, ложки, треугольники и т.п. При сопровождении стараются соблюдать динамические оттенки: p, f, ff.
Ребенок, освоивший певческие элементарные музыкально-творческие проявления:
- При исполнении песен самостоятельно может использовать отдельные средства внемузыкальной выразительности (мимика, движения).
- Может импровизировать колыбельную, веселую плясовую, марш.
Импровизирует звуки различных жизненных ситуаций.
Систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение материала, дифференцированный подход к детям - все это позволяет мне достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.